Интегрированное внеклассное мероприятие естественных, технологических и художественно-эстетических дисциплин по теме "Народные промыслы Воронежского края"

Разделы: География, Технология, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Участники: ученики 11-е классов – экскурсоводы-рассказчики, ученики 5-6-х классов – слушатели, исполнители  стихов и песен, творческие группы рукодельников (художники, вышивальщицы и др.)

Цели:

  • сформировать представление о культурных традициях и обычаях населения Воронежской области, расширить знания об основных занятиях наших земляков в далёком прошлом;
  • показать практическую направленность уроков технологии и изобразительного искусства, в ходе которых дети раскрывают свои творческие способности и изучают культуру и искусство своего народа;
  • дать знания о народных художественных промыслах Воронежского края, формировать эмоциональный отклик на роль народных художественных промыслов в утверждении общественных идеалов;
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к трудовому народу, к обычаям и традициям русского народа.

Оборудование: карта Воронежской области, красочные плакаты с народными промыслами, картинки и фотографии с изображением основных художественных промыслов Воронежского края; выставка изделий народных промыслов: вышитые рушники, платки, кружево, ковры, изделия из лозы и соломки, камня и металла, дерева и глины, бисера; народные костюмы, игрушки и другие предметы старины.

Эпиграф: Истинно художественное произведение удовлетворяет не только эстетические интересы. Оно тесными узами связано с действительностью, на почве которой возникло.
Ф.И. Буслаев.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово учителя-географа:

Ребята, сегодня мы будем говорить о художественных промыслах нашего края и совершим с вами увлекательное путешествие в старину. Цель нашего путешествия – сбор и обобщение сведений о культурных традициях наших отцов и дедов, о художественных промыслах Воронежского края. Сказочно богата наша Воронежская земля. Леса и поля, реки и озера, наши знаменитые черноземные почвы, наш трудолюбивый и талантливый народ с его культурой, обычаями и традициями, которые передаются из поколения в поколение. А мы, как благодарные потомки должны все это знать, беречь и сделать достоянием наших детей, внуков и правнуков.

Итак,  в дорогу!
Ребята! Воронежская область (показывает на карте)

находится в центральной части Восточно-Европейской равнины, в бассейне среднего течения реки Дон. Территория ее занимает 52,4 тыс. км2. Преобладает русское население 93,5%, а в юго-западной части живут украинцы.
Наша область расположена в лесостепной и степной зонах. Около 10% площади покрывают леса. Русская природа была главным учителем для человека на его пути постижения прекрасного. Она же и предоставляла простейшие материалы – глину, дерево, камень, шерсть, лен. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спросом на изделия – тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. До наших дней в Воронежской области сохранились традиционные промыслы: резьба по дереву, вязание платков, плетение из лозы и соломки. А теперь, ребята, давайте послушаем наших рассказчиков. [3]

Открывают нашу ярмарку учащиеся 6-х классов: (читают стихи)

Итак, приглашаем всех на широкую ярмарку. Сейчас вы услышите песню в исполнении ансамбля «Иван-да-Марья». (Звучит песня «Ярмарка»).

Ведущий учитель:

Итак, ребята, сейчас мы будем знакомиться с различными промыслами нашего Воронежского края. Наши рассказчики – экскурсоводы – откроют вам много интересных секретов изготовления различных изделий народного творчества.

Рассказчица 1:

«Художественная керамика» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области основные центры изготовления керамических изделий).

Чаще всего при археологических раскопках люди  находят керамические изделия, обычно это посуда. Особенности развития этого искусства в Воронежском крае во многом обусловлены историей освоения территории. В 16 веке в Воронеже существовала целая гончарная слобода.
Мастерами, прославившими глиняное дело, были: Поповы (село Ендовище), Лямзин (село Карачун), Бессарабова (город Воронеж), Усова (Острогожск) и др. [2]

(Звучит рассказ об этих мастерах).

Рассказчик 2:

«Художественная металлообработка» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области основные центры, демонстрирует изделия из металла: чеканки, оклады икона фото плакатов с выставки).

