Участники: ученики 11-е классов – экскурсоводы-рассказчики, ученики 5-6-х классов – слушатели, исполнители стихов и песен, творческие группы рукодельников (художники, вышивальщицы и др.)
Цели:
- сформировать представление о культурных традициях и обычаях населения Воронежской области, расширить знания об основных занятиях наших земляков в далёком прошлом;
- показать практическую направленность уроков технологии и изобразительного искусства, в ходе которых дети раскрывают свои творческие способности и изучают культуру и искусство своего народа;
- дать знания о народных художественных промыслах Воронежского края, формировать эмоциональный отклик на роль народных художественных промыслов в утверждении общественных идеалов;
- воспитывать любовь к Родине, уважение к трудовому народу, к обычаям и традициям русского народа.
Оборудование: карта Воронежской области, красочные плакаты с народными промыслами, картинки и фотографии с изображением основных художественных промыслов Воронежского края; выставка изделий народных промыслов: вышитые рушники, платки, кружево, ковры, изделия из лозы и соломки, камня и металла, дерева и глины, бисера; народные костюмы, игрушки и другие предметы старины.
Эпиграф: Истинно художественное
произведение удовлетворяет не только
эстетические интересы. Оно тесными узами связано
с действительностью, на почве которой возникло.
Ф.И. Буслаев.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово учителя-географа:
Ребята, сегодня мы будем говорить о художественных промыслах нашего края и совершим с вами увлекательное путешествие в старину. Цель нашего путешествия – сбор и обобщение сведений о культурных традициях наших отцов и дедов, о художественных промыслах Воронежского края. Сказочно богата наша Воронежская земля. Леса и поля, реки и озера, наши знаменитые черноземные почвы, наш трудолюбивый и талантливый народ с его культурой, обычаями и традициями, которые передаются из поколения в поколение. А мы, как благодарные потомки должны все это знать, беречь и сделать достоянием наших детей, внуков и правнуков.
Итак, в дорогу!
Ребята! Воронежская область (показывает на карте)
находится в центральной части
Восточно-Европейской равнины, в бассейне
среднего течения реки Дон. Территория ее
занимает 52,4 тыс. км2. Преобладает русское
население 93,5%, а в юго-западной части живут
украинцы.
Наша область расположена в лесостепной и степной
зонах. Около 10% площади покрывают леса. Русская
природа была главным учителем для человека на
его пути постижения прекрасного. Она же и
предоставляла простейшие материалы – глину,
дерево, камень, шерсть, лен. В зависимости от
условий жизни, наличия природного материала,
спросом на изделия – тем или иным мастерством
овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так
рождались народные промыслы. До наших дней в
Воронежской области сохранились традиционные
промыслы: резьба по дереву, вязание платков,
плетение из лозы и соломки. А теперь, ребята,
давайте послушаем наших рассказчиков. [3]
Открывают нашу ярмарку учащиеся 6-х классов: (читают стихи)
Итак, приглашаем всех на широкую ярмарку. Сейчас вы услышите песню в исполнении ансамбля «Иван-да-Марья». (Звучит песня «Ярмарка»).
Ведущий учитель:
Итак, ребята, сейчас мы будем знакомиться с различными промыслами нашего Воронежского края. Наши рассказчики – экскурсоводы – откроют вам много интересных секретов изготовления различных изделий народного творчества.
Рассказчица 1:
«Художественная керамика» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области основные центры изготовления керамических изделий).
Чаще всего при археологических раскопках
люди находят керамические изделия, обычно это
посуда. Особенности развития этого искусства в
Воронежском крае во многом обусловлены историей
освоения территории. В 16 веке в Воронеже
существовала целая гончарная слобода.
Мастерами, прославившими глиняное дело, были:
Поповы (село Ендовище), Лямзин (село Карачун),
Бессарабова (город Воронеж), Усова (Острогожск) и
др. [2]
(Звучит рассказ об этих мастерах).
Рассказчик 2:
«Художественная металлообработка» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области основные центры, демонстрирует изделия из металла: чеканки, оклады икона фото плакатов с выставки).
Кузнечное дело получило широкое
распространение на Руси в 17-18 веках. Издавна оно
было окружено различными поверьями. Считалось,
что кузнецы находились под покровительством
бога Сварога и могли врачевать болезни,
ворожить и отгонять нечистую силу.
