Физическое воспитание – часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта). Вся работа направлена на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач. Характерной особенностью данной категории детей является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. У многих обучающихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке, встречаются стёртые двигательные нарушения.
Учитель физкультуры решает следующие учебные и коррекционно-воспитательные задачи:
– укрепление здоровья, закаливание организма;
– формирование правильной осанки;
– формирование и совершенствование
разнообразных двигательных умений и навыков
(сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.);
– коррекция нарушений общего физического
развития психомоторики;
– воспитание санитарно-гигиенических навыков;
– поддержание устойчивой физической
работоспособности на достигнутом уровне;
– воспитание настойчивости, смелости, умения
преодолевать трудности.
Программа по физической культуре предусматривает следующие разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, игры.
Раздел «Лёгкая атлетика » включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Изучение прыжков в школе для детей с нарушением интеллекта рекомендуется проводить следующим образом.
Прыжковые упражнения служат действенным средством разностороннего физического развития умственно отсталых детей. Выполнение их не только оказывает общеоздоровительное воздействие на организм ребенка, но и чрезвычайно эффективно для укрепления суставов и связок нижних конечностей, а также мышц туловища, выработки прыгучести, совершенствования ловкости и координации движений. В программу по физической культуре в школе VIII вида включены разнообразные прыжки: на месте и с продвижением вперед, на двух и одной нoгe, с короткой и длинной скакалкой, в длину и в высоту, с разбега и с места, в глубину, опорные прыжки.
Основное содержание занимают подготовительные упражнения. Сделано это для того, чтобы умственно отсталые школьники получили разностороннюю подготовку и лучше усвоили общие основы техники изучаемых движений, умели управлять физическими способностями для предопределения уровня адаптационных свойств физиологических систем детей с проблемами в развитии.
Задания по подготовительным упражнениям подобраны с учетом возможностей и особенностей учащихся, доступны детям различного возраста, пола, физической подготовленности. При прохождении учебного материала не следует требовать от детей выполнения максимальных по величине прыжков, а обращать внимание на правильность выполнения. В этом плане весьма эффективны занятия, организованные в виде игр-упражнений («Вот так позы!», «Повторяй за мной», «Слушай сигнал»), что способствует поддержанию у детей устойчивого интереса к изучаемым двигательным действиям. Закреплять полученные умения и навыки также рекомендуется путем проведения различных подвижных игр и эстафет, в содержание которых входит выполнение освоенных прыжков. Однако, следует помнить, что общее число их не должно быть велико.
Обучение прыжкам начинается с изучения прыжка на двух ногах на месте. Выполняется оно следующим образом: в исходном положении ступени ставятся параллельно. Немного присев, ученик резко разгибает ноги и подпрыгивает вверх. Приземляться надо на носки с одновременным сгибанием колен. Дети, которые не смогут выполнить это упражнение, вначале проделывают его, используя неподвижную опору. Например, взявшись руками на высоте груди за рейку гимнастической стенки, подпрыгивают, держась за нее. По мере освоения задания нужно учить школьников во время прыжка ноги полностью выпрямлять, а при приземлении туловище держать прямо.
Прыжки на двух ногах мы выполняем в такой последовательности: подпрыгивание на месте, отработка правильного отталкивания; подпрыгивание на месте с различными положениями рук (вниз, на пояс, вперед, к плечам, вверх); подпрыгивание на месте с различными предметами в руках (флажки, булавы, мячи); подпрыгивание на месте в сочетании с движениями рук вперед – вверх; подпрыгивание на месте с доставанием руками подвешенного предмета: вначале его нужно просто коснуться, затем ударить рукой, а потом захватить и с ним приземлиться. Предмет располагают так, чтобы ученик мог легко достать его. В дальнейшем высота его расположения может увеличиваться.. При выполнении всем классом этого упражнения можно вдоль зала натянуть веревки, на которых (по количеству учащихся) повесить разноцветные флажки. Каждого ученика нужно поставить под «своим» флажком; подпрыгивание на месте в парах под счет (это упражнение активизирует учащихся и способствует выработке координации совместных движений); два-три прыжка с продвижением (вперед, назад, вправо, влево); перепрыгивание через ориентир (начерченную линию, шнур, палку).
Упражнение проделывается индивидуально каждым учеником, потом всем классом. Расстояние между учениками не менее одного-двух шагов.
Далее переходим к изучению прыжка на одной ноге. Проделывать прыжок надо попеременно то на правой, то на левой ноге. Осваивается в той же последовательности, что и предыдущее задание.
