Цель урока: cформировать у учащихся понятие элементов единоборств в системе физической культуры,осуществлять воздействие физических упражнений на работу мышечной системы.
Задачи урока:
- Научить учащихся целенаправленно использовать знания по физической культуре, биологии, понимать практическое значение физической культуры для организма человека.
- Развивать физические способности: силовые, скоростные, координационные, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
- Способствовать формированию аналитического и креативного мышления, умения выделять главное .
- Воспитывать морально волевые качества личности: целеустремленность, решительность, мужество.
- Способствовать воспитанию культуры физического и умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.
Целеполагание: Освоение искусств владения своим телом и эмоциями.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: проблемно-исследовательский с элементами практической деятельности.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: шведская стенка, борцовский ковер (спортивный татами), секундомер, специальная одежда (дзюдока, самбовка), резиновый амортизатор, ноутбук, учебник биологии и физической культуры. Учебники по биологии и физической культуре.
ХОД УРОКА
1. ФИЗИЧЕСКИЙ БЛОК
Части урока |
Содержание урока |
Дозировка |
ОМУ |
Подготовительная часть | Построение. Сдача рапорта, приветствие | 1 мин. | Пятки вместе. Носки врозь. Четная подача команд |
Учитель физической культуры просит учащихся расположиться на ковре по кругу и присесть. В центре находится учитель и рассказывает историю. | 5-7 мин. |
В 1905 году была русско-японская война. Эту войну описывает Пикуль и Новиков. Японцы разгромили эскадру адмирала Рождественского. Крейсер «Варяг» отказался сдаться и вступил в бой против 18 японских крейсеров. Контр-адмирал Руднев с командой ответили: «Все в бой!». В гавани Порт-Артура стояли крейсера различных государств. Когда «Варяг» проходил мимо каждого крейсера, играл гимн того государства кому принадлежал крейсер. Команда знала, что идет в неравный бой. Последний снимок команды «Варяг» сделал французский крейсер «Паскаль». Команда погибла и приняла решение затопить «Варяг». Японский император наградил контр-адмирала Руднева и команду посмертно наградами за храбрость. В настоящее время находится кладбище в Японии. Где захоронены погибшие солдаты при выполнении воинского долга.
Чтобы загладить свою вину японский император пригласил детей погибших матросов, мичманов и офицеров для обучения в школу единоборств «КОДОКАН». Дети проходили тест – в течении двух часов они сидели на коленях, а мастер читал лекцию в течении двух часов о восточных единоборствах. Если ребенок волновался и неусидчиво слушал лекцию его выводили из зала.
Ощепков прошел тест. Его пригласили в школу «КОДОКАН». После обучения он вернулся в Россию и открыл свою школу единоборств. Так в России зародилось восточное искусство единоборств.
Вопрос: какие волевые качества проявили русские матросы и офицеры в русско-японской войне
Ответ: мужество, решительность, умение принимать решения и владеть собой и эмоциями в сложнейшей ситуации, не поддаваться панике.
Вопрос: какие физические способности развивают единоборства дзюдо, самбо.
Ответ: развивают силовые упражнения выносливость, скоростные координационные умения.
Вопрос: Итак, как Вы думаете? Какая тема урока? Какие будем решать задачи на данном уроке. Почему присутствует учитель биологии на данном занятии.
Ответ: Будем развивать физическую силу, выносливость. Совместно с учителем биологии будем вести беседу об организме человека.
Учитель физической культуры: «Тема нашего урока – элементы единоборств в системе физической культуры». Наша задача – развитие выносливости и физической силы. Учитель биологии ознакомит вас с работой мышц человеческого тела.
2. БИОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Учитель биологии. 1 Стадия вызова. Уважаемые коллеги прошу удобно расположиться на борцовском ковре. Возьмите, пожалуйста маршрутные листы (Приложение 1) и раздаточный материал. Учитель в файлах раздает маршрутные листы, печатный раздаточный материал (в котором представлены элементы единоборств), ручки. Ознакомьтесь с маршрутным листом. Итак, первое задание: что представляет собой мышечная система человека. Общий обзор. В маршрутном листе написано слово, кластер, выделено ключевое слово – мышечная система. Вспоминаем все, что вы знаете о мышечной системе.
Предполагаемый кластер
Учитель биологии. 2 Стадия осмысления. Да, действительно мышцы – это опорная двигательная система. И все что вы сказали – все правильно. Давайте ближе познакомимся. Возьмите раздаточный материал. Объединитесь в микрогруппы, по 3-4 человека. Ознакомьтесь с текстом. Посмотрите внимательно на слайд. Перед Вами мышечная система человека. Я даю вам 5-7 минут для работы. Затем каждая микрогруппа индивидуально в маршрутных листах составит отчет о функции мышечной системы. Двумя, тремя предложениями сформулируйте вывод о влиянии элементов единоборств на развитие мышечной системы. Мы выбрали следующие направления почему необходимо развивать мышечную систему, развитие мышц с помощью элементов единоборств.
