Познавательно-экологическое музыкальное развлечение "Северная сказка Ямала"

Разделы: Музыка


Цель развлечения:

  1. Расширить знания детей о национальных традициях коренных народов Севера.
  2. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательно-творческой деятельности в образовательном процессе МДОУ.

Задачи:

  1. Обогащение музыкальных впечатлений у детей дошкольного возраста средствами регионального фольклора.
  2. Формировать у дошкольников бережное и осторожное отношение к национальной культуре и традициям северных народов Ямала.
  3. Развивать двигательную активность, умение координировать свои действия при совместном решении двигательных задач.
  4. Воспитание экологической культуры и любови к родному краю, расширить знания о природных условиях и обитателях тундры.

Предварительная работа:

  1. Экскурсии детей с родителями:
    – Этнографического музея им. Шемановского и этнографического музея под открытым небом в посёлке Горнокнязьевск.
    – На выставки декоративно-прикладного национального искусства в училище культуры и искусства.
  2. Проведения с детьми занятий в рамках проекта “Уроки регионального фольклора “Живые мотивы Северной земли” в ГУК “Окружной Центр национальных культур народов Севера”.
  3. Посещение праздника “День Оленевода” детей с родителями, окружного фестиваля фольклора народов Севера, концертов ямальского ансамбля “Сыра-сэв”.
  4. Проведение тематические занятия и викторины по ознакомлению с окружающим миром севера. Разучивание национальных игр, пословиц, поговорок, стихов, песен и танцев.
  5. Совместное изготовление детьми и родителями кукол в национальных костюмах для участия в городском конкурсе творческих работ по народному фольклору “Ты, я, он, она – народов большая семья” (2 место)
  6. Привлечение родителей к изготовлению национальных костюмов для проведения праздника.
  7. Создание в группах уголков Севера.

Центральная стена оформлена по мотиву северной сказки: на панно северная природа, справа стоит каркас чума, в середине сцены расположен костёр, над которым висит котёл, слева натянуты сети на шестах.

Звучит медленная музыка Севера, входит ведущая, одетая в национальную одежду.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребятишки. Я приглашаю вас на весёлое познавательное развлечение, где вы узнаете много интересного о крае, в котором вы живёте. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – в тундру. Тундра – это замечательный край, там длинные – предлинные зимы и очень короткое лето, растут грибы и ягоды, низкорослые деревья и кусты, их называют карликовыми. А если в холодную зимнюю ночь поднять голову к небу, то можно увидеть чудесное явление природы – северное сияние. На этом краешке земли, холодном и седом, полуострове Ямал живут замечательные люди. Ямал – это суровый край, бесконечная тундра, стада олений. Наш край богат пушниной, рыбой, а в недрах земли обнаружены несметные кладовые нефти и газа. Вот как пишет о нашем крае поэт Леонид Лапцуй:

Ты ещё не видел тундры? Приезжай!
Приезжай к нам без опаски -
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту.
Приезжай, мы встретим лаской!

1-й ребёнок:

Побывать на Севере
Советуем мы вам,
Где тундра белоснежная,
Открыта всем ветрам.

2-й ребёнок:

В году здесь девять месяцев,
Ковром лежат снега,
Но, тундру кто увидит –
Не забудет никогда!

3-й ребёнок:

На полярном самом круге,
Где следы оленьих нарт,
Ты известен всей округе
Хлебосольный Салехард.

4-й ребёнок:

Главный город на Ямале,
Ты судьбе конечно рад!
Обелиск, стоит, чтоб знали –
Не простой. Ты Салехард.

5-й ребёнок:

Тундра смотрит изумлённо,
Города растут подряд
И народ разноплемённый
Едет в Салехард!

6-й ребёнок:

Здесь и рыба и пушнина
И подземный найден клад,
Говорите: “Холодина”,
Мехом славен Салехард!

7-й ребёнок:

Может жителей Ямала
Станет больше, во сто крат,
Время чудное настало,
Милый город Салехард!

Ведущая: Ребята, вы все знаете, что наш город единственный в мире, который стоит на полярном круге, давайте споём о нём песню.

Песня: “Добрый вечер, Салехард” (музыка и слова С.В. Цупикова)

Ведущая: И прежде чем, отправиться в путешествие, мы свами должны проверить ваши знания о тундре: её жителях, обитателях, природе. Вы согласны? У нас на Ямале проживают люди разных национальностей. Каких коренных жителей нашего округа вы знаете?