Освоение прыжка в глубину с высоты 15 -25 см следует начинать с обучения устойчивому приземлению. В связи с тем, что умственно отсталые дети не могут сразу правильно выполнить его, начинают с подводящих упражнений, с помощью которых ученики должны понять, в каком положении надо держать тело в момент приземления, чтобы мягко и устойчиво завершить прыжок. Целесообразна такая последовательность:
1) встать на носки, 2-3 полуприседа на носках;
2) из основной стойки принять положение
правильного приземления — полуприсед на носках,
руки вперед, колени врозь, туловище слегка
наклонено вперед, голова прямо;
3) в положении полуприседа два-три раза
подпрыгнуть на месте, отталкиваясь двумя ногами
из положения полуприседа, руки вперед, сделать
прыжок с места вперед в положение, аналогичное
исходному;
4) то же, но, спрыгивая на пол с доски;
5) из положения полуприседа, руки вперед,
спрыгнуть с гимнастической скамейки, обращая
внимание на правильное приземление.
Прыгать на мат, положенный около скамейки. Выполнять это задание ученики должны по одному.
В последнюю очередь детей знакомят с прыжком в длину с места толчком двух ног. Выполнение данного упражнения выполняется следующим образом: из положения полуприседа, руки отведены назад, одновременно с взмахом руками вперед-вверх сделать небольшой прыжок вперед. Приземлиться на всю стопу, ноги согнуть, туловище наклонить вперед. Предварительно в месте приземления нужно уложить мат. На уроке в школе VIII вида упражнение ребята проделывают по одному.
Сложность ранее изученных упражнений постепенно возрастает. Так, при прыжках на месте на двух ногах основное внимание обращается на одновременное выполнение отталкивания и взмаха руками; кроме того, в это задание включается поворот в сторону. Прыжки на одной ноге осуществляются с продвижением вперед и в сторону. В прыжках в глубину высота спрыгивания увеличивается до 30- 50 см.
Далее разучиваются прыжки на двух ногах со скакалкой. Вначале проделываются подготовительные упражнения (для работы с качающейся скакалкой). Это подскоки на месте и с продвижением впёред . 3атем проводятся прыжки через неподвижную скакалку, поднятую на высоту 5-10 см. Прыжок осуществляется на слегка согнутых ногах, приземляются на носки. Усложнение его идет за счет изменения положения рук (вниз, на пояс, вперед и т. д.). Детям, которые хорошо освоят данное упражнение, можно предложить другой прыжок — толчком двух ног из положения боком к скакалке. Далее переходят к прыжкам через качающуюся скакалку. Она подводится под ноги ученика, который в этот момент подпрыгивает вверх. Последними проделываются перепрыгивания с шага вперёд и прыжки вправо и влево из положения боком к скакалке. В заключение можно провести игру «Прыгающие воробушки» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).
Прёжде чем перейти к прыжкам в длину с разбега, разучивается прыжок с шага. Умственно отсталые дети при выполнении этого задания очень часто не могут оттолкнуться одной ногой, а приземлиться на две. В связи с этим внимание обращается на выработку у учеников умения правильного отталкивания и приземления. Применяются следующие подводящие упражнения:
- стоя боком к опоре (гимнастической стенке) и держась за нее одной рукой, выполнить свободные махи вперед — назад одной ногой;
- стоя на одной ноге, сделать небольшой прыжок вперед и приземлиться на обе ноги;
- отвести назад одну ногу, сделать ею мах вперед и приземлиться на две ноги; то же, в сочетании с махом ногой и руками (в исходном положении они отведены назад); из положения, стоя на одной ноге, другая сзади на носке, сделать шаг вперед и сразу же оттолкнуться;
- приземлиться на обе ноги;
- то же, в сочетании отталкивания с махом вперед руками.
Во всех упражнениях отталкиваться надо одной и той же ногой. Обычно при прыжках в длину с разбега приземление проводится на пятки, но, поскольку это довольно сложное движение, умственно отсталым школьникам приземление надо выполнять на всю стопу.
Перед началом упражнений нужно подготовить место для приземления (как следует уложить маты).
Следующим осваивается прыжок в высоту с шага. Основной целью обучения является – научить отталкиваться одной ногой, а приземляться на две. Прыжки выполняются через веревку, поднятую на высоту 15-20 см. Движения разучиваются в описанной выше последовательности. К подводящим упражнениям добавляется еще одно – напрыгивание на невысокий снаряд (два положенных друг на друга гимнастических мата) толчком одной ноги с приземлением на две. Для закрепления навыка изученных прыжков рекомендуется игра «Волк во рву», «Прыжки по полоскам», «Точный прыжок».
Прыжки через качающуюся скакалку выполняются с одной ноги на другую. Это упражнение способствует развитию равновесия. Сначала дети проделывают прыжки на месте без скакалки попеременно на каждой ноге. Затем упражнения проводятся в таком порядке:
1) перешагивание с одной ноги на другую через
скакалку;
2) то же, сменив ногу; прыжки на одной ноге через
скакалку;
3) то же, на другой ноге;
4) прыжки с одной ноги на другую через скакалку;
5) то же, сменив ногу.
