Программное содержание.
Образовательные задачи.
Продолжать учить детей делать звуко - слоговой анализ слов, составлять слова из слогов; закреплять умение выявлять различия в звуковом составе слов, знание букв: а. о, э, и, ы, у, м, н, т , п, к, х, ф, й, ё, ю, я, е; закрепить понятие о буквах и звуках, гласных и согласных, мягких и твердых, двойных звуках.
Развивающие задачи.
Развивать слухо-речевую память, фонематическое восприятие и фонематический слух.
Воспитательные задачи: воспитывать внимание, активность.
Форма проведения: игра-путешествие.
Оборудование и материал: оформление зала по мотивам сказки “Гуси-лебеди” (печка, яблоня, речка, избушка), иллюстрации к сказке “Гуси-лебеди”, касса букв и слогов (на каждого ребенка), рисунок с предметами на звуки [йо], [йа], [йу], [йэ]; квадраты красного, синего и зеленого цветов, магнитная доска, магнитофон, аудиокассета с записью звуков леса.
Ход игры
Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки). Давайте ее вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.
Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути? (Печку)
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.
Воспитатель: Дети, хотите помочь девочке? (Да)
Воспитатель берет из печки “пирожки” и читает вопросы.
Вопросы:
Из чего состоят слова? (Из звуков)
- Чем отличаются короткие слова от длинных? (В коротких словах мало звуков). Назовите короткие, длинные слова. (Дом, кот, телефоны, прибежали).
- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки только слышим, а буква глуха и нема, но у неё есть имя: “эль”, “эн”).
Закончите предложение: В устной речи применяются …{звуки), а в письменной - {буквы).
Воспитатель: Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка ей дала подсказку букву Ш. Как только девочка соберет все подсказки, она сразу узнает, куда гуси-лебеди унесли её братца. А что же было дальше?
Дети: “Бежит девочка, видит: стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца”.
Воспитатель: А яблоня ей в ответ: “Я скажу, если ты ответишь на мои вопросы и выполнишь задания”. (Воспитатель срывает яблоко и читает вопросы)
Вопросы:
- На какие две группы делятся звуки? (На гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? Назовите гласные и согласные звуки.
- У вас есть друзья. Гласные и согласные звуки тоже дружат. И когда они собираются вместе получается слог. Сейчас послушайте задание: нужно выложить с помощью звуковых обозначений слоги: КУ, ТИ, ОН, ХА, МЯ.
Дети берут кассу букв и слогов и выполняют задание.
Воспитатель: Верно. А теперь придумайте слова с двумя слогами, с тремя слогами.
Воспитатель: Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке получить вторую подсказку. Это слог ИЗ. Побежала девочка дальше, вышла на полянку и решила отдохнуть. И мы тоже отдохнем.
Релаксация с речевым сопровождением “Волшебный сон”. (Дети ложатся на ковер, закрывают глаза.)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются….
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Напряжение улетело…
И расслаблено все тело…(2 раза)
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Губы теплые и вялые,
И несколько не усталые.
Губы приоткрываются, все чудесно расслабляется … (2 раза)
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза!
Проснуться!
Вот пора нам вставать, путешествие продолжать!
Воспитатель: А на полянке девочка нашла еще одну подсказку. Это слог КА. А что же дальше было?
Дети: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.
Воспитатель: А речка говорит: “Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слов ТИНА, ЮЛА”.
Дети проводят звуковой анализ слова вместе с педагогом, выставляя квадратики на магнитной доске в соответствии со звуками в слове. По ходу выполнения педагог уточняет, какие звуки встречаются: согласные или гласные, твердые или мягкие.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, помогли девочки. За это речка дала ей подсказку БУ.
Итак, девочка собрала все подсказки, давайте попробуем разгадать, где же её братец, собрав из слогов слово. (Избушка). Теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замки. Давайте поможем девочки их открыть.
- Какие звуки живут на улице Двойных гласных звуков?
- Почему эти звуки так называются? (Состоят из двух звуков)
- Каким цветом они обозначаются?
- Какой звук слышится вначале каждого из них?
- Рассмотрите рисунок и назовите слова со звуками [йо], [йа], [йу], [йэ].
Воспитатель: Вот и помогли мы спасти девочке братца. Какое задание было самым интересным? Какое задание было сложным? Какое задание было легким?
Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте. Занятие окончено.
Дети: Всего доброго!