Дети: Ненцы, селькупы, коми-зыряне, ханты, манси.

Ведущая: Чем они занимаются?

Дети: Ловят рыбу, разводят пушных зверей, выделывают шкуры, шьют одежду, пасут оленей.

Ведущая: Какие животные и птицы проживают в тундре?

Дети: Животные: песцы, олени, медведи, лоси, лисы, белки, волки, росомаха.

Птицы: куропатки, гуси, утки, совы, рябчики, чайки, совы, кулики, глухари, стерхи.

Ведущая: Какие северные рыбы обитают в наших реках?

Дети: Осётр, муксун, нельма, щёкур, пыжъян, сырок, ряпушка, налим, корюшка, щука.

Ведущая: Какие растения растут на Ямале?

Дети: Деревья: карликовая берёза, сосна, осина, ель, пихта, сосна.

Растения: пушница, иван-чай, одуванчик, багульник, ромашки, ягель.

Ягоды: морошка, брусника, голубика, черника, клюква, рябина, черёмуха

Ведущая: Молодцы ребята! У народов севера много поговорок и пословиц, в которых отражается жизнь северян. Какие поговорки, пословицы и приметы северян вы знаете?

Дети рассказывают пословицы и поговорки:

Пословицы:

  1. Чем метель в тундре злее, тем куропатке в снегу теплее.
  2. Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
  3. Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас.
  4. Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.

Поговорки:

  1. Куда мышь бежит, туда и песец стремиться.
  2. Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.
  3. Сеткой воды не зачерпнёшь.
  4. Холодное лето теплее тёплой зимы.

Приметы:

  1. Гагара над водой кричит – дождя накликает.
  2. Если собака, стоя на ногах, качается – хозяину предстоит дорога.
  3. Солнце вечером краснеет – день настанет ветреный.
  4. Звёзды сильно заблестели – к близкому теплу.

Ведущая: У нас на Ямале живёт много талантливых художников, поэтов и композиторов. Сейчас вы услышите песню ямальского композитора Семёна Нируя “Тэтэль-вэтэль” – “Маленький хозяин”.

Песня: “Тэтэль-вэтэль” (музыка и слова С.Неруя)

Ведущая: Ответьте на такие вопросы:

  1. Как называется дом оленевода? (Чум)
  2. Как называется палка, которой погоняют оленей в упряжке? (Хорей)
  3. Как называется сани, в которые впряжены олени? (Нарты)
  4. Как называется верхняя одежда мужчин? (Малица), а женская? (Ягушка)
  5. Как называется зимняя обувь, которую носят на Севере мужчины? (Кисы) А женщины? (Бурки) Из чего шьют эту обувь и в чём отличие мужской и женской обуви?

Дети: Обувь шьют из оленьих лап. Бурки расшиты орнаментом, кисы нет.

Ведущая: Что такое сенгакоця? (Колокольчик) А вот для чего нужен колокольчик, вы сейчас узнаете из стихотворения “Подружка”.

Стихотворение: “Подружка” (Г.Усевич).

Из тундры, на оленях приехала подружка,
На ней такая белая, нарядная ягушка.
Ягушка вся расшитая, в орнаменте подольчик,
Пришила мама дочке к ягушке колокольчик,
Чтоб дочь не потерялась, ведь тундра велика –
Услышит колокольчик мать издалека.

Песня: “Сенгакоця”. (музыка Ю. Юнкерова, слова А. Тарасовой )

Ведущая: Зима, самое продолжительное время года на Севере. Чем же дети занимаются зимой?

Дети: Дети не только играют, но и помогают родителям.

Ведущая: Какие игры вы знаете?

Дети: “Охотники и куропатки”, “Рыбаки и рыбки”, “Поймай оленя”.

Ведущая: А теперь пора и поиграть.

Стихотворение: “Оленёнок” (Г. Усевич)

Захватив с собою петли, по сугробам мятым,
Подбегает мальчуган к первым оленятам.
Вроде занят он игрой, но какою важной,
Норовит поймать петлёй оленёнка каждый!

Игра: “Поймай оленя”.

Дети делятся на три группы: олени, нарты и пастухи. Дети-“нарты” берутся за руки и встают полукругом лицом к “оленям”. “Олени” свободно перемещаются по площадке. По сигналу воспитателя: “Ёрколада” – “Загнать в загон”, 3-4 пастуха – оленевода стараются загнать “оленей” в ворота загон и замкнуть круг. Пойманные олени садятся на скамейку, игра продолжается.

