Тема: “Хвойные деревья”.
Цель урока: научить уч-ся различать хвойные деревья: сосну и ель.
Тип: комбинированный.
Вид: урок-исследование.
Форма работы: групповая.
Планируемые результаты: уч-ся научатся выделять сходные и отличительные признаки внешнего вида хвойных растений; будут формироваться учебно-информационные (осуществлять наблюдение), учебно-логические и учебно-интеллектуальные действия (выделять главное, существенное, классификация, обобщение) и учебно-организационные действия (умение объяснять, оказывать помощь).
Учебно-методический комплект: “Начальная школа XXI века” под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана – Граф, 2011.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, натуральные объекты живой природы (веточки и шишки ели и сосны), проектор, документ– камера, цветные сигналы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
2. Объявление целей, плана урока.
– Сегодня у нас необычный урок. Вы все станете исследователями. Кого называют исследователями? (того, кто исследует, изучает объект и делает открытие).
– Как называется помещение, в котором проходят исследования? (лаборатория).
– И вам предстоит на уроке сделать важное открытие, а какое – вы скажете позже.
– Работать будем по плану:
- Станция “Распределительная”.
- Экскурсия.
- Работа в исследовательской лаборатории.
- Проверка знаний на практике.
3. Актуализация знаний. Объявление темы урока.
– Итак, в путь. Останавливаемся на станции “Распределительная”, где должны проверить все имеющиеся знания, необходимые для дальнейшей работы.
– Рассмотрите на доске картинки. Как эти предметы назвать одним словом? (Деревья). Сегодня на уроке мы с вами поговорим о деревьях. Вспомним их название.
– Внимание. Я произношу название дерева, а вы показываете цифру, под которой оно находится. (Липа, ель, сосна, дуб).
– На какие 2 группы можно разделить эти деревья? (Лиственные и хвойные).
(На доске)
– Распределите названия деревьев по группам с помощью цветных сигналов. (С красным кругом – это лиственные деревья, с синим – хвойные).
– Итак, все деревья можно разделить на хвойные и лиственные.
– Сегодня мы будем изучать ту группу деревьев, про которую говорят “вечнозеленые” деревья. Ребята, назовите тему нашего урока. (Хвойные деревья).
– Почему эти деревья называют “вечнозеленые”?
– А на самом ли деле хвойные деревья не сбрасывают свои листочки – хвоинки? (ответы уч-ся).
– А Ксения читала интересную книгу “Растительный мир” и вот, что она узнала. (Рассказ ученицы:
Из этой книги я узнала, что листья – хвоинки опадают. Но в отличие от лиственных растений листопад у хвойных деревьев идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели и сосне одни и те же листья. Недаром говорят про эти деревья: “Зимой и летом одним цветом).
– Итак, что же отличает хвойные деревья от других деревьев? (хвоинки, особенный листопад – на доске).
4. Постановка проблемы и “открытие” нового знания.
1). – Как вы считаете, все ли хвойные деревья зимой и летом одним цветом? (да, нет).
– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю отправиться на экскурсию в природу, понаблюдать за хвойными деревьями и собрать необходимый материал для исследования. (ВИДЕОРОЛИК).
– В сюжете была использована музыка П.И. Чайковского из музыкального альбома “Времена года”. Какой вам показалась музыка? (Тяжелой, мощной громкой).
– Что помогала нам показать такая музыка? (Мощь деревьев, их величие, гигантские размеры).
– Что вас удивило во время экскурсии? (Хвойное дерево желтого цвета).
– А кто желает узнать интересное про это хвойное дерево? Тогда предлагаю самостоятельно поработать в учебнике на стр.8. Прочитайте текст и найдите ответ на вопрос “как называется это дерево и почему”. (Самостоятельная работа).
Проверка:
– Что вы узнали? Почему это дерево назвали “лиственницей”? (Хвоинки у нее мягкие и опадают каждую осень, как листва – отсюда и такое название этого дерева).
Дополнительное задание. Карточки для хорошо читающих детей.
Карточка №1.
