Россия на карте часовых поясов

Разделы: География


Цель: развитие навыков работы в коллективе посредством совместного обучения и принятия решения.

Задачи:

  • показать практическое значение знаний: часовые пояса, местное время, иллюстрация и закрепление теоретического материала.
  • развитие умения формулировать проблему, выделять аргументы, доказательства, критерии оценивания
  • выработка навыков решения проблемы на основе имеющейся информации

Оборудование:

Для педагога:

  • презентация в программе Microsoft Point;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран.

Для учащихся: конверты с материалом дл я каждой группы, который включает в себя: кейс, дополнительную информацию.

Аудитория: 8 класс.

Ход урока

1. Организационный момент

Класс делится на группы по 5 человек и получает раздаточный материал.

2. Ознакомление с темой урока

Повторение понятий: часовой пояс, местное время. Приложение 1, Слайд 2

3. Работа с кейсом

Этапы работы с кейсом.

  1. Знакомство с конкретным случаем. Работа с текстом (кейсом), где дается описание событий.
  2. Знакомство с дополнительной информацией.
  3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений.
  4. Диспут. Защита группой своего решения.
  5. Сравнение решений принятых в группах с решением принятым в действительности.
  6. Рефлексия.

Инструкция для учащихся:

  • Внимательно прочитайте текст. Проведите анализ информации.
  • Сформулируйте проблему
  • Выберите из текста причины ее возникновен
  • Используйте необходимую дополнительную информацию для решения проблемы.
  • Сформулируйте свои варианты выхода из создавшейся ситуации.
  • Оцените решения других групп. Выберите оптимальное решение

Кейс. Слайд 3–4

Президент РФ Д. Медведев в ноябре 2009 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ предложил обсудить целесообразность сокращения количества часовых поясов. Президент пояснил: « Сокращение временной разницы способно оживить деловую жизнь, простимулировать новые хозяйственные связи, проекты. Это предложение в целом поддерживается экспертами, которые считают такую оптимизацию одним из путей повышения эффективности управления государством. Менее дробное деление страны позволит также снять рад проблем, связанных с транспортом и коммуникациями, способно укрепить позиции России как важного звена в глобальной инфраструктуре» Эксперты говорят, что реально часовых поясов меньше.

Некоторые говорят, что их должно быть 5–6, другие 9. Примером может служит Китай, который находится в 3 часовых поясах, но живет по одному времени на всей территории.

В средствах массовой информации появились статьи, где приводилось мнение граждан. Братья Трифоновы заявили, что при существующем количестве часовых поясов им неудобно вести совместный бизнес, так как один живет в Москве, а другой в Чите. Разница составляет 6 часов. Поэтому, когда в Чите вечер, в Москве полдень.

Жители села Борисовка Тюменской области и села Каменка Омской области живут в разных часовых поясах, хотя между ними расстояние всего 3 км. Учащимся села Борисовка приходится вставать на 1 час раньше, т.к. школа находится в Каменке, а там другой часовой пояс.

Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Р.Туровский считает, что эта инициатива может быть выгодна тем, кто территориально расположен рядом, но находится в разных часовых пояса. Реальной и осознанной потребностью самих жителей этих областей в слиянии часовых поясов нет, им эта мера будет казаться капризом Москвы.

Слайд 5. Работа группы согласно инструкции

Решение Слайд 6

  • «Это возможно, но, рассматривая такого рода решение, надо рассчитать и его вероятные последствия, организовать мониторинг всех факторов, включая медико-биологические, а также экономические и международные последствия», – заметил Д.Медведев.
  • Приняты решения о переводе пяти субъектов Федерации (Самарская область, Удмуртская республика, Кемеровская область, Камчатка, Чукотка) в новые для них часовые пояса в результате чего общее количество часовых зон в стране сократится с 11 до 9. По словам главы государства, авторство этой инициативы принадлежит самим субъектам. Причем некоторые регионы (в частности, Кемеровская область) высказали ее еще до того, как президент озвучил эту концепцию в послании Федеральному Собранию.

Слайд 7–8

Анализ результатов по кейс-методу показывает, что у учащихся развивается практическое мышление, навыки анализа текстовой информации, умение формулировать и вычленять проблему, выделять аргументы, критерии оценки альтернативных решений, умение слушать, задавать вопросы, оценивать выступление (т.е. коммуникативная культура).