Игра: “Охотники и куропатки”.

Дети, изображающие куропаток, размещаются на одной стороне площадки, на другой 3-4 охотника. “Куропатки летают”, прыгают по кочкам, летают. По сигналу воспитателя “ханена” (“охотники”), куропатки улетают, садясь на кочки, взбираются на возвышенности. Охотники стараются попасть шишкой (мячом) в куропатку, “подбитые куропатки” выбывают из игры. Шишки (мячи) бросают только в ноги.

Ведущая: Но как зима не злится, приходит долгожданное лето, начинается праздник солнца – “Хэйро”, посвящённый прилёту птиц с юга.

Стихотворение: “Хэйро”. (Л.Ненянг)

Что вокруг произошло? Солнце вдруг взошло!
Озарило даль и снег, озарило светом всех! Хэйро!
С каждым днём оно сильней,
Вот уж свет в груди моей! Хэйро!
И поёт душа, поёт –
Стало быть, весна идёт! Хэйро!

Ведущая: На празднике все танцуют, изображая проснувшуюся природу, прилетевших птиц. Все радуются приходу весны, но зимой, долгими вечерами, сидя в чуме около очага все слушали красивые и добрые сказки. Сегодня мы с вами услышим и увидим одну из них, называется она “Эдейнэ и Илнэ”.

(Гаснет свет, включаются прожектора – светомузыка. Звучит медленная музыка Севера. Чум, около него сидит старик, чинит сети. Старуха готовит у костра. Илнэ выделывает шкурку песца).

Давно это было, жили старик со старухой, и было у них две дочери: дочь старика звали Илнэ, была она девушкой работящая, заботливая, приветливая, а старухина дочь – Эдейнэ, была ленивой. День-деньской она лежит на мягких шкурах, нежится, да перед зеркалом красуется. Не любила старуха Илнэ, хотела извести её, но не знала как.

(Все работают, из чума выбегает Эдейнэ, ревёт)

Мать: Едейнэ, доченька, что случилось? Перестань плакать, глазки слезить, красоте своей вредить.

Эдейнэ (капризничая): Скучно мне.

Мать (сердито): Старик, Илнэ! Чего сидите, бросайте работу, доченьку мою развеселите!

Пляска вокруг Эдейнэ”.

Эдейнэ (снова начинает реветь): Надоело, надоело!

Мать: Ой, ой! Совсем извелась моя доченька! Ну, съешь что-нибудь, вкусненького. Хочешь оленинки! Илнэ, что стоишь столбом, неси оленины. (Илнэ приносит оленину)

Илнэ: Вот оленина ароматная.

Эдейнэ(отталкивает оленину): Не хочу!

Мать: Неси скорее неумёха, строганины! (Илнэ приносит строганину)

Илнэ: Вот строганина приятная.

Эдейнэ: Не хочу!

Мать: А что же ты хочется?

Эдейнэ: Брусники хочу, хочубрусники!

Илнэ (растеряно): Брусника вся закончилась.

Эдейнэ (ревёт ещё сильнее): Брусники хочу!

Мать (успокаивает Эдейнэ): Не плачь доченька, будет тебе брусника. Илнэ, чего стоишь пнём, глаза таращишь?! Живее одевайся, в лес за брусникой отправляйся, да без брусники не возвращайся!

Старик (заступается за дочь): Ты что, старая, какая зимой брусника? Пурга на дворе разыгралась, так и метёт!

Старуха (кричит на старика): Ты спорить со мною вздумал? Сейчас выгоню из дома вместе с Илнэ!

Старик: Проси, не проси, не переспоришь вредную старуху (помогаетодеваться Илнэ), эх, ты, горемычная.

Илнэ: Не бойся отец, я схожу за брусникой, может, найду под снегом.

Старик: Пойдём родная, я провожу тебя (Старик машет дочери и заходитв чум, Илнэ уходят из зала, Эдейнэ продолжает хныкать).

Мать (успокаивает дочь, уводит её в чум): Будет тебе брусника доченька, пойдём в чум, я тебя чаем напою.

Ведущая: (звучит фонограмма пурги) И пошла Илнэ за брусникой в тундру. А тундре пурга разыгралась – так и метёт, так и метёт. Совсем замёрзла Илнэ, присела за дерево, хотела согреться, а тут, откуда не возьмись, появились волки – серые разбойники.