Для Воронежской области своеобразными
музеями-заповедниками, сохранившими многие
элементы декоративной отделки зданий конца 19 –
начала 20 века, являются города Борисоглебск и
Новохопёрск.
Мастерами, прославившими кузнечное дело,
являются Кузовлев, Саликов, Попов, Кондратьев
(город Борисоглебск).
Были свои мастера и по литью колоколов. В конце 19
века в Воронеже колокола отливались на местных
литейных заводах. Основал литейное производство
молодой воронежский инженер Валерий Анисимов,
потомственный хопёрский казак. За первые 2 года
работы завода 200 храмов епархии обрели
воронежские колокола. [4]
Рассказчик 3:
«Художественные изделия из камня» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области основные центры, демонстрирует изделия из Павловского гранита, ювелирные вставки из поделочных камней – с картинок и фото на плакате).
Камень широко применялся в Киевской и
Владимиро-Суздальской Руси 10-12 веков для
возведения и украшения архитектурных
сооружений. Резьбой по камню украшены многие
старинные архитектурные памятники 17 века в
Москве, например, Грановитая палата и Теремной
дворец в Кремле.
На территории России расположены многочисленные
месторождения различных видов
камнесамоцветного сырья. Далеко разнеслась
слава о знаменитом Павловском розовом граните,
перешагнула она границы Воронежской области и
даже страны. Мастерами, прославившими гранитное
дело, являются Тарачков (город Павловск), Фомичев
(город Борисоглебск). [10]
Ведущий учитель:
Издавна убранству жилища придавалась большое значение. Каким же оно было в те далёкие времена?
Стихи Сергея Есенина читают ученики 6-го класса:
Ведущий учитель:
Итак, давайте послушаем рассказ о художественной обработке дерева.
Рассказчик 4:
«Художественная обработка по дереву» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области главные центры деревообработки).
Художественная обработка дерева – наиболее
древний вид декоративного искусства.
Отечественные археологи обнаружили на Алтае
деревянные скульптуры, изображения зверей и
птиц, относящихся к 5 веку.
Деревянные птицы стали главным делом жизни
Людмилы Пащенко – художника-декоратора,
живущего и работающего в Воронеже.
В каждой крестьянской семье из дерева делали все
необходимое сами. В Бутурлиновке работала
мастерская по росписи дуг, карет и тарантасов. В
селе Клеповка Бутурлиновского района делали
игрушки, а также резали солонки, донца, поставцы и
божницы, полицы для хлеба. В городе Павловске
жили мастера, делавшие и расписывающие блюда,
шкатулки, ковши для воды и формы для куличей.
И в наше время резьба по дереву находит своих
талантливых последователей: Пасенко В.В. из
города Анны, В.В. Коротунов из села Нижний Карачан
Грибановского района, С.А. Новосёлков, братья
Долгиревы, Павел Репин, Павел Шляпкин, В.Н.
Мамонов из Борисоглебска. [5]
Ведущий учитель:
Вязали, ткали, вышивали на Руси с давних времен. Это одни из главных промыслов нашего Воронежского края.
Стихотворение читает ученица 6-го класса:
Ведущий учитель:
Послушайте рассказы об этих старинных промыслах.
Рассказчица 5:
«Воронежские шали» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области центры, демонстрирует шали и платки воронежских мастериц с плакатов и выставки).
На Воронежской земле платок появился примерно
в 16-17 веках.
Около полутора веков назад шали крепостных
ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны
Елисеевой своими художественными и техническими
качествами подняли на высшую ступень авторитет
русского народного искусства и в самой России, и
за рубежом.
В Павловском, Острогожском, Новохопёрском и
других уездах Воронежской губернии также ткали
полотно и делали набивные платки, подшальники.
В 40-е годы получило развитие совершенно
уникальное рунное узорное вязание пуховых
платков. В Воронежской области в основном
вязанием пуховых платков занимаются женщины
Новохопёрского, Поворинского, Борисоглебского,
Терновского районов. [10]
Ученица 11-го класса исполняет песню «Лебедь белая».
Рассказчица 6:
«Узорное ткачество и ковроделие» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области центры, демонстрирует фото с выставки).
Изделия узорного ткачества мастеров Павловского, Коротоякского, Новохопёрского, Богучарского уездов завоевали в Воронежской губернии большое признание в конце 19-го века. Оригинальное явление современного узорного ткачества представлено Елань-Коленовской ковровой фабрикой. Для хохольских ковров характерны цветочные композиции – букеты, гирлянды, венки. Декоративные предметы современного воронежского ткачества широко бытуют и сегодня, особенно в селах. [7]
Рассказчица 7:
«Вышивка и кружево» (рассказывает, показывает на карте Воронежской области центры, демонстрирует изделия народных мастеров с выставки).
