Кто к тайнам жизни рвется мыслью
каждой,
В своей душе находит их родник…
Иоганн Гете
Учебный курс «Природоведение» призван решить ряд задач, важных для успешного изучения детьми естественнонаучных дисциплин, а также для их общего развития:
1) развитие мотивационной сферы учения,
определение пятиклассниками стратегических и
ближайших задач собственного развития;
2) подъем на качественно иной уровень
познавательных возможностей детей, дальнейшее
формирование умений, связанных с использованием
научных методов познания, обобщенных учебных
умений и навыков, их применение для решения
учебных и практических задач;
3) поддержка учащихся на этапе личностного
становления, творчества, поиска области
интересов, приложения сил, конструктивного
самоутверждения.
Эти задачи отражают разные стороны единого процесса развития ребенка.
От видения учителем своей роли в системе взаимоотношений с учениками, от понимания задач обучения зависит выбираемый им стиль общения, формы и методы работы, структура урока. Работа может принимать самые разные формы: анализ учебных, научно-популярных и художественных текстов; лабораторные работы; исследовательские и творческие проекты; домашние эксперименты; экскурсии; экспедиции.
Каждый из этапов урока призван решать ряд специфических задач. Так, роль мотивационно ориентированного этапа определяется не только созданием у учащихся ситуативного интереса, стремления решить некоторую проблему, разгадать загадку, познакомиться с чем-то интригующим, поучаствовать в интересной работе. Этот этап имеет огромное значение для формирования у ребят внутренней мотивации учения. В создании и поддержании внутренней мотивации важную роль играют:
– правильная постановка задач обучения и
учения;
– соответствие различных видов учебной
деятельности;
– доступность учебного материала и его связь с
нуждами и опытом детей;
– эмоциональный настрой;
– возможность самоутверждения;
– чувство радости от совершаемых открытий.
Чтобы наши ученики понимали, что в процессе учения они развиваются, приобретают навыки, необходимые для успешного жизнеустройства, они должны научиться формулировать цель собственного продвижения вперед, у них должна быть сформирована культура целеполагания.
Как же оценить самостоятельную познавательную деятельность, творчество учеников? Успех сегодняшнего урока всегда нагляден – состоялось открытие, дети испытывают гордость за свои достижения, поступки – ведь это значит, что ребенок нашел свое место в общей работе, заинтересовался ее содержанием.
Для определения личностных результатов учения и предусмотренных программой итогов изучения курса природоведения в учебнике приводятся задания для самопроверки, домашние опыты, наблюдения, задания для домашнего экспериментирования, задания, требующие применения полученных знаний и умений для решения создания творческих работ.
Великий итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори определяла развитие как рост степеней самостоятельности. Каждому из нас важно помнить, что в ходе знакомства с внешним миром происходит построение мира внутреннего, «вселенной моего Я». Важно дать ребятам возможность исследовать, творить, рассказывать, что они чувствуют, учить их прислушиваться к окружающим и к себе.
Систему работы по развитию научно-исследовательской деятельности начинаю с 5-го класса: готовясь к урокам, стараюсь подобрать связанные с той или иной темой стихотворения, высказывания ученых, писателей, мыслителей древности, чтобы лишний раз подчеркнуть значимость темы, пробудить интерес учащихся. А все, что интересно, легко усваивается и запоминается.
Научно-практические конференции решают следующие задачи:
1) активизация познавательной активности
учащихся;
2) формирование умений самостоятельно
приобретать знания, работать с литературой [7].
Конференции проходят раз в четверть. Материал,
излагаемый на конференции, выходит за рамки
школьной программы. И это оправдано, ведь именно
чтение научно-популярной литературы зачастую
является началом развития интереса к биологии.
Конференция проводится следующим образом:
вначале школьники выступают с докладами,
сообщениями, рисованными фильмами,
презентациями и т. д. Затем каждое выступление
обсуждается и оценивается. Наиболее
отличившиеся ученики поощряются двойной
отличной оценкой и памятными сувенирами.
