Родительское собрание – размышления в начальной школе "Детская ложь: способы профилактики"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями


Цель родительского собрания: познакомить родителей с причинами детской лжи и способами ее устранения.

Задачи родительского собрания:

  1. Образовательные: познакомить родителей с причинами и проявлениями детской лжи, способами воспитания правдивости.
  2. Воспитательные: помочь родителям выработать правильный стиль семейного воспитания.
  3. Информационные: познакомить родителей с перечнем литературы, в которой излагаются практические приемы профилактики и устранения детской лживости.
  4. Специальные: оказать психологическую помощь родителям, столкнувшимися с проблемой детской лжи.

План родительского собрания:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы. Анкетирование.
  3. Психологическая разминка.
  4. Интеллектуальная разминка.
  5. Ваша точка зрения.
  6. Мнение эксперта.
  7. Видео часть.
  8. Итог собрания. Советы родителям.

Ход родительского собрания

I. Организационный момент.

Родители, под звучащую фонограмму песни В. С. Высоцкого «Баллада о Правде и Лжи», занимают места на «трибунах для зрителей» в классе, стилизованном под телестудию. Класс оформлен русскими народными пословицами.

  • «В ком добра нет, в том и правды мало».
  • «В лукавом правды не сыщешь».
  • «Где, правда – там и счастье».
  • «За правду матку и помереть сладко»
  • «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».
  • «Правда в огне не горит и в воде не тонет».
  • «Кто правдой живет, тот добро наживет».

На импровизированной сцене – два сектора: белый (белое кресло) и черный (черное кресло).

II. Сообщение темы. Анкетирование.

Сегодня родительское собрание пройдет в необыкновенной форме – в форме телевизионного ток-шоу. Я буду выполнять роль ведущего, а родители-участники и зрители, в студии работает оператор, который снимает видеофильм. Сопровождает ток-шоу психолог в роли эксперта.

Русская народная пословица говорит: «Где, правда – там и счастье». Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Как помочь ребенку расти правдивым? В чем причины детской лжи? Сегодня, мы собрались, чтобы вместе подумать, проанализировать свои воспитательные методы, получить рекомендации психолога и ответить на главный вопрос нашего собрания - почему наши дети обманывают и лгут?

Учитель: Сейчас я попрошу Вас заполнить анкеты.

Анкетирование.

1. Приходилось ли Вам слышать от своего ребенка правду?

а) Да.
б) Нет.
в) Неоднократно.
г) Часто.
д) Систематически.

2. Приходилось ли Вам слышать от своего ребенка неправду?

а) Да.
б) Нет.
в) Неоднократно.
г) Часто.
д) Систематически.

3. Каким образом Вы поступали, уличая ребенка во лжи?

4. Случалось ли Вам лукавить, обманывать по мелочам Вашего ребенка?

а) Да.
б) Нет.
в) Затрудняюсь ответить.

Учитель: Благодарю за Вас за работу.

(Сбор анкет для анализа психолога.)

III. Психологическая разминка.

А сейчас объявляется начало ток-шоу. Приглашаю желающих занять места в белом и черном секторах (садятся в белое и черное кресло), символизирующих правду и ложь. Вам предлагается правдиво и лживо – в зависимости от выбранного сектора – отвечать на мои вопросы.

  1. Вашу дочь зовут Светлана?
  2. Ей восемь лет?
  3. Вы умеете кататься на велосипеде?
  4. Вчера был дождливый день?
  5. У вас есть с собою зонт?
  6. Уходя на собрание, вы приготовили ужин?

Прошу поделиться своими ощущениями: кому было проще отвечать на вопросы? Что испытывал тот, кому было необходимо скрыть свои мысли? А родителей-зрителей прошу оценить поведение испытуемых: были ли заметны признаки лжи, у говорившего неправду (жесты, интонации и т. д.).

Мнение эксперта (психолога).

Невербальные знаки лжи:

  • Классический признак лжи – если человек избегает зрительного контакта, то есть или не смотрит в глаза вообще, или старается отвести взгляд.
  • Однако, если человек, наоборот, слишком старательно поддерживает зрительный контакт и смотрит вам в глаза, не отрываясь, это тоже означает: что-то не так.
  • Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно.
  • Собеседник чаще обычного дотрагивается до лица и рта. Его движения кажутся скованными и неестественными.
  • Собеседник устраивается так, чтобы отстраниться от вас, по возможности стараясь развернуться к окну или дверям.
  • Собеседник держит ладони обращенными вниз или даже подкладывает их под себя, если сидит.

IV. Интеллектуальная разминка.

Учитель: Прошу всех принять участие в обсуждении понятий «правда » и «ложь» (желающие дают определения понятиям).

