Тип урока: “открытие” нового знания.
Основные цели:
– сформировать представление о понятии “подмножество”, способность к фиксированию подмножеств — графически и знаково, к чтению математической записи подмножеств;
– повторить задание множества разными способами и его графическое изображение с помощью диаграммы Венна;
– тренировать вычислительные навыки, способность к составлению математических выражений к тексту задачи.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цели:
1) мотивация к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определение содержательных рамок урока: множества.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Слайд № 1
- Прочитайте пословицу.
- Ребята, как вы понимаете пословицу. (Мы узнаем каждый день что-то новое)
- Подходит ли эта пословица к урокам математики. Докажите.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успехов.
- Тогда посвятим сегодняшний урок пополнению своих знаний.
Дети поворачиваются друг к другу лицом, хлопают в ладоши и говорят “Желаю успеха!”
II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цели:
1) актуализировать представление о понятии “множества”, элементе множества, способах задания множеств, диаграмме Венна, знаках и , понятии часть;
2) активизировать мыслительные операции: обобщение, сравнение, классификация;
3) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний: графическое изображение части множества.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация представлений о множестве, элементе множества, способах задания множеств, диаграмме Венна, знаках и .
Слайд № 2
– Пользуясь, круг – сигналом найди правильный ответ.
– Впиши ответы в клеточки в порядке возрастания.
– Расшифруй слово.
– Что оно обозначает?
– Приведите примеры множеств.
– Как мы называем объекты, входящие в то или иное множество?
– Какие способы задания множеств вы знаете?
– Что помогает нам графически изображать любое множество?
Слайд № 3
– Назови общее свойство каждого множества.
– Перечисли, какие элементы входят в множество “Музыкальные инструменты”;
– Какие элементы можно добавить в данное множество.
Слайд № 4
– Расставьте знаки так, чтобы высказывания были истины.
2) Актуализация понятия “часть”.
Слайд № 5
– Перед Вами представлены объекты.
– Разбейте данные объекты на два множества. (Один ученик на доске распределяет объекты по множествам)
– Назовите элементы первого и второго множества.
– Задайте общим свойством каждое из множеств.
– При помощи латинских букв назовите каждое из множеств.
– Почему среди элементов множества “С” я выделила один элемент?
– Есть ли ещё элементы, которые обладают этим свойством?
– Выделите этот элемент.
– Все элементы этого множества обладают этим свойством?
– Можно ли сказать, что выделенные элементы – это часть данного множества?
– Обратите внимание на множество “D”.
– Какие элементы можно выделить в этом множестве?
– Подчеркните их.
– Можно сказать, что выделенные элементы являются частью множества “D”?
- Что общего в данных множествах? (В них выделены элементы по какому-то свойству. Эти элементы являются частью множества.)
- Можно сказать, что элементы, являясь частью множества, образуют множество? (Да.)
- Обладает ли выделенная часть свойствами множества? Докажите. (Да: все элементы собраны вместе, повторяющихся элементов нет, порядок перечисления элементов значения не имеет.)
3) Фиксация недостаточности знаний: графическое изображение множества, являющегося частью другого.
- Мы работали с конкретными множествами, а теперь изобразите графически общий случай: “Множество А является частью множества В”. (Ребята предлагают свои варианты)
- У кого есть другие варианты?
- У кого не получилось ни какой версии?
Слайд № 6
III. Постановка проблемы.
Цели:
1) выявить и зафиксировать в речи отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: графическое изображение множества, которое является частью другого;
2) согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы выполняли? (Изображали с помощью диаграммы Венна, что множество А является частью множества В.)
- Чем данное задание отличается от предыдущих? (Мы строили диаграмму только одного множества.)
- Почему мнения разные, ведь вам известен способ построения диаграммы? (Не умеем показывать на диаграмме часть множества.)
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Научиться показывать на диаграмме часть множества.)
- В математике часть множества принято называть “подмножество”. — Проговорите этот термин вслух.
- А вам известно, как обозначается подмножество? (Нет.)
- Уточните цель урока. (Научиться показывать на диаграмме подмножество и узнать, как оно обозначается.)
- Сформулируйте тему урока: “Подмножество. Знаки подмножества”.
Учитель фиксирует на доске тему урока.
Слайд № 7
IV. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
- сформировать способность к изображению подмножества на диаграмме Венна, познакомить со знаками I и E .
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Итак, посмотрите ещё раз на данные множества. — Каждый подчёркнутый элемент принадлежит множеству? (Да.)
- Подмножество является множеством? (Да.)
- Как мы графически изображаем множество? (Замкнутой линией.)
- Изобразите графически подмножество.
По одному ученику обводят замкнутой линией подмножества на доске, все остальные — у себя на карточках.
Слайд № 8
- Каково же условие, при котором можно сказать, что множество является подмножеством? (Если каждый элемент выделенного подмножества принадлежит множеству.)
- А теперь составим схему для общего случая: множество А является подмножеством множества В.
Один ученик располагает множества у доски.
Слайд № 9
– Как же записать с помощью знака, что множество А является подмножеством В? (Посмотреть знак в учебнике.)
- На что он похож? (На перевёрнутую подкову, на знак принадлежит, но без чёрточки посередине.)
- Этот знак называется “знаком подмножества” или “включения”. Он читается: “А является подмножеством В”.
