Урок окружающего мира во 2-м классе "Что изучает биология?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать диалектическое представление о природе.
  2. Дать представление о биологических науках.
  3. Показать многообразие форм и богатство видового состава живых организмов, значение их в природе и в жизни человека.
  4. Формировать понятие обо всех взаимосвязях и взаимообусловленностях между царствами живых организмов в окружающем мире и месте в нём человека.
  5. Предупредить отравления грибами и ядовитыми растениями.
  6. Развивать интерес к изучению биологии как науки.
  7. Воспитывать чувство патриотизма через эмоциональное восприятие родной природы.
  8. Подчеркнуть необходимость природоохранных мероприятий.
  9. Формировать универсальные учебные действия: самостоятельный поиск, отбор, обработка и использование информации.

Оборудование: интерактивная доска.

Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверка домашнего задания:

– Что вы узнали на прошлом уроке о неживой природе?

– Назовите объекты неживой природы.

Изучение нового материала.

Беседа.

– Ребята, знаете ли вы, что изучает биология?

– Нет.

– А хотите это узнать?

– Да.

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 1).

– Сообщение целей урока (Слайд 2).

– Новую тему мы изучим по следующему плану (Слайд 3):

  1. Царства живых организмов.
  2. Многообразие живых организмов.
  3. Значение живых организмов в жизни человека.
  4. Биологические науки.

Слова учителя. Запишите в тетрадях тему урока и первый пункт плана. Биология – это наука о живой природе. Откройте учебник на странице 137 и найдите в тексте ответ на вопрос: “Из какого языка к нам пришло слово “биология”?”

Ответ обучающихся. “Биос” – жизнь, “логос”– учение (Слайд 4).

Слова учителя. В природе существует 4 царства живых организмов (Слайд 5):

  1. Бактерии.
  2. Грибы.
  3. Растения.
  4. Животные.

Работа в группах. Назначены 3 обучающихся-консультанта в каждом ряду. К ним подходят обучающиеся соответствующего ряда и организуется совместный поиск ответа на вопрос учителя “Приведите примеры известных вам представителей разных царств живых организмов:

1 ряд – 5названий грибов,
2 ряд– 5 названий растений,
3 ряд – 5 названий животных.

Проверка. Консультанты зачитывают ответы.

Слова учителя. Давайте теперь запишем их и добавим ещё по 2 представителя (Слайды 6-8).

Запишите второй пункт плана (Слайд 9).

Характеристика растений. В природе существует огромное многообразие форм живых организмов. Так, представителями растений являются деревья, кустарники, травянистые растения. (Обучающиеся приводят примеры).

Характеристика природных зон. В лесах имеются все формы растений. В степях – в основном травянистые формы, среди них множество цветковых растений. Только по берегам рек встречаются редкие группы деревьев. Очень малочисленны растения в пустынях и полупустынях. В пустынях встречаются оазисы. Что вы о них знаете?

В пустыне произрастают кактусы и верблюжья колючка, корневая система которой уходит глубоко под землю и позволяет ей всасывать влагу. Ею питаются верблюды.

Региональный компонент. Рассказ учителя о природной зоне своего края и произрастающих растениях. (Обращение к знаниям обучающихся).

Характеристика грибов. Грибы бывают съедобные, несъедобные и ядовитые. Какие грибы Вам известны? (Обучающиеся дают ответы). (Слайды 10-11).

Рассказ об осторожности при употреблении грибов в пищу, поскольку есть опасность ими отравиться.

Как возникли названия грибов “подосиновик”, “подберезовик?”

Слова учителя с привлечением знаний обучающихся. Характеристика животных.

– Птицы (Слайд 12).

– Млекопитающие (Слайд 13).

– Насекомые (Слайд 14).

– Земноводные (Слайд 15).

– Пресмыкающиеся (Слайд 16).

– Моллюски (Слайд 17).

Региональный компонент. Рассказ о животных своего края.

Характеристика бактерий. К ним относятся бактерии и вирусы. Они не видны невооруженным глазом, только при сильном увеличении, при использовании микроскопа. Могут выдерживать очень низкие и очень высокие температуры и не погибать, весьма жизнестойкие.

Запишите 3 пункт плана в тетрадь (Слайд 18).

Характеристика растений. Значение растений в жизни человека огромно. Эстетическое значение:

– цветковые растения;
– комнатные растения.

Обучающиеся приводят примеры, учитель показывает растения, находящиеся в классной комнате.

Лекарственные растения. Обучающиеся приводят примеры.

Ядовитые растения.

Сельскохозяйственные растения (зерновые культуры).

Беседа о бережном отношении к хлебу, о труде хлеборобов, о голоде во время Великой Отечественной войны.

Рассказ о

– масличных культурах;
– бобовых культурах;
– овощных культурах;
– плодово-ягодных культурах.

Региональный компонент. Рассказ о сортах сельскохозяйственных растений, выращиваемых в своем регионе.

Пищевая ценность растений:

– о растениях, употребляемых человеком в пищу;
– о витаминах;
– о растительноядных животных;
– об обогащении атмосферы кислородом;
– об охране растений.

Беседа с привлечением знаний обучающихся.

Значение животных.

  1. Чем питались наши предки и что носили.
  2. Использование шерсти и шкур животных в наше время.
  3. О пищевой ценности и калорийности пищи животного происхождения.
  4. Домашние животные.
  5. Сельскохозяйственные животные.
  6. Дикие животные.
  7. Охрана животных.

Значение грибов:

– пищевая ценность для животных и человека;
– плесневые грибки, их лекарственное значение;
– дрожжевые грибки

(Опираясь на знания уч-ся о том, как подходит тесто у мамы)

Значение бактерий (с привлечением знаний обучающихся):

– молочно-кислые бактерии;
– масляно-кислые бактерии;
– болезнетворные бактерии.

Запишите 4 пункт плана в тетрадь (Слайд 19).

  1. Биологические науки: орнитология, ботаника, зоология, анатомия, энтомология, микробиология и т.д.
  2. Науки, тесно связанные с биологией:
    – медицина,
    – фармакология
    – сельскохозяйственные науки.

Подведение итогов урока.

– Что вы узнали нового на уроке?

– Так что же изучает биология?

Выставление и комментирование оценок.

Объяснение домашнего задания. Прочитать статью на стр. 137 учебника.

Презентация