Детская ложь – это часто встречающееся нарушение поведения у детей. Ложь определяется как распространение заведомо неверной информации. По определению П. Экмана, ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это. Выделяют два вида лжи: умолчание – сокрытие правды и искажение – сообщение ложной информации. Существует много видов лжи. Причины, по которым люди лгут, простираются от стремления избежать наказания до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир. П. Экман выделяет, например, особый вид лжи, так называемую, оправданную ложь – случаи, когда ложь не приводит к сколько-нибудь значительным последствиям. Например, в ответ на телефонный звонок незнакомого человека ребенок, находясь дома один, может сказать, что родители находятся с ним. Для понимания причин поведения ребенка, который говорит неправду, важно понимать:

  1. Мотив лжи (почему ребенок обманул?).
  2. Последствия лжи (на кого и как повлияла ложь?). Осознание мотива лжи поможет взрослому принять решение о том, как себя повести, чтобы ребенок не солгал снова. Умение определять, когда ребенок лжёт, а когда нет, необходимо для того, чтобы выяснить, не нарушил ли ребенок нормы приличия, обещание, запреты, не предпримет ли чего-то рискованного и чтобы принять своевременные меры.

V. Ваша точка зрения.

Учитель: Предлагаю желающим занять кресла в секторах «правды » и «лжи» и высказать свое мнение по поводу ситуаций, в которых дети демонстрируют лживое поведение, попытаться выявить причины и предложить воспитательную стратегию в каждом конкретном случае.

Ситуация 1 (отрывок из рассказа Н. Носова «Фантазеры»).

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.

Ситуация 2 (отрывок из рассказа Н. Носова «Фантазеры»).

- Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю «Ира». Мама посмотрела, а у нее губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

Участники активно вовлекаются в обсуждение. В процессе обсуждения выделяется произнесенное слово «фантазия». Все приходят к выводу, что ложь обычно используется в корыстных целях и может приносить вред окружающим. А вот фантазии бескорыстны, не вредят никому, они способны позабавить людей, развлечь их, а также развивают творческие способности. Учиться фантазировать – полезно.

Затем предлагается вспомнить похожие ситуации, в которых дети часто говорят неправду (плохая оценка, невыполненное домашнее задание и т. п.) Учитель зачитывает с доски выводы об основных причинах детской лжи по теории А. Фромма.

4 основные причины, почему дети лгут:

  1. Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви.
  2. Чтобы скрыть свою вину.
  3. Чтобы избежать наказания.
  4. Чтобы выразить свою враждебность к нам.

VI. Мнение эксперта.

Дополнение эксперта (психолога):

1) Дети врут, когда не соответствуют родительским ожиданиям. Это проблема может возникнуть при поступлении ребенка в школу. Например, родители хотят, чтобы их чадо было лучшим учеником в классе. Но ребенок не соответствует ожиданиям родителей и вынужден врать, что в школе его хвалят и приводят в пример другим ребятам, только вот в дневник хороших отметок не ставят.

Если родители не пересмотрят свои требования к ребенку, такая вынужденная ложь не прекратится. И маленький ребенок будет постоянно стараться стать таким, каким хотят видеть его родители. Но не тем, кем он может быть. В результате такой ребенок (а в будущем – и взрослый) будет тратить очень много сил на поддержание запрограммированного родителями образа. Своего же может так и не найти.

2) Ребенок может лгать от страха.

В восьми случаях из десяти обман – это защитная реакция детской психики. Большинство детей лгут из-за страха быть наказанными. Причем в глазах ребенка эмоциональным наказанием считается и родительское разочарование в нем. В средней школе дети часто лгут, чтобы не травмировать родителей. Они оберегают пап и мам, не сообщая всей правды о своих проблемах, надеясь самостоятельно решить сложные ситуации. В итоге родители вынуждены подключаться к решению проблем уже тогда, когда ситуация окончательно запущена.

3) Ложь во имя свободы.

Ребенок может лгать в том случае, если родители не оставляют ему личного пространства и права на самостоятельные решения и увлечения. Если сын не хочет идти на тренировку по кун-фу или в музыкальную школу, то у него внезапно может «разболеться» живот или голова.

Если дочь разговаривает по телефону с другом, которого не принимают родители, приятель «превращается» в самую престижную ученицу класса. Или наоборот, подросток может лгать родителям, чтобы ходить на свидание с девочкой.

4) Ложь – самая мягкая форма борьбы с давлением и естественная реакция отделения подростка от родителей. Предподростковый период начинается в 10-11 лет, но в связи с сегодняшним ранним сексуальным развитием (особенно девочек), он может начаться уже с 9 лет. Так что в этот период родителям нужно уделить особое внимание.

Это один из самых сложных периодов в жизни ребенка и всей семьи. Подросток начинает осознавать себя личностью и интуитивно искать свой путь в жизни. Родителям очень важно почувствовать этот момент и изменить стиль общения с ребенком, найти баланс между данной ему свободой, ответственностью и защитой взрослых, в которой дети в этот период продолжают нуждаться. Поэтому родительское непонимание и подростковые бунты часто выливаются в настоящие драмы.