Возникновение вышивки восходит к древним
временам и связано с появлением стежка на
одеждах из шкур животных. Позднее каменное и
костяное шила сменились на бронзовые и стальные
иглы. Также развивались технологии прядения,
ткачества и красильного дела.
Русские кружева пользовались успехом не только в
России, но и в других странах. В советское время
кружевной промысел получил развитие в 4 основных
центрах: Вологда, Вятка, Елец, Михайлов.
Ведущий учитель:
Сегодня на нашем празднике народной культуры творческая мастерская под руководством учителя технологии. Им слово.
Учитель технологии:
Деревенская изба… Все в ней сверкало чистотой
у хороших хозяев. На стенах расшитые полотенца,
на кроватях кружевные сборки – подзоры. Почти
все в избе делалось своими руками. Удивительно,
но каждая девочка, уже к 14 годам должна была уметь
и прясть, и ткать, и вышивать, и готовить, и по
хозяйству все уметь. Каждая девушка готовила
себе приданое.
Давайте немного пофантазируем и представим себе
деревенскую избу. Войдя в избу, сразу
обратишь внимание на печь: она занимает почти пол
избы. Правый от печки угол называется бабий кут
или середа. Здесь командовала хозяйка, все было
приспособлено для приготовления пищи, стояла
прялка. Отсюда и слово закуток. Другой, левый от
печки угол назывался красным, т.е. красивым. Здесь
стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было
особое место для гостей.
Долгими зимними вечерами девушки собирались
вместе – пряли, шили, вязали, плели кружева и при
этом пели.
Давайте не будем нарушать традиций наших
предков, займемся рукоделием.
Ученицы 6, 8, 9, 11-х классов вышивают и поют.
(Звучит песня «В низенькой светелке»)
Ведущий 1 предлагает загадки учащимся начальных классов.
Рассказчица 8:
«Народный костюм « ( рассказывает и показывает по карте Воронежской области центры, демонстрирует детали костюма с выставки).
Традиционный русский костюм, особенно женский костюм на территории России был достаточно разнообразен. Выделяют 4 комплекса одежды:
– с паневой;
– с сарафаном;
– с юбкой – андараком (андарак – женская поясная
одежда типа юбки шился из пяти – семи полотнищ
синего, красного, зеленого, полосатого сукна
домашнего изготовлния. Такие юбки встречались в
Архангельской, Вологодской и Смоленской
губерниях);
– юбкой – кубельком (кубелек – женская
горничная одежда типа, тафты. Кубелек являлся
женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона
до середины 19 века).
Мужской костюм.
Его составляла туникообразная рубаха с косым
разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или
плетеная из лыка обувь, шапка с полями или без
полей.
Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и
подпоясывалась.
(Звучит рассказ о деталях народного костюма). [6]
Ведущий 1 предлагает для разгадывания кроссворд «Одежда».
Вручаются призы.
Ведущий учитель:
Сегодня у нас работает еще одна творческая мастерская. Ребята под руководством учителя ИЗО расписывают народные костюмы и матрешек. Дадим им слово.
Учитель ИЗО:
В 5 классе мы изучаем декоративно – прикладное искусство. Особое внимание уделяем такой теме, как « Народные промыслы Воронежского края».
Дети очень любят расписывать праздничные костюмы. Существует 2 типа женских праздничных костюмов:
1 тип – паневный;
2 тип – сарафанный;
Паневный костюм носили замужние женщины. Юбка –
панева шилась и з черного материала в синюю или
красную полоску, белая расшитая рубаха.
После замужества женщина одну косу и всегда
ходила с покрытой головой.
Мужской костюм состоял из белой льняной вышитой
рубахи, штанов в полоску и сапог.
Чаще использовали в одежде красный и черный. В
орнаментах использовали солярные знаки и знаки
– обереги. Считали, что эти знаки оберегали от
невзгод, болезней и несчастий.
Сейчас дети выполняют роспись народных костюмов.
По окончании мы покажем, что у нас получилось.
Ведущий учитель:
А сейчас давайте совершим путешествие в сказочный мир народных игрушек.
