Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Звук [Ш]"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Автоматизация звука “Ш” в обратных слогах, словах.

Задачи.

Коррекционно-образовательная:

– автоматизация звука “Ш”.

Коррекционно-развивающие:

– развитие артикуляционной моторики;
– развитие фонематического слуха;
– обогащение словарного запаса по теме “Одежда”;
– упражнения в согласовании существительных;
– развитие навыка точно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-воспитательная:

– закрепление навыка самоконтроля за речью;
– воспитание навыков поведения на занятие.

Оборудование: артикуляционный профиль, зеркало, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Мимическая гимнастика – по ходу рассказа ребенок показывает эмоции.

– Представь себе. Мы идем по лесу, любуемся цветочками, наслаждаемся красотой. Покажи как тебе хорошо! И вдруг… что-то зашуршало в траве, мы насторожились. И увидели… змею! Мы испугались. Присмотрелись, а это оказалась веточка. Мы успокоились и улыбнулись друг другу.

II. Артикуляционная гимнастика

Используются упражнения комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

III. Автоматизация звука “Ш”

1) изолированно

Упражнение “Змея” (Формирование правильного уклада звука “Ш”).

– губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком с щелью,

– язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель,

– боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

2) в обратных слогах

  • Слоговая разминка. Повторить каждый слог несколько раз:
  • АШ, ОШ, УШ, ЭШ, ЫШ, ЯШ, ЮШ, ЕШ, ИШ.

  • Запомнить и воспроизвести за логопедом, слоговые ряды.
    АШ – ОШ – УШ ОШ – АШ – УШ ИШ – АШ – ОШ

3) в словах

  • Конструирование слов
  • – Добавь звук “Ш”.
    Ва…, на…, ду…, камы…, малы….

  • Отраженное произнесение слов

IV. Обогащение словарного запаса по теме “Одежда”

1) обобщающее слово

– Перечисли предметы на картинках. <Рисунок 1>

– Назови их одним словом.

2) выбор слов со звуком “Ш”

– Подбери одежду для мальчика так, чтобы в название одежды был звук “Ш”.

3) игра “Четвертый лишний”

– Послушай слова. Выдели лишнее слово и объясни, почему оно лишнее.

Одежду стирают, купают, гладят, сушат.

Одежду моют, чистят, отжимают, складывают.

1) составление предложений по образцу

– Представь, что на картинках наша одежда. Я буду говорить за девочку, а ты за мальчика.

– Моя юбка. (Моя рубашка.)

V. Итог занятия

Вспоминаем, чему учились сегодня на занятии.

Покажи правильную артикуляцию звука “Ш”.