Кузнечное дело получило широкое распространение на Руси в 17-18 веках. Издавна оно было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога  Сварога и могли врачевать болезни, ворожить и отгонять нечистую силу.
Для Воронежской области своеобразными музеями-заповедниками, сохранившими многие элементы декоративной отделки зданий конца 19 – начала 20 века, являются города Борисоглебск и Новохопёрск.
Мастерами, прославившими кузнечное дело, являются Кузовлев, Саликов, Попов, Кондратьев (город Борисоглебск).
Были свои мастера и по литью колоколов. В конце 19 века в Воронеже колокола отливались на местных литейных заводах. Основал литейное производство молодой воронежский инженер Валерий Анисимов, потомственный хопёрский казак. За первые 2 года работы завода 200 храмов епархии обрели воронежские колокола. [4]

Рассказчик 3:

«Художественные изделия из камня» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области основные центры, демонстрирует изделия из Павловского гранита, ювелирные вставки из поделочных камней – с картинок и фото на плакате).

Камень широко применялся в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси 10-12 веков для возведения и украшения архитектурных сооружений. Резьбой по камню украшены многие старинные архитектурные памятники 17 века в Москве, например, Грановитая палата и Теремной дворец в Кремле.
На территории России расположены многочисленные месторождения различных видов камнесамоцветного сырья. Далеко разнеслась слава о знаменитом Павловском розовом граните, перешагнула она границы Воронежской области и даже страны. Мастерами, прославившими гранитное дело, являются Тарачков (город Павловск), Фомичев (город Борисоглебск). [10]

Ведущий учитель:

Издавна убранству жилища придавалась большое значение. Каким же оно было в те далёкие времена?

Стихи Сергея Есенина читают ученики 6-го класса:

Ведущий учитель:

Итак, давайте послушаем рассказ о художественной обработке дерева.

Рассказчик 4:

«Художественная обработка по дереву» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области главные центры деревообработки).

Художественная обработка дерева – наиболее древний вид декоративного искусства. Отечественные археологи обнаружили на Алтае деревянные скульптуры, изображения зверей и птиц, относящихся к 5 веку.
Деревянные птицы стали главным делом жизни Людмилы Пащенко – художника-декоратора, живущего и работающего в Воронеже.
В каждой крестьянской семье из дерева делали все необходимое сами. В Бутурлиновке работала мастерская по росписи дуг, карет и тарантасов. В селе Клеповка Бутурлиновского района делали игрушки, а также резали солонки, донца, поставцы и божницы, полицы для хлеба. В городе Павловске жили мастера, делавшие и расписывающие блюда, шкатулки, ковши для воды и формы для куличей.
И в наше время резьба по дереву находит своих талантливых последователей: Пасенко В.В. из города Анны, В.В. Коротунов из села Нижний Карачан Грибановского района, С.А. Новосёлков, братья Долгиревы, Павел Репин, Павел Шляпкин, В.Н. Мамонов из Борисоглебска. [5]

Ведущий учитель:

Вязали, ткали, вышивали на Руси с давних времен. Это одни из главных промыслов нашего Воронежского края.

Стихотворение читает ученица 6-го класса:

Ведущий учитель:

Послушайте рассказы об этих старинных промыслах.

Рассказчица 5:

«Воронежские шали» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области центры, демонстрирует шали и платки воронежских мастериц с плакатов и выставки).

На Воронежской земле платок появился примерно в 16-17 веках.
Около полутора веков назад шали крепостных ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны Елисеевой своими художественными и техническими качествами подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства и в самой России, и за рубежом.
В Павловском, Острогожском, Новохопёрском и других уездах Воронежской губернии также ткали полотно и делали набивные платки, подшальники.
В 40-е годы получило развитие совершенно уникальное рунное узорное вязание пуховых платков. В Воронежской области в основном вязанием пуховых платков занимаются женщины Новохопёрского, Поворинского, Борисоглебского, Терновского районов. [10]

Ученица 11-го класса исполняет песню «Лебедь белая».

Рассказчица 6:

«Узорное ткачество и ковроделие» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области центры, демонстрирует фото с выставки).

