Решая в ходе обучения общие задачи работы над словом, учитель начальных классов много внимания уделяет словарно-орфографической работе со словами, которые в программах начальной школы относятся к разделу слов с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены учебной программой и включены в «словарь», который помещен в учебнике «Русский язык».
Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся – ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.
Методика организации словарной работы в начальной школе предусматривает три основных направления:
- обогащение словаря, то есть усвоение учащимися новых слов или новых знаний тех слов, которые есть в словаре детей;
- уточнение словаря, то есть проведение словарно-стилистической работы, направленное на развитие умения правильно подбирать слова в речи;
- активизация словаря, то есть развитие у детей умения свободно пользоваться словарным запасом в рассказах и пересказах, беседах, при написании изложений и сочинений.
Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.
Усвоение написания этих слов предполагает развитие у детей орфографической зоркости и памяти. Более глубокому усвоению трудных слов способствуют наглядные пособия, которые имеются в кабинете.
- Картинные словари (демонстрационные и раздаточные);
- Демонстрационные карточки с трудными словами;
- Сигнальные карточки с безударными гласными а, о, е, и, я;
- Таблицы по русскому языку: «Дни недели», «Название месяцев», «Оро и оло», «В поле и огороде» и др.
У каждого ученика имеется рабочая тетрадь – словарик, каждая страница которого включает в себя следующее:
- запись самого слова с ударением и выделение безударной гласной;
- история слова (происхождение слова);
- словосочетания, предложения;
- подбор родственных слов (с разбором их по составу);
- загадки (одна, две и более);
- стихи, небольшие рассказы
– все это способствует лучшему усвоению слов из словаря.
Работая таким образом со словом, от класса к классу увеличивается количество сведений о данном слове. Так, например, в 1-м классе – загадка, составление предложения; во 2-3-х классах – составление словосочетаний, загадка, подбор родственных слов, разбор их по составу; история слова, стихи.
4-й класс – загадка, ребусы, пословицы, поговорки, фразеологизмы, рассказы.
Такая форма помогает сосредоточить материал по данному слову в данном месте, сокращает время на поиск нужного материала каждый раз, когда возникает необходимость обратиться к работе над данным словом.
Большую помощь в подборе необходимого материала оказывают и сами ученики. С большим удовольствием отыскивают они нужный материал в учебниках по литературе своих старших братьев и сестер, в детских журналах, энциклопедиях, интернете. Все это, как правило, вызывает живой интерес у учащихся, Такая работа позволяет активизировать процесс обучения, повышает качество усвоения изучаемых орфограмм, расширяет активный словарный запас, развивает интерес учащихся к родному языку.
Виды работ в ходе изучения словарных слов приведены в Приложении.