В последнее время метод проектов приобретает все большую популярность в учебно-воспитательном процессе. Проектная деятельность эффективна и актуальна, т. к. позволяет ребенку самостоятельно добывать знания, обобщать и систематизировать собранный материал, развивает коммуникативные навыки и творческие способности учащихся. Уроки технологии являются благоприятной почвой для развития творчества.
В повседневной жизни нас окружает огромное разнообразие игрушек. Большинство игрушек мы покупаем в магазине. Возникла идея проекта: изучить историю игрушки, изготовить игрушку своими руками. Реализовать эту идею было предложено ученикам 3 класса.
Цель проекта: воспитание интереса к культуре и традициям своей страны, развитие творческих способностей.
Задачи проекта:
- развитие у учащихся умения самостоятельно добывать знания в различных источниках информации, обобщать и анализировать собранный материал;
- формирование умения работать с Интернет ресурсами;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- развивать художественный вкус.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: технология.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: ИЗО, история, информатика, азбука Смоленского края.
Тип проекта: практически-деятельностный.
Этапы проведения проекта:
Этап |
Содержание этапа |
Выбор темы для исследования. | Постановка проблемы. Идёт разработка замысла
проекта. Ставятся вопросы, на которые необходимо
будет ответить в ходе реализации проекта: – Во что играли дети раньше? – Как выглядели игрушки в древности? – Откуда бралась игрушка: ее покупали или изготавливали самостоятельно? Выбирается тема для исследования: История игрушки. |
Деление на микрогруппы | Учащиеся делятся на микрогруппы. Группы создаются таким образом, чтобы в каждой был ребенок, имеющий хорошие организаторские навыки, ребенок, имеющий навыки художественно – оформительской работы и ребенок, владеющий навыками работы на компьютере. |
Распределение направлений работы в группе. | Каждая группа определяет, историю какой
игрушки будет разрабатывать. Ребята в классе
разделились на 4 группы. Были выбраны следующие
темы:
Формируется цель проекта: узнать историю возникновения выбранной микрогруппой игрушки, смастерить игрушку своими руками. Определяются задачи проекта. Намечается план действий. Согласовываются действия членов микрогруппы. |
Выполнение проекта. | Собирается материал, при этом дети пользуются литературой из библиотеки, сведениями из Интернета, вся информация перерабатывается, анализируется и систематизируется, оформляется для устных сообщений. При возникновении спорных вопросов учащиеся обращаются за помощью к учителю. |
Творческая мастерская. | На основе собранных знаний выполняется практическая работа по теме проекта. В практическую работу вовлечены все участники группы. Учитель контролирует деятельность каждой группы. Так же помощь в выполнении игрушки оказывают родители. |
Защита проекта. | Группа представляет презентацию своей работы. Проходит оценивание работ. Критериями оценки выступают аккуратность, оригинальность, эстетичность. |
Рефлексия. | Дети делятся впечатлениями от участия в проекте, обсуждают свои удачи, неудачи. |
Результат: в процессе работы над проектом учащиеся познакомились с историей возникновения различных игрушек, самостоятельно изготовили игрушки определенного вида. Собранные материалы были использованы на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Учащиеся класса приняли активное участие в школьной научно-практической конференции «Учение с увлечением – старт в науку», где заняли призовые места.
В приложении представлен детский проект на тему «История игрушки. Кукла» (Приложение 1) и презентация к нему (Приложение 2).