Изделия узорного ткачества мастеров Павловского, Коротоякского, Новохопёрского, Богучарского уездов завоевали в Воронежской губернии большое признание в конце 19-го века. Оригинальное явление современного узорного ткачества представлено Елань-Коленовской ковровой фабрикой. Для хохольских ковров характерны цветочные композиции – букеты, гирлянды, венки. Декоративные предметы современного воронежского ткачества широко бытуют и сегодня, особенно в селах. [7]

Рассказчица 7:

«Вышивка и кружево» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области центры, демонстрирует изделия народных мастеров с выставки).

Возникновение вышивки восходит к древним временам и связано с появлением стежка на одеждах из шкур животных. Позднее каменное и костяное шила сменились на бронзовые и стальные иглы. Также развивались технологии прядения, ткачества и красильного дела.
Русские кружева пользовались успехом не только в России, но и в других странах. В советское время кружевной промысел получил развитие в 4 основных центрах: Вологда, Вятка, Елец, Михайлов.

Ведущий учитель:

Сегодня на нашем празднике народной культуры творческая мастерская под руководством учителя технологии. Им слово.

Учитель технологии:

Деревенская изба… Все в ней сверкало чистотой у хороших хозяев. На стенах расшитые полотенца, на кроватях кружевные сборки – подзоры. Почти все в избе делалось своими руками. Удивительно, но каждая девочка, уже к 14 годам должна была уметь и прясть, и ткать, и вышивать, и готовить, и по хозяйству все уметь. Каждая девушка готовила себе приданое.
Давайте немного пофантазируем и представим себе деревенскую избу. Войдя в избу,    сразу обратишь внимание на печь: она занимает почти пол избы. Правый от печки угол называется бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток. Другой, левый от печки угол назывался красным, т.е. красивым. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.
Долгими зимними вечерами девушки собирались вместе – пряли, шили, вязали, плели кружева и при этом пели.
Давайте не будем нарушать традиций наших предков, займемся рукоделием.

Ученицы 6, 8, 9, 11-х классов вышивают и поют.

(Звучит песня «В низенькой светелке»)

Ведущий 1 предлагает загадки учащимся начальных классов.

Рассказчица 8:

«Народный костюм « ( рассказывает и показывает по карте Воронежской области центры, демонстрирует детали костюма с выставки).

Традиционный русский костюм, особенно женский костюм на территории России был достаточно разнообразен. Выделяют 4 комплекса одежды:

– с паневой;
– с сарафаном;
– с юбкой – андараком (андарак – женская поясная одежда типа юбки шился из пяти – семи полотнищ синего, красного, зеленого, полосатого сукна домашнего изготовлния. Такие юбки встречались в Архангельской, Вологодской и Смоленской губерниях);
– юбкой – кубельком (кубелек – женская горничная одежда типа, тафты. Кубелек являлся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины 19 века).

Мужской костюм.
Его составляла туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетеная из лыка обувь, шапка с полями или без полей.
Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.

(Звучит рассказ о деталях народного костюма). [6]

Ведущий 1 предлагает для разгадывания кроссворд «Одежда».

Вручаются призы.

Ведущий учитель:

Сегодня у нас работает еще одна творческая мастерская. Ребята под руководством учителя ИЗО расписывают народные костюмы и матрешек. Дадим им слово.

Учитель ИЗО:

В 5 классе мы изучаем декоративно – прикладное искусство. Особое внимание уделяем такой теме, как « Народные промыслы Воронежского края».

Дети очень любят расписывать праздничные костюмы. Существует 2 типа женских праздничных костюмов:

1 тип – паневный;
2 тип – сарафанный;
Паневный костюм носили замужние женщины. Юбка – панева шилась и з черного материала в синюю или красную полоску, белая расшитая рубаха.
После замужества женщина одну косу и всегда ходила с покрытой головой.
Мужской костюм состоял из белой льняной вышитой рубахи, штанов в полоску и сапог.
Чаще использовали в одежде красный и черный. В орнаментах использовали солярные знаки и знаки – обереги. Считали, что эти знаки оберегали от невзгод, болезней и несчастий.
Сейчас дети выполняют роспись народных костюмов. По окончании мы покажем, что у нас получилось.