Рассказчица 9:
«Народные игрушки» ( рассказывает и показывает центры по карте Воронежской области, демонстрирует народные игрушки).
На территории Воронежской области мастера
– игрушечники жили в таких городах, как
Эртиль, Бутурлиновка, Борисоглебск и
Острогоржск.
Игрушка переводится, как « вещь для забавы, игры,
потехи». Но народная игрушка – это не только
предмет детской забавы, но и подлинного
искусства. Мастера – игрушечники при создании
образа народной игрушки особое значение
предавали форме, цвету, орнаменту украшения. [8]
Ведущий учитель:
А в мастерской ИЗО идет работа, здесь расписывают Матрешку. Послушаем ребят.
Учитель ИЗО:
В Воронеже местная Матрешка родилась значительно позже, чем в других регионах, во второй половине 60 – х годов нынешнего столетия.
Истоки появления региональной матрешки следует искать в активном творческом поиске учеников воронежского художника П.Д.Пономарева – Анатолия Лютикова, Леонида Кибальника, Юрия Ситникова, Валентины Костыркиной, Елены Матвеевой. Приверженность местной матрешки в наибольшей степени сохранила Елена Матвеева – главный художник творческого центра « Воронежский сувенир». Ее пристрастие к местной матрешке не случайно. Еще в 70-х годах семиместный вариант воронежской матрешки Е.Матвеевой получил признание на международной выставке в Швейцарии. Посмотрите, как мы расписали матрешек в народные костюмы.
Ведущий учитель:
Давайте послушаем песню «Матрешки» в исполнении ансамбля «Иван-да-Марья».
Ведущий учитель:
И последнее сообщение сегодня о художественном плетении из лозы и соломки.
Рассказчица 10:
«Художественное плетение из лозы и соломки» (рассказывает и показывает по карте Воронежской области центры, демонстрирует изделия из лозы и соломки).
В эпоху каменного века, не знаю металлического
топора, ножа и шил, человек в совершенстве
овладел плетением корзин, сосудов. И главную роль
здесь сыграла ивовая лоза. Из лозы черемухи
делали более крупные и прочные вещи. В русских
деревнях чуть ли не любой мальчишка мог играючи
сплести лукошко, корзину для сбора грибов и ягод,
а о стариках и говорить нечего.
Известные мастера лозоплетения живут в
Новохоперске, Поворино. Распространенным
материалом для плетения считалась наряду с лозой
соломка. [9]
Ведущий учитель:
А теперь посмотрим, как поработали наши мастерские.
Учитель технологии:
Сегодня мы показали с девочками виду женских рукоделий. Девочки 6, 8, 9, 11-х классов представили вышивку в технике «Гладь», «Крест». Учащиеся 9-го класса показали изделия связанные крючком. Выпускница 11-го класса представила свои вышитые картины. Ученицы 7-го класса – работы из бисера.
Ведущий учитель:
А теперь давайте послушаем хорошую народную песню, кстати, нашу родную Воронежскую. Выступает ансамбль «Иван-да-Марья».
Ведущий учитель:
Спасибо всем! Мы заканчиваем нашу встречу на ярмарке народных промыслов. Ждем вас в следующий раз. Посмотрим еще раз на ту красоту, которая нас сегодня окружала. (идет демонстрация фильма).
Ученицы 11-го класса читают стихи.
Используемая литература.
1. Белов В.И. Лад. Очерки о народной
эстетике. М., 1989.
2. Воронежский краеведческий сборник: История
культуры края /Сост. А.И.Гайворонский.
Воронеж, 1985
3. Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г.
История Воронежской области: Учебное пособие для
средней школы. Воронеж, 1964
4. Записки воронежских краеведов. Вып. третий /
Сост. А.И. Гайворонский. Воронеж, 1987
5. Конышева Н.М. Секреты мастеров (ремёсла
древние и современные). М., 1997
6. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской
губернии. Воронеж, 1994
7. Пономарев П.Д. Художественное ткачество в
Воронежском крае // Русская провинция: Записки
краеведов. Воронеж, 1992
8. Силин В. Осторогожские игрушки // Коммуна.
1997, 30 июля
9. Воронежские край с древнейших времен до конца
XVII века. Документы и материалы по истории края. /
Сост. В.П. Загоровский. Изд. Воронежского
университета. Воронеж, 1976
10. Е.Н. Губанова. Декоративно-прикладное
искусство Воронежского края и его изучение в
школе. Воронеж, 2003