Волки:

А мы волки тундровые,
Мы разбойники лихие! Эгей!
Мы по тундре всё шныряем,
Пропитанье добываем!

1-й волк:

Если кто-нибудь случай,
В тундру забредёт не чаяно!

2-й волк:

Эх, достанется не мало,
Съедим его мы, для начала.

Волки (вместе): Чтоб в желудке не урчало!

3волк:

Где? Где? Где она?
Где-то тут быть должна!
Шли за ней мы по пятам,
А следы и тут и там!

4волк: Ой, как хочется поесть (волки воют).

Братцы! Она здесь (4 волк показывает на Илнэ, волки окружают её)!

Ведущая: Накинулись злые волки на бедную девушку, чуть совсем не загрызли. Но в это время проходил мимо Священный Медведь – хворост для костра собирал. Увидел Медведь разбойников, зарычал сердито.

Медведь:

А ну, прочь злодеи! Обижаете тех, кто слабее!
Ну, глядите, всех поймаю, Сразу в клочья растерзаю!

(Волки разбегаются, Медведь поднимает Илнэ)

Ой, бедная, повсюду раны, отведу тебя к Шаману.

(Священный Медведь ведёт Илнэ к чуму Шаман, который сидит у костра)

Звучит фонограммы музыки “Бубнен Шамана”

Ведущая:

На высоком мысу чум шамана стоит.
На высоком мысу костёр священный гори.
Пусть комлает шаман, что бы Илнэ жила!

Шаман:

Духи всё мне рассказали:
И как Илнэ обижали,
Как за ягодой послали,
И как волки нападали.
Илнэ буду я спасть
И злых духов выгонять!
Вот на шкуре посиди и немного отдохни.

(Звучит мелодия “Бубен Шамана” .Шаман начинает бить в бубен, танцуя вокруг Илнэ, она выздоравливает и благодарит шамана)

Илнэ: Спасибо тебе добрый Шаман и тебе Священный Медведь – спасибо, я совсем здорова.

Шаман: На прощанье ягоду тебе я дам. Эй, бруснички, где вы там?

Танец Брусничек.

(Бруснички несут ягоды Илнэ и складывают в корзинку)

Шаман: Вот бруснику мою возьми, домой в чум поспеши, сестру и мачеху угости. Кто в рот эту ягоду положит, станет добрым и хорошим. (бьёт в бубен) Эй, быстроногие олени, ко мне летите, Илнэ домой, к чуму отвезите.

Танец Оленят.

Илнэ: Спасибо за ягоду и до свидания, добрый Шаман, до свидания Священный Медведь, я вас никогда не забуду. (Олени увозят Илнэ домой)

Ведущая: В один миг Илнэ на оленях очутилась у чума. А здесь её никто уже не ждёт: старуха с дочкой радуются, а старик горько плачет.

(Услышав звон колокольчиков, все выходят из чума)

Илнэ (кланяется всем): Здравствуйте отец и мать, здравствуй сестрица Эдейнэ.

Мать с Эдейнэ (растеряно и удивлённо): Небо! Может нам приснилось, Илнэ снова возвратилась?!

Илнэ (угощает всех ягодой): Вот брусничка, так приятна и сладка, и ароматна. (все едят ягоды и добреют)

Эдейнэ: Спасибо сестричка. Спасибо милая.

Мать (обнимает Илнэ): Доченька возвратилась! Ты не замёрзла? Не простудилась?

Старик (удивляется): Чудо случилось! В чём дело? Старуха с Эдейнэ вдруг подобрели!

Мать: А чего нам здесь делить? Будем в чуме дружно жить. Доченьки, пойдите

Людей добрых ягодой угостите. (дочери угощают всех ягодой)

Дочери:

Угощайтесь, люди добрые. Наша ягода в усладу,
Чтобы в ваших чумах и домах, Было много ладу.

Ведущая: И всё закончилось благополучно, стали они жить мирно и счастливо. И мы будем ребята с них брать пример. А когда в тундре мир и покой, в небе появляется северное сияние, посмотрите, вот оно. (Загорается Северное сияние).

Вот и закончилось наше путешествие по тундре, вы узнали очень много нового и интересного о своём родном северном крае. В конце нашего путешествия хочется ещё раз сказать:

Любите родную природу:
Озёра, леса и поля.
Ведь это же, наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, дети все вместе
Мы к ней относиться добрей!