Цель урока: сформировать понятие о массовой доле растворённого вещества в растворе, научить применять полученные знания на практике.
Задачи.
Образовательные:
- Научиться готовить растворы с указанной массовой долей растворённого вещества, соблюдая правила ТБ.
Воспитательные:
- Совершенствовать навыки химического экспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу;
- Продолжить согласованное формирование практических навыков и единых требований к проведению и оформлению лабораторных и практических работ.
Развивающие:
- Развивать самостоятельность, творческую активность, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: весы, мерный цилиндр, химические стаканчики, вода, хлорид натрия, лекарственные препараты – 5% спиртовый раствор йода, физиологический раствор, глазные капли, 9% раствор уксусной кислоты.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа, самостоятельная работа.
Ученик должен знать: понятия “раствор”, “массовая доля растворённого вещества”, “масса раствора”, “масса растворённого вещества”.
Ученик должен уметь: вычислять долю компонента (вещества) в смеси (растворе), работать с весами и веществами.
Эпиграф к уроку:
“Теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда”. (П.Л.Капица)
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие.
- Подготовка учащихся к работе.
2. Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель: Когда человек начинает знакомиться с новым учебным предметом, темой, то всегда возникают вопросы, зачем нужно изучать именно этот предмет, чем именно интересна данная тема. Что такое химия?
Учащиеся: Это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Учитель: Мы изучаем химию, чтобы полученные на уроках знания могли применять на практике.
Как приготовить раствор для засолки огурцов?
Как приготовить раствор для промывания горла при ангине?
В каком соотношении брать воду и соль?
На сегодняшнем уроке мы научимся готовить эти и другие растворы.
3. Операционно-исполнительский этап.
Учитель: Растворы имеют чрезвычайно большое практическое значение. В растворах протекают химические реакции, лежащие в основе обмена веществ в живых организмах, растворы широко применяются в медицине, промышленности, в различных лабораториях. Значимость растворов диктует необходимость умения их приготавливать. В химической практике наиболее важны растворы, приготовленные на основе жидкого растворителя. Широко распространённым и применяемым неорганическим растворителем является вода. Кроме того, широко в качестве растворителя используют спирт. А то, что мы растворяем в воде будет растворённым веществом. Давайте сейчас представим, что мы с вами лаборанты. (Класс делится на группы – пары.)
1 и 4 группа - лаборанты – агрономы – делает раствор для обработки семян перед посевом.
2 и 5 группа – лаборанты – фармацевты – делает раствор для промывания нса при насморке.
3 группа – кулинары – готовят раствор для засолки огурцов.
(Инструкция для работы в приложении. (Приложение 1))
Учащиеся: Работают в парах, готовят растворы.
Учитель: Важной характеристикой раствора является концентрация или массовая доля растворённого вещества в растворе. Она выражает относительное содержание растворённого вещества в растворителе.
Массовая доля растворённого вещества – это отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовую долю выражают в процентах или долях единиц:
W = [m (в-ва)/m(р-ра)] x100%, где
W – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) – масса раствора (г, кг)
Массу раствора можно определить по формулам:
m(р-ра)=Vp
m(р-ра)=m(в-ва) +m(воды)
V – объём раствора (мл, л, м3)
p – плотность раствора (г/мл, г/л, кг/м3 )
А теперь давайте определим массовую долю вещества в вашем полученном растворе.
Учащиеся: Записывают все формулы в тетрадь и проводят вычисления по формуле.
1) Находят массу раствора.
2) Находят массовую долю растворённого вещества.
3) Пишут ответ.
Учитель: проверяет правильность выполненного задания и просит открыть учебники. Рассматривают вместе с учащимися типовые задачи из учебника и сразу даём домашнее задание:
1. Читать по учебнику параграф 24.
2. Выучить, что называют массовой долей растворённого вещества.
3. У вас дома у всех имеется аптечка с лекарственными препаратами. Найдите такие лекарственные препараты, где на этикетке указано процентное содержание растворённого вещества. Составьте одну задачу и решите её.
3. Рефлексионно-оценочный этап
Учитель: На ваших столах имеются флаконы с лекарственными препаратами, уксусной кислотой. На этикетках каждого написано какого процентное содержание вещества в данном растворе и дана масса раствора. Процентное содержание показывает, что в 100 граммах воды растворено столько-то граммов вещества. Например, (показываю 5% спиртовый раствор йода) в 100 граммах спирта растворили 5 грамм йода. Вам необходимо вычислить какова масса растворённого вещества в данном растворе.
Учащиеся: Составляют условие задачи, пишут данные и решают задачи.
Учитель проверяет правильность выполненного задания.
Приложение 1
Инструкция группе фармацевтов.
1. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлорида натрия – 10 г соли растворяют в 100 мл воды.
2. Подготовьте весы к работе.
3. Проведите взвешивание вещества с помощью весов с разновесами.
4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.
5. Приготовьте заданный раствор соли.
Инструкция группе кулинаров.
1. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли – 4 г на 50 г воды.
2. Подготовьте весы к работе.
3. Проведите взвешивание вещества (поваренной соли) с помощью весов с разновесами.
4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.
5. Приготовьте заданный раствор соли.
Инструкция группе агрономов.
1. Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для этого их погружают в раствор поваренной соли – 2,5 г соли на 50 г раствора.
2. Подготовьте весы к работе.
3. Проведите взвешивание вещества (поваренной соли) с помощью весов с разновесами.
4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.
5. Приготовьте заданный раствор соли.