Ведущий учитель:

А сейчас давайте совершим путешествие в сказочный мир народных игрушек.

Рассказчица 9:

«Народные игрушки» ( рассказывает и показывает центры по карте Воронежской области, демонстрирует народные игрушки).

На территории Воронежской области мастера –  игрушечники жили в таких городах, как Эртиль, Бутурлиновка, Борисоглебск и Острогоржск.
Игрушка переводится, как « вещь для забавы, игры, потехи». Но народная игрушка – это не только предмет детской забавы, но и подлинного искусства. Мастера – игрушечники при создании образа народной игрушки особое значение предавали форме, цвету, орнаменту украшения. [8]

Ведущий учитель:

А в мастерской ИЗО идет работа, здесь расписывают Матрешку. Послушаем ребят.

Учитель ИЗО:

В Воронеже местная Матрешка родилась значительно позже, чем в других регионах, во второй половине 60 – х годов нынешнего столетия.

Истоки появления региональной матрешки следует искать в активном творческом поиске учеников воронежского художника П.Д.Пономарева – Анатолия Лютикова, Леонида Кибальника, Юрия Ситникова, Валентины Костыркиной, Елены Матвеевой.  Приверженность местной матрешки в наибольшей степени сохранила Елена Матвеева – главный художник творческого центра « Воронежский сувенир». Ее пристрастие к местной матрешке не случайно. Еще в 70-х годах семиместный вариант воронежской матрешки Е.Матвеевой получил признание на международной выставке в Швейцарии. Посмотрите, как мы расписали матрешек в народные костюмы.

Ведущий учитель:

Давайте послушаем песню «Матрешки» в исполнении ансамбля «Иван-да-Марья».

Ведущий учитель:

И последнее сообщение сегодня о художественном плетении из лозы и соломки.

Рассказчица 10:

«Художественное плетение из лозы и соломки» (рассказывает и показывает по карте Воронежской области центры, демонстрирует изделия из лозы и соломки).

В эпоху каменного века, не знаю металлического топора, ножа и шил, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза. Из лозы черемухи делали более крупные и прочные вещи. В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог играючи сплести лукошко, корзину для сбора грибов и ягод, а о стариках и говорить нечего.
Известные мастера лозоплетения живут в Новохоперске, Поворино. Распространенным материалом для плетения считалась наряду с лозой соломка. [9]

Ведущий учитель:

А теперь посмотрим, как поработали наши мастерские.

Учитель технологии:

Сегодня мы показали с девочками виду женских рукоделий. Девочки 6, 8, 9, 11-х классов представили вышивку в технике «Гладь», «Крест». Учащиеся 9-го класса показали изделия связанные крючком. Выпускница 11-го класса представила свои вышитые картины. Ученицы 7-го класса – работы из бисера.

Ведущий учитель:

А теперь давайте послушаем хорошую народную песню, кстати, нашу родную Воронежскую. Выступает ансамбль «Иван-да-Марья».

Ведущий учитель:

Спасибо всем! Мы заканчиваем нашу встречу на ярмарке народных промыслов. Ждем вас в следующий раз. Посмотрим еще раз на ту красоту, которая нас сегодня окружала. (идет демонстрация фильма).

Ученицы 11-го класса читают стихи.

Используемая литература.

1. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. М., 1989.
2. Воронежский краеведческий сборник: История культуры края /Сост. А.И.Гайворонский. Воронеж, 1985
3. Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История Воронежской области: Учебное пособие для средней школы. Воронеж, 1964
4. Записки воронежских краеведов. Вып. третий / Сост. А.И. Гайворонский. Воронеж, 1987
5. Конышева Н.М. Секреты мастеров (ремёсла древние и современные). М., 1997
6. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994
7. Пономарев П.Д. Художественное ткачество в Воронежском крае // Русская провинция: Записки краеведов. Воронеж, 1992
8. Силин В. Осторогожские игрушки // Коммуна. 1997, 30 июля
9. Воронежские край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и материалы по истории края. / Сост. В.П. Загоровский. Изд. Воронежского университета. Воронеж, 1976
10. Е.Н. Губанова. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. Воронеж, 2003