Конференция «Вселенная»
Тематическое планирование предполагает изучение темы «Вселенная» в течение 6 часов. Каждый урок предусматривает лабораторные работы. Мы проводим дополнительные внеурочные мероприятия – экскурсию в Планетарий Областного краеведческого музея им. П. В. Алабина, экскурсию «Вечернее небо» (наблюдения за звездным небом в вечернее время). Завершает изучение данной темы научно-практическая конференция по теме «Вселенная». Информация берется из газеты «Комсомольская правда» (рубрика «Клуб любознательных»), Интернета. Ребята готовят рисунки, сообщения, презентации, «космические» загадки, сказки, научные работы для участия в конференциях «Я – исследователь», «Первые шаги в науку», «Мой адрес во Вселенной».
Примеры материалов, используемых для докладов и сообщений на конференции по теме «Вселенная»:
1) «На Марсе собирают Ноев ковчег»
Марс – по сей день планета загадочная. Интерес
к ней не затихает. Ученые продолжают
эксперименты, которые помогут пролить свет на
вопрос: возможно ли разведение на Марсе животных
и растений? Возможен ли полет человека на Марс?
– Мы серьезно думаем над тем, чтo будут есть люди,
прилетевшие на Марс, – говорит доктор
биологических наук профессор В. Сычев. – Ведь
первый пилотируемый полет на Красную планету
намечен на 2030 год. Лететь туда и обратно придется
500 суток.
Что из «еды» уже полетало в космосе? Из растений:
пшеница, редис, салат, ячмень, горчица, горох, соя,
картофель, разные сорта капусты. Всего около 20
видов. Из животных: лягушки, улитки, рачки,
тритоны, мыши, крысы, перепела, гуппи, телапия,
мухи, жуки. Китайские ученые предлагают
разводить на корабле тутового шелкопряда.
Сегодня на МКС находится оранжерея «Лада».
Растения не испытывают стресса в космосе. Они так
же спокойны, как и на Земле. В мутантов не
превратятся. Экипажи в течение двух лет
высаживали и выращивали сорт гороха «Усатый».
Так получили 4 поколения и выяснилось – нет
никакого изменения в геноме. Космонавты говорят,
что есть можно.
– Из жаркого что-нибудь будут подавать на обед? И
какие животные полетят первыми?
– Птицы – перепела, козы, улитки большие. В 2012 г.
проводился опыт с рыбами.
– Человек родится в космосе?
– Проблемы могут быть из-за радиации –
протонной, электронной, рентгеновской… От
радиации могут быть последствия, которые трудно
прогнозировать [4]
2) «Американцы полетят прямо на Солнце»
На официальном сайте НАСА появилось сообщение,
что старт «беспрецедентной» научной экспедиции
Solar Probe Plus состоится предположительно в 2018 году.
Аппарат (зонд Solar Probe Plus) – огнеупорный. Должен
выдерживать нагрев в 1 400 – 1 500 градусов
Цельсия. Это почти температура плавления железа.
От солнечного жара его оградит специальное
покрытие. Под ним, словно под зонтиком, аппарат
будет прятаться и от палящих лучей, и от жесткого
рентгеновского излучения. Электропитание – от
солнечных батарей.
Помимо приборов, зонд будет оснащен телескопом и
камерами, передающими изображение в 3D-формате.
Специалисты надеются подробно рассмотреть
процессы, происходящие на поверхности светила.
Как поясняют исследователи, первая загадка
связана с солнечной короной – тем самым
сверкающим ореолом, который можно увидеть во
время полных солнечных затмений. А непонятно вот
что: температура на поверхности Солнца едва
превышает 6 тысяч градусов. И по логике она должна
убывать по мере удаления от светила. А
температура, наоборот, растет. В сотни раз!
Внешняя атмосфера Солнца – та самая корона –
нагрета аж до миллиона градусов. Это
недоразумение озадачивает исследователей уже
более 60 лет, с тех пор как впервые было
обнаружено.
