Цели урока:
– ввести понятие “природное
сообщество”;
– познакомить с растениями и животными моря;
– рассмотреть взаимосвязи между растениями и
животными моря;
– показать возможность негативного воздействия
на природные сообщества человека;
– познакомить с правилами экологически
грамотного поведения человека с целью
сохранения природных богатств;
– развивать творческие способности,
наблюдательность, навыки самостоятельной
работы, работы в парах;
– воспитание бережного отношения к окружающей
среде
Оборудование: физическая карта России, глобус, таблица “Жизнь в море”, учебник “Окружающий мир”, тетрадь с печатной основой №2, презентация “Океаны Земли. Жизнь в море”, предметы для выставки морских сувениров.
Ход урока
1. Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок мы наш начнём.
2. Актуализация знаний.
Объясните смысл фразы: “ не для школы, а для жизни мы учимся”.
– Изучение какой темы мы закончили на прошлом уроке? (природные зоны)
– Перечислите природные зоны по мере их удаления с севера на юг.
(Арктика, тундра, зона лесов, степь, пустыня)
– В какой из природных зон мы проживаем? (степь)
– Я буду называть животное или растение, а вы назовите природную зону, в которой оно обитает (белый медведь, бурый медведь, верблюд, морошка, скорпион, полынь, дрофа, саксаул, лемминг, лось).
– А где ещё можно наблюдать те же изменения растительности, что и при движении с севера на юг по природным зонам? (спускаясь с горы)
3. Работа в парах.
– Чего не хватает в “чужих” зонах перечисленным ниже растениям и животным?
Пальме и верблюду в тайге?
Ели и медведю в пустыне?
Пшенице и дрофе в тундре?
Клюкве и гагаре в степи?
4. Постановка учебной задачи.
Мы с вами сейчас доказали, что верблюд не может без солнца и тепла, белый медведь без снега и льда, гагара без скалистых гор, а клюква любит влагу. Иначе говоря, каждый из них приспособился к определённым климатическим условиям и может существовать в том природном единстве, которое сложилось в определённых условиях окружающей среды, значит в своём сообществе. Что такое природное сообщество? В них образуются особые связи между живой и неживой природой, так и между живыми организмами. А какая среда обитания нужна таким животным как синий кит, краб, морж? (морская вода) Продолжите этот ряд (медуза, осьминог, акула, дельфин и т.д.) (слайд 1)
Вот об этих животных и их среде обитания мы с вами сегодня и будем говорить на уроке. Итак, тема урока: “Природное сообщество. Океаны Земли. Жизнь в море”.
Сегодня у нас впереди исследования океанов и морей. В результате наших исследований мы должны понять, как взаимосвязаны растения и животные моря и какое значение для их существования имеет деятельность человека.
5. Постановка проблемы.
Думаю, что многие из вас слышали о великом норвежском исследователе, учёном Туре Хейердале(слайд 1,2). Он посвятил свою жизнь изучению мира и известен своими морскими путешествиями. Прочитайте фразу этого известного человека. Как вы думаете, почему Тур Хейердал сказал, что “Наша планета скорее Океания, чем Земля”?
– Очень интересно было выслушать ваши мнения.
– На этом уроке, я надеюсь, вы узнаете для себя много нового и убедитесь, что это действительно так.
6. “Открытие” учащимися новых знаний.
а) Загадка:
Кругом вода,
А с питьём беда (море или океан)
Вода – первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек. Нет ни одной отрасли промышленности, в которой не применялась бы вода. Это древнейший источник энергии. Самый известный растворитель. Его на Земле 1 миллиард 338 миллионов куб.
– А сколько на Земле океанов? (4) (слайды 4-7) (слайд 3).
б) Стихотворение “Океаны Земли” (показать на глобусе)
Спят четыре океана
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
/М.Погарский/
Тихий океан – самый большой, самый глубокий (Марианская впадина)/
Атлантический океан – занимает первое место по перевозкам.
Северный Ледовитый – самый маленький, самый холодный, самый мелкий, самый пресный.
в) Значение океанов.
Океаны питают сушу влагой, а воздух – кислородом. Не дают океаны замёрзнуть Земле и излишне разогреться, потому что медленно остывают и нагреваются их воды. Многие учёные считают, что жизнь на нашей планете зародилась именно в океане. Богатейший растительный и животный мир океанов, имеющиеся на их дне полезные ископаемые смогут обеспечить человечество в будущем всем необходимым для жизни.
– Как вы думаете, при каких условиях это возможно? (при бережном отношении к морским ресурсам)
г) Работа с картой полушарий (слайд 8).
– А может ли вода каким-то образом попасть из одного океана в другой?
Ещё раз внимательно посмотрите на карту полушарий, и вы поймёте, что может.
“Все природные воды, где бы они не находились, теснейшим образом связаны между собой и представляют единое целое. Между океанами нет границ!” (В.И.Вернадский)
д) Знакомство с морями.
Наш следующий этап урока – знакомство с морями.
Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Океаны и моря – самые большие водоёмы.
– Когда произносится слово “море”, что вы себе представляете?
– Кто из вас был на море? (слайды 9-12)
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки.
Человечество издавна манила красота моря. Художники, поэты, писатели, композиторы посвящали этой теме свои произведения. Море бывает разным – тёплым и холодным, гневным и добрым, ласковым и хмурым, нежным и суровым. Сегодня оно лазурное, а завтра – свинцово-чёрное.
– Какие моря с цветными названиями вы знаете? (Жёлтое, Белое, Красное, Чёрное)
Белое море – священное море Севера. Оно таит в себе много неразгаданных тайн. Своё название получило, возможно, от цвета белого снега и льда, покрывающих его в зимнее время.
Красное море имеет красный цвет за счёт бурых микроскопических водорослей, которые периодически в нём развиваются. Но это не единственная версия.
Жёлтое море названо так потому, что периодически приобретает желтоватый оттенок глины, которой много на побережье.
Чёрное море получило своё название потому, что в пасмурную погоду поверхность моря темнеет под тёмными тучами (слайд 13) На самом деле это любимое место отдыха. Оно самое ласковое и приветливое.
Конечно, если морскую воду набрать в ладони, то она окажется прозрачной, совсем не имеющей никакого цвета. Только в море или океане она приобретает свой неповторимый оттенок.
А вот вода в Саргассовом море имеет яркий зеленоватый оттенок из-за скопления зелёных водорослей на его поверхности. Их так много, что моряки, впервые оказавшиеся в этом месте, ошибочно принимали его за землю.
е) Физкультминутка “Морская зарядка”
ё) Жизнь в море.
Водоёмы использует человек для своих хозяйственных нужд, водные дороги связывают один материк с другим. Но море – это, прежде всего, среда обитания растений и животных, это их дом. Этот огромный мир со своими обитателями живёт по особым законам. Все растения и животные, которые обитают и взаимодействуют в море, составляют его природное сообщество. Не сразу человек научился использовать дары моря, боялся водной стихии.
(Загадка из тетради отгадка в чёрном ящике – мел);
Выставка морских сувениров)
ж) Для большинства миллионов удивительных существ море – родной дом. Давайте познакомимся с его обитателями.
Начнём с самого верхнего слоя воды (слайд 14).
Планктон – это мельчайшие водоросли и животные, обитающие в верхних, более тёплых слоях морей и океанов. Планктон кормит весь животный мир морей и океанов – от мелких рыбёшек до голубого кита. И не случайно: в планктоне есть всё необходимое для роста живых существ – и белки, и жиры, и витамины.
з) Водоросли (слайд 15,16)
Водоросли – пища и настоящий дом для мелких морских жителей. Из водорослей человек добывает йод, красящие и желеобразующие вещества. Морские бухты часто зарастают водорослью ламинарией (морской капустой), которая является диетическим продуктом (показать)
и) Животный мир моря (слайды 17-28), рассказы детей
синий кит (работа с учебником стр.17)
дельфин
осьминог (загадка: “Что за чудо здесь плывёт – голова и восемь ног?”)
акула
морская звезда
медуза
морской конёк
краб
й) Рассматривать отдельно животный и растительный мир моря или океана, как и другого природного сообщества невозможно, т.к. они взаимодействуют друг с другом. Человек должен знать это, чтобы не разрушить гармонию, созданную самой природой.
к) Работа в тетради с печатной основой стр.6
водоросли планктон синий кит
водоросли рачки рыбы моржи
водоросли планктон морские губки
водоросли рыбы чайки
л) Экологические проблемы (слайды 29-33)
Освоение Мирового океана только начинается, но много бед несут ему люди.
Огромный ущерб морям и океанам несёт разлив нефти, который происходит в результате аварий нефтяных танкеров, аварий на нефтяных скважинах. В первую очередь страдают птицы. Их перья склеивает нефть, и они уже не могут взлететь и погибают. Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет. Гибнут растения и животные.
Очень вредит мировому океану бытовой мусор. Ещё в 1969 году Тур Хейердал писал после своего путешествия по Атлантическому океану: “Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину”. Со временем этого путешествия прошло более 40 лет, и загрязнение океана значительно усилилось (сказка о золотой рыбке).
м) Что же делать?
Водоросли, креветки, крабы, мидии, устрицы, обитающие в морях – мощнейшие очистительные сооружения в мире. Нужно лишь создать условия для их обитания.
н) Рефлексия
Человек – дитя природы, а не властелин. Мы должны об этом помнить всегда. Давайте попробуем обобщить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке и написать синквейн на тему “Океан”
1. Океан | 1. Океан |
2. Великий, бесконечный | 2.Безбрежный, огромный |
3. Волнует, пугает, шумит | 3.Бушует, ревёт, удивляет |
4. Наши океаны – загадочный мир. | 4. Пугающая сила для человека. |
5. Тайна. | 5. Стихия. |
Д/з. стр. 9 – 1, тетрадь стр.5.