Словарная работа как средство развития орфографической зоркости младшего школьника

Разделы: Начальная школа


Решая в ходе обучения общие задачи работы над словом, учитель начальных классов много внимания уделяет словарно-орфографической работе со словами, которые в программах начальной школы относятся к разделу слов с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены учебной программой и включены в «словарь», который помещен в учебнике «Русский язык».

Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся – ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.

Методика организации словарной работы в начальной школе предусматривает три основных направления:

  • обогащение словаря, то есть усвоение учащимися новых слов или новых знаний тех слов, которые есть в словаре детей;
  • уточнение словаря, то есть проведение словарно-стилистической работы, направленное на развитие умения правильно подбирать слова в речи;
  • активизация словаря, то есть развитие у детей умения свободно пользоваться словарным запасом в рассказах и пересказах, беседах, при написании изложений и сочинений.

Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.

Усвоение написания этих слов предполагает развитие у детей орфографической зоркости и памяти. Более глубокому усвоению трудных слов способствуют наглядные пособия, которые имеются в кабинете.

  1. Картинные словари (демонстрационные и раздаточные);
  2. Демонстрационные карточки с трудными словами;
  3. Сигнальные карточки с безударными гласными а, о, е, и, я;
  4. Таблицы по русскому языку: «Дни недели», «Название месяцев», «Оро и оло», «В поле и огороде» и др.

У каждого ученика имеется рабочая тетрадь – словарик, каждая страница которого включает в себя следующее:

  • запись самого слова с ударением и выделение безударной гласной;
  • история слова (происхождение слова);
  • словосочетания, предложения;
  • подбор родственных слов (с разбором их по составу);
  • загадки (одна, две и более);
  • стихи, небольшие рассказы

– все это способствует лучшему усвоению слов из словаря.

Работая таким образом со словом, от класса к классу увеличивается количество сведений о данном слове. Так, например, в 1-м классе – загадка, составление предложения; во 2-3-х классах – составление словосочетаний, загадка, подбор родственных слов, разбор их по составу; история слова, стихи.

4-й класс – загадка, ребусы, пословицы, поговорки, фразеологизмы, рассказы.

Такая форма помогает сосредоточить материал по данному слову в данном месте, сокращает время на поиск нужного материала каждый раз, когда возникает необходимость обратиться к работе над данным словом.

Большую помощь в подборе необходимого материала оказывают и сами ученики. С большим удовольствием отыскивают они нужный материал в учебниках по литературе своих старших братьев и сестер, в детских журналах, энциклопедиях, интернете. Все это, как правило, вызывает живой интерес у учащихся, Такая работа позволяет активизировать процесс обучения, повышает качество усвоения изучаемых орфограмм, расширяет активный словарный запас, развивает интерес учащихся к родному языку.

Виды работ в ходе изучения словарных слов приведены в Приложении.