- Запишите с помощью этого знака: множество А является подмножеством В.
Посмотрите в учебнике, как ещё можно прочитать эту запись. (стр.16)
Читают про себя, а затем один ученик читает вслух.
- Предположите, как изменится знак, если А не является подмножеством В? (Знак можно перечеркнуть.)
- Вы правы. Выглядит этот знак так:
Учитель прикрепляет карточку на доску рядом с предыдущей.
- Запишите с помощью этого знака, что множество А не является подмножеством В.
Один ученик у доски.
- Посмотрите в учебнике, как ещё можно прочитать эту запись.
Читают про себя, затем один ученик читает вслух.
Учащиеся фиксируют графические изображения, при которых множество А не является подмножеством В.
Слайд № 10
– Постройте алгоритм наших рассуждений, пользуясь блоками.
На доске готовые блоки алгоритма. Учащиеся выходят к доске по одному и добавляют следующий шаг алгоритма.
Слайд № 11
- Молодцы!
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
- зафиксировать смысл понятия подмножества, способ его графического изображения и записи во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не просто запомнить, но и понять смысл термина “подмножество”? (Выполнить задания.)
1) № 2 (а, в), стр. 16.
Один ученик читает с места задание.
а) М — множество грибов, С — множество съедобных грибов.
- Каждый ли съедобный гриб множества С принадлежит множеству всех грибов М? (Да.)
- Сделайте вывод. (Множество С является подмножеством множества М: С М.)
Аналогично учащимися выполняется в парах с комментированием по алгоритму, задания под буквами б, в, г.
2) № 3 (б), стр. 17.
- Рассмотрите множества F и K.
- Каждый ли элемент множества F принадлежит множеству К? (Да.)
- Сделайте вывод.
- Множество F является подмножеством множества К: F K.
- Рассмотрите множества Е и К, что о них можно сказать? (Элементы множества F не принадлежат множеству К.)
- Сделайте вывод. (Множество Е не является подмножеством К: Е К.)
3) № 4 (а), стр. 17.
Один ученик комментирует задание с места:
- Каждый элемент множества отличников В принадлежит элементам множества учеников школы В. — Значит, множество В является подмножеством множества С.
VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
- проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
На доске записано задания: № 3 (а), стр. 17; № 4 (б), стр. 17
- Мы поработали вместе, а теперь выполните задания самостоятельно. Я думаю, вы без труда справитесь с ними.
Самопроверка по эталону Д–7.
- У кого затруднения? (…)
- В чем причина?
- На что нужно обратить внимание?
- Поставьте знак “?” и исправьте ошибки.
- Поставьте знак “+” если вы выполнили все правильно.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: составление выражений по тексту задач, повторить смысл отношений “во сколько”, “на сколько”.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Выполним ещё несколько интересных заданий.
1) № 6 (а, б), стр. 17.
Один ученик комментирует с места.
- Какие элементы принадлежат множеству М, множеству К?
- Какое множество является подмножеством другого множества? (К М.)
- Докажите. (Каждый элемент множества К принадлежит множествам М.)
Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, один ученик выполняет у доски с комментированием.
2) № 8, стр. 18.
- Прочитайте задачу. (Дети читают про себя.)
- Смысл каких отношений нам нужно вспомнить перед решением задач? (“Во сколько” и “на сколько”.)
- Как узнать во сколько раз одно число больше другого? На сколько? (…)
Анализ задачи:
а) Известно… Надо найти…
- Чтобы узнать, во сколько раз одноэтажных домов больше, чем двухэтажных, надо количество одноэтажных домов разделить на количество двухэтажных (по правилу кратного сравнения). (18 : 3 = 6 (раз).)
б) Известно… Надо найти…
- Чтобы узнать, сколько квартир в двух домах, надо сложить число квартир в первом доме и во втором доме. (Ищем целое).
- Число квартир в первом доме известно – 10. Чтобы найти число квартир во втором доме надо 10 • 5. (Ищем большее число.)
- Затем сложим десять с полученным числом и
ответим на вопрос задачи.
(10 + 10 . 5 = 60 (к.))
Аналогично рассматриваются остальные задачи. Работа проводится фронтально, по одному ученику работают у доски. Анализ задач выполняется детьми самостоятельно.
Решение:
а) 18 : 3 = 6 (раз); | в) 6 • 7 – 4 • 9 = 6 (к.); |
б) 10 + 10 • 5 = 60 (к.); | г) 56 – 56 : 7 = 48 (к.). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность;
3) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание;
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Нам удалось решить проблему урока?
- Что нового узнали из области математики? (Что такое подмножество, как его изображать графически и обозначать с помощью знаков.)
- Что такое подмножество? (Подмножество это часть другого множества.)
- В чём вы видите применение нового знания? (В дальнейшей работе по изучению множеств и подмножеств.)
- Оцените свою работу на “лесенке успеха”.
Учащиеся обозначают знаком “+” ту ступеньку на лесенке, на которой, по их мнению, они оказались к концу урока.
- У кого остались затруднения?
- Как будем работать дальше? (Вернёмся к заданиям, где были трудности и постараемся справиться с ними).
Домашнее задание:
стр. 16 — правило в рамочке;
№ 4 (в, г) стр. 17, № 9 стр. 18;
№ 5 стр. 17, № 7 стр. 18, № 10, 11 стр. 18.