Формирование основ здорового образа жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Поэтому, несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это начинать?

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом её формирования.

Основные компоненты здорового образа жизни:

  1. Правильное питание.
  2. Рациональная двигательная активность.
  3. Закаливание организма.
  4. Развитие дыхательного аппарата.
  5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Только совместными усилиями специалистов разных областей знаний (медицины, физической культуры и спорта, психологии) можно решить эту сложную проблему.

Каковы пути решения проблемы?

  1. Начинаем с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление
  2. на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладеваем оздоровительными системами и технологиями; приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).

  3. Второй аспект – работа с родителями: проведение “ликбезов” по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, дыхательные системы и т.д.); практических семинаров; семейных соревнований; дней открытых дверей и других мероприятий.

Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.

Когда надо начинать?

Здесь и сейчас.

Каждый наш шаг можно оценить с точки зрения здоровья:

  • как мы сидим (осанка, положение ног);
  • каков наш настрой (хотя бы на сегодняшние цели) и т.д.

Когда же эти навыки здорового образа жизни (здорового отношения к себе) войдут в привычку, они станут необходимыми как глоток свежего воздуха.

На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза провозглашено формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст.

Двигательная активность дошкольников должна быть неразрывно связана с интеллектуальной деятельностью. Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей – движения способствуют развитию всех областей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Кроме этого, элементарные начальные знания по гигиене, анатомии, режиму дня, соотношению работы и отдыха, закаливанию организма можно непосредственно передавать ребенку в ходе физкультурных занятий, утренней гигиенической гимнастики, на прогулке и т.д.

Конкретизируя задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в контексте его основной цели – формирования физической культуры личности, можно выделить специфические и общепедагогические.

Специфические задачи:

1. Оздоровительные задачи:

а) обеспечивать всестороннее и гармоничное развитие физических качеств дошкольников;
б) способствовать функциональному развитию органов (сердце, легкие и др.) и систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.);
в) содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы;
г) закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики закаливания;
д) способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

2. Образовательные задачи:

а) формировать и совершенствовать у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.);

б) сделать достоянием каждого ребенка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, биомеханике движений, технике выполнения различных упражнений, правилам соревнований по спортивным играм и т.д.

Общепедагогические задачи:

  1. Воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
  2. Способствовать развитию воли, целеустремленности.
  3. Формировать позитивные качества характера.
  4. Способствовать эмоциональному развитию детей.
  5. Воспитывать эстетические потребности личности ребенка.

Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.

Оздоровительные мероприятия:

Кроме всем известных оздоровительных мероприятий, таких как:

  • Воздушно-контрастное закаливание
  • Сон с открытыми фрамугами
  • Полоскание горла
  • Физические упражнения в проветренных помещениях и др.,

новыми инновационными видами закаливания являются:

  • Аэроионизация воздуха – вдыхание искусственно ионизированного

воздуха – оказывает стимулирующее воздействие на детей: улучшает функциональное состояние центральной нервной системы, способствует более быстрому приросту мышечной массы, вестибулярной устойчивости, развитию выносливости, улучшает самочувствие, сон, аппетит, активизирует витаминный обмен.

Аэроионизатор включается в течение месяца ежедневно на 30 минут перед дневным сном и на 30 минут в игровом помещении.

  • Фиточай и фитотерапия (во время дневного сна – подушечки с травами)
  • Точечный массаж.

Заключение: Здоровье не существует само по себе, данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

В народе говорят: “Здоровому, все здорово!” Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого.