Цели урока:
- Формировать диалектическое представление о природе.
- Дать представление о биологических науках.
- Показать многообразие форм и богатство видового состава живых организмов, значение их в природе и в жизни человека.
- Формировать понятие обо всех взаимосвязях и взаимообусловленностях между царствами живых организмов в окружающем мире и месте в нём человека.
- Предупредить отравления грибами и ядовитыми растениями.
- Развивать интерес к изучению биологии как науки.
- Воспитывать чувство патриотизма через эмоциональное восприятие родной природы.
- Подчеркнуть необходимость природоохранных мероприятий.
- Формировать универсальные учебные действия: самостоятельный поиск, отбор, обработка и использование информации.
Оборудование: интерактивная доска.
Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Проверка домашнего задания:
– Что вы узнали на прошлом уроке о неживой природе?
– Назовите объекты неживой природы.
Изучение нового материала.
Беседа.
– Ребята, знаете ли вы, что изучает биология?
– Нет.
– А хотите это узнать?
– Да.
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 1).
– Сообщение целей урока (Слайд 2).
– Новую тему мы изучим по следующему плану (Слайд 3):
- Царства живых организмов.
- Многообразие живых организмов.
- Значение живых организмов в жизни человека.
- Биологические науки.
Слова учителя. Запишите в тетрадях тему урока и первый пункт плана. Биология – это наука о живой природе. Откройте учебник на странице 137 и найдите в тексте ответ на вопрос: “Из какого языка к нам пришло слово “биология”?”
Ответ обучающихся. “Биос” – жизнь, “логос”– учение (Слайд 4).
Слова учителя. В природе существует 4
царства живых организмов (Слайд 5):
Работа в группах. Назначены 3 обучающихся-консультанта в каждом ряду. К ним подходят обучающиеся соответствующего ряда и организуется совместный поиск ответа на вопрос учителя “Приведите примеры известных вам представителей разных царств живых организмов:
1 ряд – 5названий грибов,
2 ряд– 5 названий растений,
3 ряд – 5 названий животных.
Проверка. Консультанты зачитывают ответы.
Слова учителя. Давайте теперь запишем их и добавим ещё по 2 представителя (Слайды 6-8).
Запишите второй пункт плана (Слайд 9).
Характеристика растений. В природе существует огромное многообразие форм живых организмов. Так, представителями растений являются деревья, кустарники, травянистые растения. (Обучающиеся приводят примеры).
Характеристика природных зон. В лесах имеются все формы растений. В степях – в основном травянистые формы, среди них множество цветковых растений. Только по берегам рек встречаются редкие группы деревьев. Очень малочисленны растения в пустынях и полупустынях. В пустынях встречаются оазисы. Что вы о них знаете?
В пустыне произрастают кактусы и верблюжья колючка, корневая система которой уходит глубоко под землю и позволяет ей всасывать влагу. Ею питаются верблюды.
Региональный компонент. Рассказ учителя о природной зоне своего края и произрастающих растениях. (Обращение к знаниям обучающихся).
Характеристика грибов. Грибы бывают съедобные, несъедобные и ядовитые. Какие грибы Вам известны? (Обучающиеся дают ответы). (Слайды 10-11).
Рассказ об осторожности при употреблении грибов в пищу, поскольку есть опасность ими отравиться.
Как возникли названия грибов “подосиновик”, “подберезовик?”
Слова учителя с привлечением знаний обучающихся. Характеристика животных.
– Птицы (Слайд 12).
– Млекопитающие (Слайд 13).
– Насекомые (Слайд 14).
– Земноводные (Слайд 15).
– Пресмыкающиеся (Слайд 16).
– Моллюски (Слайд 17).
Региональный компонент. Рассказ о животных своего края.
Характеристика бактерий. К ним относятся бактерии и вирусы. Они не видны невооруженным глазом, только при сильном увеличении, при использовании микроскопа. Могут выдерживать очень низкие и очень высокие температуры и не погибать, весьма жизнестойкие.
Запишите 3 пункт плана в тетрадь (Слайд 18).
Характеристика растений. Значение растений в жизни человека огромно. Эстетическое значение:
– цветковые растения;
– комнатные растения.
Обучающиеся приводят примеры, учитель показывает растения, находящиеся в классной комнате.
Лекарственные растения. Обучающиеся приводят примеры.
Ядовитые растения.
Сельскохозяйственные растения (зерновые культуры).
Беседа о бережном отношении к хлебу, о труде хлеборобов, о голоде во время Великой Отечественной войны.
Рассказ о
– масличных культурах;
– бобовых культурах;
– овощных культурах;
– плодово-ягодных культурах.
Региональный компонент. Рассказ о сортах сельскохозяйственных растений, выращиваемых в своем регионе.
Пищевая ценность растений:
– о растениях, употребляемых человеком в пищу;
– о витаминах;
– о растительноядных животных;
– об обогащении атмосферы кислородом;
– об охране растений.
Беседа с привлечением знаний обучающихся.
Значение животных.
- Чем питались наши предки и что носили.
- Использование шерсти и шкур животных в наше время.
- О пищевой ценности и калорийности пищи животного происхождения.
- Домашние животные.
- Сельскохозяйственные животные.
- Дикие животные.
- Охрана животных.
Значение грибов:
– пищевая ценность для животных и человека;
– плесневые грибки, их лекарственное значение;
– дрожжевые грибки
(Опираясь на знания уч-ся о том, как подходит тесто у мамы)
Значение бактерий (с привлечением знаний обучающихся):
– молочно-кислые бактерии;
– масляно-кислые бактерии;
– болезнетворные бактерии.
Запишите 4 пункт плана в тетрадь (Слайд 19).
- Биологические науки: орнитология, ботаника, зоология, анатомия, энтомология, микробиология и т.д.
- Науки, тесно связанные с биологией:
– медицина,
– фармакология
– сельскохозяйственные науки.
Подведение итогов урока.
– Что вы узнали нового на уроке?
– Так что же изучает биология?
Выставление и комментирование оценок.
Объяснение домашнего задания. Прочитать статью на стр. 137 учебника.