Цель урока: формирование навыков умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Оборудование: проектор, экран.
Ход урока
1. Домашнее задание: п.35, №№ 1121(1,2 столбики) – устно, 1143(1,2 столбики), 1141(б),1137 – по желанию [1].
2. Актуализация знаний по теме “Положительные и отрицательные числа”.
Фронтальная работа с классом (Приложение 1. Слайд 2)
1) 3; – 8; – 2; 0; 9; – 5.
а) исключить лишнее число;
б) расположить оставшиеся числа в порядке
возрастания;
в) записать в тетрадь в порядке убывания (с
последующей проверкой);
г) составить все возможные произведения
(используя метод перебора):
Приложение 1. Слайд 3
3 · (– 8) |
-8 · (-2) |
– 2 · (– 9) |
9 · (– 5) |
3 · (– 2) |
-8 · 9 |
– 2 · (– 5) |
|
3 · 9 |
-8 · (-5) |
||
3 · (-5) |
3. Работа по теме урока.
а) полученные произведения разбить на две группы (произведения чисел с одинаковыми знаками и произведения чисел с разными знаками):
Приложение 1. Слайд 4:
3 · 9 |
3 · (– 8) |
-8 · (-2) |
3 · (– 2) |
-8 · (-5) |
3 · (-5) |
– 2 · (– 9) |
-8 · 9 |
– 2 · (– 5) |
9 · (– 5) |
б) сформулировать правила умножения
отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
в) найти значения полученных произведений
(комментированное письмо);
г) дополнить каждую группу своим примером;
д) составить все возможные произведения с числом
0, найти их значения;
е) сформулировать свойство нуля при умножении,
записать его в буквенном виде (0 · а = 0).
4. Пропедевтика темы “Деление” (Приложение 1. Слайд 5)
1) Составить уравнение, используя равенство 9 · (– 5) = – 45
(9 ·х = – 45; х · (– 5) = – 45)
Как найти корень этого уравнения? Какое число, положительное или отрицательное, получится при делении отрицательных чисел? Почему? Какое число, положительное или отрицательное, получится при делении чисел с разными знаками? Почему?
5. Продолжение работы по теме урока.
Приложение 1. Слайд 6
1 · (– 39) |
– 1 · (– 7,8) |
(– 1) · (– 3,9) |
(– 1) · (77,9) |
а) найти лишнее выражение (1 · ( – 39)), привести свои примеры, сформулировать свойство единицы при умножении, записать в буквенном виде (1 · а = а);
б) найти значения оставшихся выражений, привести свои примеры, сформулировать свойство (– 1) при умножении, записать в буквенном виде (– 1 · а = – а).
6. Актуализация знаний по теме “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”, закрепление навыков умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками (комментированное письмо, учащиеся работают по цепочке).
1) Найти значение выражения при х = – 5,4
Приложение 1. Слайд 7
а) х + х + х + х + 2х;
б) 5х + 5х;
в) – х – х;
г) – х – х – х – х – х;
д) – 2х – 2х – 2х – 2х.
С чего нужно начать выполнение задания? (С упрощения выражения)
2) Как перемножить два отрицательных числа? Как перемножить два числа с разными знаками?
7. Проверка знаний по теме “Умножение” – диктант (учитель диктует условие, учащиеся записывают числовое равенство, удовлетворяющее этому условию):
1 вариант |
2 вариант |
Модуль первого множителя равен 5 |
Модуль первого множителя равен 9 |
Модуль второго множителя равен 69 |
Модуль второго множителя равен 65 |
1) найти произведение, если первый
множитель положителен, а второй – отрицателен;
2) найти произведение двух положительных чисел;
3) найти произведение двух отрицательных чисел;
4) найти произведение, если первый множитель
отрицателен, а второй – положителен;
5) найти произведение, если первый множитель
положителен, а второй – отрицателен;
6) найти произведение, если первый множитель
равен – 1;
7) найти произведение, если второй множитель
равен – 1.
Взаимопроверка диктанта:
Приложение 1. Слайд 8
1 вариант
1) -345; 2) 345; 3) 345; 4) -345; 5) -345; 6) -69; 7) –5.
2 вариант
1) -585; 2) 585; 3) 585; 4) -585; 5) -585; 6) -65; 7) –9.
8. Повторение. №1146 [1].
В среду привезли на 4,8 т больше сена, чем во вторник. Сколько тонн сена привезли за эти два дня, если во вторник привезли в 1,4 раза меньше, чем в среду?
Один учащийся на доске выполняет краткую запись условия задачи, фронтально выбирается способ решения (с помощью уравнения), составляется уравнение для решения задачи. Решают уравнение и записывают ответ учащиеся самостоятельно.
Самопроверка решения:
Приложение 1. Слайд 9
1,4х – х = 4,8,
0,4х = 4,8,
х = 4,8 : 0,4,
х = 1,2.
1,2 т привезли во вторник;
1,2 + 4,8 = 6 (т) – привезли в среду;
1,2 + 6 = 7,2 (т) – привезли за два дня.
Ответ: 7,2 т.
9. Итог урока.
Приложение 1. Слайд 10
0 · а = 0
1 · а = а
– 1 · а = – а
Как перемножить два отрицательных числа?
Как перемножить два числа с разными знаками?
Сформулируйте свойство 0 при умножении.
Сформулируйте свойство 1 при умножении.
Сформулируйте свойство – 1 при умножении.
Выставление отметок за урок
Литература
Математика. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [ Н. Я. Виленкин и др.] . – М.: Мнемозина, 2008.