Работа в микрогруппах.
Каждая группа представляет отчет, формулирует вывод о влиянии физических упражнений и элементов единоборств на развитие мышечной системы человека. Презентация результатов.
Учитель биологии. Уважаемые коллеги ответьте на вопрос: «Каково микроскопическое строение скелетных мышц? Каково макроскопическое строение скелетных мышц?».
Ответ: Микроскопическое строение скелетных мышц. Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из двух разных белков, и потому кажутся поперечно исчерченными. Каждый мышечный пучок покрывает соединительнотканная пленка, а всю мышцу в целом, состоящую из множества пучков, общая оболочка – фасция. Она состоит так же из соединительной ткани. Благодаря четко очерченным пучкам сила тяги прикладывается к строго определенным частям кости.
Макроскопическое строение скелетных мышц. В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Такие волокна необходимо физически упражнять. Обменные процессы будут протекать лучше.
Учитель биологии. 3 Стадия рефлексии. Вернемся к кластеру и дополняем его с учетом того что узнали. Уважаемые коллеги, прошу закрыть глаза и представить себя в образе спортсмена, который умеет владеть своими эмоциями, целенаправленно идет победе, соблюдает режим тренировок. В маршрутных листах перечислите качества личности спортсмена.
Ответ: целеустремленность, выносливость, настойчивость, решительность, мужество, умение владеть собой и своими эмоциями.
Домашнее задание. Дома изучить дополнительные источники информации по нашему вопросу. Создать информатор по нашей теме и использовать на физической культуре.
3. ФИЗИЧЕСКИЙ БЛОК
Учитель физкультуры. Такими качествами характерны для спортсменов, воспитанников военных училищ, кадетских корпусов. Постараемся объединить полученные знания и практические действия
Части урока | № п.п. | Содержание урока | Дозировка | ОМУ |
Подготовительная часть (12 мин.) | 1 2 3 4 5 1 |
ОРУ ХОДЬБА ПО КРУГУ Руки в стороны на внешней стороны стопы Руки вверх на внутренней стороны стопы Руки на поясе на пятках Руки за голову в полу приседе Руки за голову в полном приседе БЕГ С высоким подниманием бедра С захлёстом голени Приставными шагами правым (левым) боком Руки в стороны скрестным шагом вправо (влево) Спиной вперёд «Марш» Обычный бег И.П. – Правая рука вверху, левая внизу 1-2. Отведение руки назад 3-4. Смена рук И.П. – Руки к плечам 1-4. Круговые движения рук вперёд 5-8. Назад И.П. – Руки перед грудью в локтях согнуть 1-2. Рывки перед грудью 3-4. Отведение рук назад Повороты туловища на каждый шаг Наклоны на каждый шаг |
30 сек. 30 сек 12 мин 30 сек 30 сек 30 сек 30 сек 30 сек 30 сек 30 сек 30 сек 30 сек 30 сек 30 сек 8-12 раз 8-12 раз 8-12 раз 8-12 раз 8-12 раз |
Пятки вместе, носки врозь Четкая подача команд Следить за осанкой. Дистанция между учащимися. Спина прямая Вперед не наклоняться Шаг скользящий Соблюдать дистанцию Смотреть через правое и левое плечо. В локтях не гнуть Круговые движения выполнять энергичней Повороты выполнять медленно Ноги в коленях не гнуть возвращаясь в исходное положение |
Основная часть (25 мин.) | 1 2 |
Правила техники безопасности.
Осмотрите ковер, приведите себя в порядок.
Разбились на 4 микрогруппы Изучаем приемы
падения и защиты. Работаем со сменой форм работы.
Эксперты страхуют и регулируют нагрузку по
секундомеру. Обязательно работаем у шведской
стенки с резиновыми амортизаторами. Упражнения
передвижение в стойке, захвата рук и туловища,
освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Страховка. |
15 мин. 10 мин. |
Следить за правильностью выполнения
упражнения
Обратить внимание на применение в игре передаче мяча одной рукой от плеча. |
Заключительная часть (3 мин.) | 1 2 |
Построение Подведение итогов урока |
30 сек. 2 мин 30 сек. |
Отметить лучших. Провести краткий опрос по теме. Выставить оценки |
Домашнеезадание | 1 | Составить кластер. Мышечная система. Работу выполнить индивидуально. Принести Портфолио. Продолжим его наполнение. |