Прочитайте и расскажите одноклассникам. Лиственница составляет почти половину лесов России. Древесина этого растения твердая, тяжелая (свежесрубленное дерево даже тонет) и очень прочная. |
Карточка №2.
Прочитай и расскажи одноклассникам. Из лиственницы раньше делали телеграфные столбы, сваи для мостов. При строительстве Санкт-Петербурга Петр I приказал вбивать в болотистую почву сваи для фундаментов зданий из стойких стволов лиственницы. |
– Вам встретились слова “сваи” и “фундамент”. Чтобы узнать толкование этих слов, я обратилась к толковому словарю Ожегова. (Показ словаря). Прочитаем хором (стоя) значение этих слов, записанных на карточках.
– Итак, дорогие ученые, какое 1-ое “открытие” вы сделали на уроке? (На доске по схеме повторить).
– Сверим свой вывод с выводом, записанным в учебнике на стр. 8.
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
Вот стоит большая елка (посмотреть вверх – вниз)
Вот такой высоты (вверх-вниз).
У нее большие ветки (влево – вправо),
Вот такой ширины (влево – вправо).
Есть на елке даже шишка (посмотреть вверх),
А внизу – берлога мишки (посмотреть вниз).
Зиму спит в ней косолапый (закрыть глаза)
И сосет в берлоге лапу (поморгать глазами).
– Посмотрите на меня. Сильно зажмурили глазки, открыли, сняли усталость и тихо садитесь.
2). Работа в исследовательской лаборатории.
– О каком хвойном дереве шла речь в физминутке? (О ели).
– Во время нашей экскурсии я нашла веточки ели и сосны. Вам предстоит исследовать их и определить какому дереву принадлежат.
– Что значит “исследовать”? (найти сходство и отличие объектов).
– Чем похожи эти веточки? (записать на доске: ХВОИНКИ, ШИШКИ).
– Итак, отправляемся в исследовательскую лабораторию. Ставлю перед вами ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить хвоинки и шишки ели и сосны и найти отличия.
– Перед началом исследования повторим правила работы:
- Уважать мнение товарища;
- Не обижать и не обижаться;
- Быть внимательным;
- Соблюдать тишину;
- Слушать и слышать друг друга;
- Участвовать всем!
– Выполняя эти правила, вы достигнете хорошего результата.
– Работать будете самостоятельно в группах. Перед вами лежит план выполнения работы. Руководитель каждой исследовательской группы читает по одному вопросу и все вместе на него отвечаете.
Вопросы для исследования.
|
Проверка:
– К доске выходят руководители каждой группы и еще один помощник – лаборант с веточками. Я читаю вопрос, а вы по очереди отвечаете.
– А теперь покажите веточку сосны. Все ребята согласны? Покажите веточку ели. Верно, ребята?
– Подведем итог исследовательской деятельности. Какова была цель исследования? Какое еще открытие вы сделали? (узнали отличия сосны от ели). Повторим хором отличия веток сосны (называют девочки) от ели (называют мальчики) по схеме.
– Молодцы!
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
– А сейчас переходим к следующему этапу исследования: проверке знаний на практике.
– Возьмите большие листы. На них изображены веточки ели и сосны. Красным карандашом обведите все веточки сосны, а синим – ели. Работать будете в парах.
Проверка (по образцу) через документ – камеру:
– Сверьте свою работу с образцом. Сигналом покажите правильность выполнения.
6. Углубление и расширение знаний уч-ся.
– Ребята, обратите внимание на многообразие хвойных растений, представленных на картинках в классе – сосна сибирская или кедровая, пихта, секвойя. А чем отличаются эти деревья друг от друга, вы можете спросить у своих родителей, найдете ответы в книгах. Обращаю ваше внимание на книжную выставку. Прочитав эти книги, вы также сможете узнать, почему полезно чистить зубы зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом.
7. Итог урока.
– Вот и закончилась на сегодня работа в исследовательской лаборатории. Какие открытия вы сегодня сделали на уроке? Посовещайтесь и скажите, что ваша группа узнала такого, чего еще не знала? Захотелось ли еще узнать что – то удивительное про хвойные растения?
– Оцените свою работу на уроке и сигналом покажите.
– Спасибо за работу! Урок окончен.