5) Подростки лгут из-за агрессии к родителям.

В этом случае в подростковой лжи могут быть заложены противоположные стремления: и неосознанное желание наказать родителей за неуважение к себе, и вернуть себе их любовь и внимание. Поэтому в таком возрасте дети нередко воруют вещи или деньги у родителей.

VII. Видео часть.

Родителям предлагается для просмотра видеофрагменты причин лжи героев мультфильмов «Малыш и Карлсон», «Вини-Пух и все, все, все», «Ну, погоди!», «Каникулы в Простоквашино».

VIII. Итог собрания. Советы родителям.

После просмотра еще раз проводится анализ причин лжи героев, и зачитываются советы родителям.

Вот несколько советов, которые помогут нам справиться с детской ложью:

  1. Если ребенок соврал, не стоит заниматься его разоблачением, лучше всякий раз объясняйте ему, что врать нехорошо, разберите ситуацию и найдите способ выйти из нее без вранья.
  2. Не называйте ребенка вруном и обманщиком, особенно при свидетелях. Часто бывает, что детям легче следовать навешанным на них взрослыми ярлыкам, чем поступать так, как требуют от них окружающие.
  3. Мы взрослые очень часто обманываем наших детей для того, чтобы избежать скандала. Поэтому постарайтесь при ребенке не прибегать к обману, даже если он кажется вам невинным.
  4. Никогда не вступайте в заговор с ребенком с целью кого-то обмануть. Например: «Ничего страшного не случится, если ты пропустишь недельку в школе». Если вы случайно услышали, что ваш ребенок лжет, чтобы выставить себя в лучшем свете перед друзьями – не кидайтесь его тут же разоблачать. Подождите подходящий момент и объясните, почему его ложь выглядит смешно. Ваш ребенок обладает многими достоинствами, которые заслуживают восхищения.
  5. Не устраивайте допросов, «выбивая» из ребенка правду, не ругайте его за безобидную ложь. Агрессивная реакция на его вранье лишь усугубляет его желание дальше говорить неправду и изворачиваться.
  6. Наказывая ребенка за ложь, не задевайте его личность. Снижение самооценки, чувство никчемности не излечивает от вранья, зато формирует комплекс неудачника. Если заметили, что ваш малыш солгал, тут же скажите ему: «Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?» Объясните сложившуюся ситуацию ребенку, расскажите, что вы сейчас чувствуете. Что Вам обидно из-за его недоверия. Ведь малыш всегда и во всем может вам доверять и надеяться на вашу помощь, умение всегда справедливо разобраться в ситуации. За обманом в большинстве случаев стоит желание ребенка выглядеть лучше, представить себя в хорошем свете. Значит, дело в его самооценке.
  7. Не следует «заминать» ложь. Помните историю про мальчика, который постоянно кричал: «Пожар! Пожар!» Все соседи так привыкли к его «шутке», что когда случился всамделишный пожар, ему никто не поверил и дом сгорел. Эта история производит впечатление на всех без исключения малышей. Поработайте с малышом – воспитывайте в нем любовь к истине. И чем больше вы знаете о своем ребенке, тем больше шансов выполнить эту задачу. Чем быстрее вы наладите доверительные отношения с ребенком, поймете причины его вранья, объясните, что во многих случаях ложь совершенно не нужна и будете поощрять его за правду.

Итог собрания. Учитель предлагает принять проект решения родительского собрания.

  1. Рекомендовать родителям детей, у которых проявляется склонность ко лжи, обратиться за консультацией к психологу.
  2. Психологу разработать памятку для родителей с советами по воспитанию у ребенка правдивости.

Самоанализ.

12 мая 2011 года было проведено родительское собрание по теме «Детская ложь: способы профилактики» во 2б классе. Оно стало необходимым, так как в классе обучаются дети, которые неоднократно обманывали родителей:

  • поздно приходят со школы, так как задержал учитель, а сами гуляли с одноклассниками;
  • не делают домашнее задание, так как не задавали, а на самом деле просто его не записали;
  • «забыли» дневник дома или в школе, получив плохую оценку и т.д.

Из-за подобных ситуаций перед родителями стал вопрос, как вести себя с ребёнком и о наказании его.

Для решения данной проблемы был привлечён психолог школы. Мною была проведена предварительная работа: подобран материал из курса лекций Педагогического университета «Первое сентября» и других источников; найдены пословицы о лжи; заготовлены плакаты; перед собранием – учебный кабинет оформлен под студию, так как оно было проведено в форме ток-шоу.

На собрании были реализованы поставленные цели и задачи, активность родителей была высокая, они с удовольствием принимали участие в различных заданиях, их обсуждении, делали выводы. Было видно, что эта тема им близка, им хотелось узнать, как можно больше по решению затронутой проблемы.