Отталкивание и приземление проводится на носках, туловище прямое.
После того, как будут освоены описанные задания, переходят к обучению прыжкам через длинную вращающуюся скакалку.
Школьники учатся пробегать под скакалкой вначале наискось, а потом прямо, в то время как она вращается навстречу прыгающему. Делать это надо в тот момент, когда она опустится несколько ниже головы (данное упражнение можно проводить с обучающимися с подгруппой с высокой двигательной активностью).
Далее выполняются: прыжки на месте через вращающуюся скакалку, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь также на обе ноги; ученик располагается лицом к скакалке.
Детям, которые хорошо освоят упражнение, можно предложить выполнить его из положения стоя боком к скакалке; прыжки с одной ноги на другую через вращающуюся скакалку. Подпрыгивать невысоко, слегка сгибая колени. В дальнейшем прыжки проводятся при вращении скакалки навстречу прыгающему, а от него, снизу вверх.
При прохождении опорных прыжков вводятся подготовительные упражнения. Первыми выполняются освоенные ранее спрыгивания со снаряда (маты) в правильное и устойчивое приземление. Затем детей обучают отталкиванию двумя ногами. Последовательность упражнений может быть следующей:
1) прыжки на месте на двух ногах; туловище
немного наклонено вперед, отталкивание
проводится быстро, с носков, колени слегка
согнуты;
2) то же, со взмахом руками вперед – вверх;
3) из положения одна нога впереди, другая сзади,
сделать шаг вперед, и не задерживаясь,
подпрыгнуть вверх толчком обеих ног;
4) сделать два шага вперед, а на третий
подпрыгнуть вверх толчком обеих ног.
Необходимо обратить внимание на то, что умственно отсталые обучающиеся толчок делают одной ногой. Много времени надо уделять обучению правильному выполнению отталкивания. После данной работы приступаем к изучению прыжков с короткой скакалкой. Вначале учить умению правильно подобрать скакалку необходимой величины. Упражнения выполняются в таком порядке:
1) держа скакалку перед собой неподвижно,
перешагивать через неё;
2) переводя скакалку сзади вперёд, перешагивать
через неё;
3) вращая скакалку вперёд, обеими ногами
перепрыгивать через неё на месте;
4) то же, но с продвижением вперёд;
5) вращая вперёд скакалку, делать прыжки на одной
ноге, другая согнута в колене;
6) то же сменив положение ног;
7) стоя на одной – другая впереди, не касается
пола и, переводя скакалку сзади вперёд,
перепрыгивать через неё с одной ноги на другую;
8) то же, сменив положение ног.
Продолжительность серий упражнений ограничивается по 5-6 прыжков на одной ноге и на двух. В изучении прыжкам в длину основным является освоение их способом «согнув ноги».
Этот способ наиболее прост и доступен для умственно отсталых детей.
Ученик выполняет небольшой разбег (5-7 шагов). Производится он на носках и так, чтобы к концу его достигалась наибольшая скорость. Последний шаг завершается толчком, свободная согнутая нога выносится вперёд – вверх и одновременно делается взмах руками. Затем обе ноги подтягиваются к груди. В таком положении обучающийся пролетает до приземления и только перед ним вытягивает голени вперёд. Как только ноги коснутся пола, руки резко выносятся вперёд. Место отталкивания при проведении прыжков в длину с разбега не ограничивается.
Обучение начинается с выполнения подводящих упражнений, пройденных ранее. Вначале разбег идёт в медленном темпе, затем скорость возрастает. Целесообразно применять прыжки через верёвку, расположенную на небольшой высоте у места отталкивания. Если ученик приземляется неустойчиво и неправильно (на одну ногу), тогда можно выполнить серию прыжков в глубину.
Одновременно с изучением прыжков в длину осваиваются и прыжки в высоту. Выполняются они с прямого разбега способом « согнув ноги». Ученики, оттолкнувшись одной ногой, другую, согнутую в колене, выносит вверх. После этого обе ноги соединяются. А туловище наклоняется вперёд. В таком положении осуществляется переход через планку. Приземление производится на носки обеих ног с мягким полуприседанием. Вначале упражнение проделывается с одного шага, а затем с трёх и пяти шагов. Высота, на которую ставят планку, постепенно увеличивается. Разбег и отталкивание осуществляются так же, как и в прыжках в длину. В качестве подготовительного этапа учащиеся выполняют следующее упражнение. Разбежавшись, отталкиваются одной ногой и стараются рукой достать подвешенные предметы, приземляются на обе ноги. Прежде, чем начинать занятия, обучающимся необходимо выполнить серию специальных разминочных упражнений для рук, ног и туловища.
Дети, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата или различные дефекты моторики, должны находиться под постоянным контролем учителя. Количество попыток и время, затраченное на прыжки, регулируются в зависимости от возможностей и особенностей каждого ученика.