Обучающая цель урока:
- познакомить учащихся с национальным праздником Ысыах;
- приобщить к якутским традициям;
- познакомить с якутской лошадью, с его убранством чепрак;
- познакомить с творчеством якутского художника, графика В. С. Карамзина;
- расширить кругозор школьника.
Развивающая цель урока:
- умение правильно произносить новые якутские слова;
- умение рисовать лировидный орнамент на чепраке;
- закрепить знания понятий “графика”, “контраст”;
- формировать интерес к традициям якутского народа.
Воспитательная цель:
- воспитать уважение и понимание к таланту народа Саха;
- привить художественный вкус;
- развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование:
- мультимедиа;
- слад картин по теме;
- плакат “Контрастные цвета”;
- плакат “Лировидный орнамент”;
- плакат “Последовательность выполнения рисунка”;
- планшет “Творчество В.С. Карамзина”
- чепрак;
- выставка якутской утвари;
- выставка использованной литературы;
- музыкальное сопровождение.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с гостями нашего урока!
II. Сообщение темы урока.
Тема сегодняшнего урока “Мы познаем культуру по крупицам”. На уроке познакомимся с традициями народа Саха. Научимся рисовать лировидный орнамент на чепраке.
III. Изучение нового материала.
Дорооболорун! (звуки хомуса в исполнении Любовь Николаевны)
(Музыкальное сопровождение и показ слайдов)
Сообщение теоретических сведений о национальном празднике Ысыах.
В июле, когда под жарким солнцем ярко расцветают якутские луга, перед самым началом летней страды, жители республики отмечают светлый праздник Ысыах. Это новый якутский год, справляемый в день солнцестояния. Обычай отмечать этот праздник был принесен предками якутов из азиатских степей. Ысыах прошел долгий путь развития, но, несмотря на это, сохранил ритуально-обрядовую форму, основные традиции. Якуты отмечали Ысыах как праздник обновления Природы и Человека. (Cлайд №1)
Для устройства Ысыха выбирали красивые места с широкой поляной и площадкой для туhyлгэ. Около туhyлгэ собирали всю резную кумысную посуду. На восточной стороне от туhyлгэ ставили от одной до четырех коновязей. Верхушки сэргэ иногда увенчивались изображениями головы коня, а бока покрывались художественной резьбой. Сэргэ украшали разноцветными жертвенными лентами – саламой. Вокруг туhyлгэ втыкали зеленые березки. (Cлайд № 2,3)
Одним из важных элементов праздника была праздничная одежда. Участники торжества должны были приходить в традиционной одежде, женщины надевали серебряные украшения. Прийти на праздник в повседневной одежде рассматривалось как нарушение праздничного этикета. (Cлайд № 4, 5)
В старину ритуал открытия праздника совершал Белый Шаман (Айыы Ойуун). Его сопровождали восемь девушек и девять юношей. Ритуал кропления кумысом с молениями божествам айыы и духам местности приурочивали к восходу Солнца. Обращение к небесным божествам айыы, от которых зависело благополучие народа, было главным моментом праздника. (Слайд № 6,7,8)
Одной из важных моментов в ысыахе является кумысопитие из одного чорона по кругу, после чего они уже Братья по духу. Гостевой этикет народа Саха обязывал хозяина-устроителя праздника поднести чорон с кумысом самому почетному гостю, тот в свою очередь, сделав несколько глотков, передавал своему соседу по кругу. (Ппоказ якутской утвари) (Cлайд № 9)
Во время Ысыаха проводятся разные конкурсы, концерты, выступают танцевальные коллективы. (Cлайд № 10)
Также основной традицией являются игры предков – спортивные состязания. Такие как, прыжки на одной ноге (кылык) и прыжки обеими ногами (куобатыы), якутская борьба – хапса5ай.(Cлайд № 11)
Следующий символический знак – круговой танец осуохай, танец, символизирующий жизненный круг. Участники осухая, взявшись за руки, чувствуют положительную эмоцию друг друга. (Cлайд № 12)
Праздник завершается конными скачками – ат суурдуутэ.
(Cлайд № 13,14,15)
(Музыкальная вставка “Цокот копыт”)
Чтение стихотворения о коне учеником.
Рассказ учителя о якутской лошади. (Cлайд № 16, 17, 18)
В Якутии широко распространено коневодство. Тот, кто впервые увидит зимой табун якутских лошадей, никогда не забудет эту удивительную картину. Мохнатые, заиндевелые по самое брюхо в глубоких сугробах, они копытами разгребают сыпучий снег в поисках жухлой травы. Гривастые, длинношерстные, коренастые, в сумраке полярного дня и клубах поднимающегося над ними пара, эти северные мустанги кажутся какими-то нереальными, как будто из другого мира. Якутская лошадь – самая северная порода лошадей в мире. Она хорошо работает в упряжке, ходит под седлом, пробирается по извилистым тропам в тайге. Это животное хорошо приспособлено к суровому климату и может жить без теплых конюшен. Зимой ее густой волосяной покров достигает десяти сантиметров в длину и надежно защищает от холода. И самое главное преимущество якутской породы – ее неприхотливость к корму.
– Как вы думаете, чем полезны лошади?
– Что они нам дают?
– Из кобыльего молока готовят национальный напиток, как он называется? (кумыс)
В книге Якутия рекорды академик А.Ф. Миддендорф отмечает, что Ысыах – это “кумысный праздник”.
К празднованию лошадь наряжали убранством “Чепрак”. Чепрак – это суконное или ковровая подстилка под седло, по середине лировидный орнамент, который вышит цветными нитками, бисером, украшается серебряными бляшками (показ изделия “Чепрак”). (Cлайд № 19, 20, 21)
– Какой формы чепрак? (Cлайд № 22)
Чепрак имеет форму четырехугольника. Украшен красивым орнаментом. (Cлайд № 23,24,25,26)
Орнамент
На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живет.
Не зря его на белом свете
Народ издавна бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря,
И мы с тобою видим знаки
Якутского календаря.
– На что похож орнамент, которым украшен чепрак?
Он напоминает хомус – национальный музыкальный инструмент, похожий на лиру, поэтому этот орнамент называется лировидным. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен в местах, где развито коневодство. Поэтому является главным рисунком в чепраке. Показ плаката “Лировидный орнамент”.
IV. Физкультминутка.
Во время ритуала встречи солнца якуты вытягивают руки вверх, таким образом, они заряжаются положительной энергией от первых солнечных лучей (вытягивание рук вверх).
V. Практическая часть.
Работа по таблице последовательности выполнения рисунка (см. приложение).
Открываем альбомы, обводим шаблон формы чепрака. По середине четырехугольника сверху вниз проводим прямую линию. На левой стороне рисуем спиралевидный орнамент вертикально, только верхняя спираль маленькая, чуть изогнута, а нижняя – большая, пышная. С правой стороны линии так же рисуем спиралевидный орнамент вертикально, но зеркально, как будто спирали отвернуты друг от друга. (Cлайд №27)
– Кто покажет мелом на доске?
Края чепрака украсьте по желанию знакомыми элементами. При раскрашивании чепрака используйте контрастные цвета.
– Какие цвета называются контрастными? (противоположные, которые подчеркивают друг друга).
Показ плаката “Контрастные цвета” (см. приложение).
VI. Знакомство с творчеством якутского художника Владимира Карамзина.
Показ планшета о творчестве художника (Cлайд №28-32).
Кэпсиэ, догор! | Расскажи, друг! |
Кимтэн кииннээх | Откуда ты родом |
Хантан хааннаах киhигиний? | Чьих кровей ты! |
Этими словами начинался старинный обряд знакомства, еще не забытый у народа Саха.
Владимир Семенович Карамзин родился 31 января 1930 года в селении Хатассы близ города Якутска. Известный художник с типичным русским именем и отчеством – настоящий Саха, с детства впитавший дух и нравы своего народа. Детство Владимира Семеновича пришлось на трудные военные годы, когда мальчики рано мужали. Родители часто уезжали на заработки, оставляя сына на попечение деда и семьи Михаила. Цвета, запаха и звуки родного алааса Сыраат проникли в душу впечатлительного ребенка, чтобы через десятилетия выплеснутся на бумаге и холсте.
В 1951 году Карамзин поступил в Якутское художественное училище на отделение живописи. После окончания училища выпускники пошли работать в Худфонд. В трудовой книжке Владимира Семеновича есть она запись: “художник-исполнитель производственных мастерских Худфонда”. Писали заказные портреты, делали эскизы монументально-декоративных работ, обычно сами же воплощали в жизнь. В свободное время художник делал этюды на природе, писал картины.
Очень скоро Карамзин с удовольствием переключился на графику, но любовь к живописи осталась. В 1967 году стал членом Союза художников СССР.
Владимир Карамзин, имея среднее художественное образование, стал одним из признанных лидеров российской графики, еще раз подтвердив, что талант – это редкий дар свыше, ждущий лишь небольшого толчка для вольного полета.
В своих картинах художник передает очарование народных мелодий, поэзию художественных ремесел, красоту духовного мира своих земляков, их неиссякаемый природный талант. В то же время это точное изображение традиционного якутского быта, когда долгими зимними вечерами мужчины мастерили инструменты к летнему сенокосу, резчики вырезали кумысную посуду, женщины вышивали нарядные конские чепраки, а их души согревали олонхосуты, уводя в мир фантастических сказаний.
VII. Выставка рисунков учащихся
(Cлайд №33, 34).VIII. Итог работы.
– Вам понравился урок?
– Что нового вы узнали на уроке?