И в солнечном ветре есть тайна. Этот горячий
поток заряженных частиц, несущихся от нашего
светила со скоростью миллионов километров в час,
«омывает» всю нашу систему. Планеты, кометы,
астероиды «чувствуют» его всплески. Но вот что
странно – рядом с Солнцем – у поверхности –
никакого ветра нет. Что же создает «ураганы»
вдали от их очевидного источника?
Исследователи полагают, что наконец-то получат
самые точные ответы на эти вопросы. Помогут
приборы для так называемой корональной
томографии. И телескоп, который будет передавать
3D-изображения Солнца, полученные с минимального
расстояния.
Аппарат должен пролетать 7 лет. То есть как
минимум до 2025 года.
– Зонд практически войдет в атмосферу Солнца, –
говорит один из научных руководителей проекта со
стороны НАСА Лика Гухатхакурта. – Пролетит
сквозь ее вещество. И станет первым аппаратом,
который там побывает. Пока можно только гадать,
что точно находится в этой, никем еще не
изведанной, области Солнечной системы.
– Вероятность удивительных открытий очень
высока, – продолжает ученый. И заканчивает свою
мысль весьма поэтически: – Мы впервые собираемся
посетить живую, дышащую звезду…
Отечественные специалисты полагают, что
«солнечные тайны» разрешимы. Старший научный
сотрудник Института солнечно-земной физики СО
РАН, директор астрономической обсерватории
Иркутского государственного университета
Сергей Язев говорит:
– Температурный феномен действительно
существует. В центре Солнца – порядка 15
миллионов градусов, далее температура
понижается, достигая минимума у поверхности. А
потом опять растет. До миллиона градусов. И
большинство исследователей сейчас сходятся во
мнении, что эту аномалию создают
магнитно-гидродинамические волны, идущие от
Солнца. Они и перекачивают энергию в атмосферу
светила.
Есть предположения и по поводу
высокоскоростного солнечного ветра – того,
который достигает 800 километров в секунду. Его
источник, скорее всего, корональные дыры –
своеобразные прорехи в солнечной короне, где
магнитное поле открыто в межпланетное
пространство и силовые линии не замкнуты.
– Не думаю, – продолжает ученый, – что
исследования по проекту Solar Probe Plus позволяют
выдвинуть какие-нибудь принципиально новые
гипотезы. Но существующие, скорее всего, можно
будет уточнить. И в любом случае любопытно
взглянуть на Солнце с небывало близкого
расстояния…[5].
3) «Космонавты полетят на астероид искать жизнь»
Гигантский небесный «камушек» между Марсом и
Юпитером напоминает Землю в первые дни своего
рождения. Зонд НAСA «Рассвет» преодолел 3 млн. км.
Стартовав в 2007 г., он приблизился к астероиду
Веста. Он находится в главном поясе астероидов,
расположенных между орбитами Марса и Юпитера.
Зонд стал первым искусственным спутником. Он
будет наблюдать за жизнью древнейшего в
Солнечной системе первобытного объекта,
сохранившегося до наших дней – астероида Веста.
19 июля 2011 г. сделан детальный снимок. На
фотографии специалисты увидели огромный кратер
диаметром 458 км и глубиной 12 км.
Астероид давно привлекает внимание ученых.
Во-первых, он самый тяжелый и крупный. Его диаметр
– 530 км, что в 6 раз меньше диаметра Луны.
Во-вторых, Весту считают протопланетой, т. е.
объектом, не успевшим сформироваться из
«зародыша» во «взрослую» планету. Таким образом,
можно узнать, как Земля выглядела в первые дни
своего рождения. Астрофизики предполагают, что
там была вода, а значит, и жизнь.
Через год «Рассвет» отправится к карликовой
планете Церере. А к 2025 году к Весте отправятся
астронавты. Угрозы Земле астероид не
представляет, но изучить его поведение не мешает
– уверен Кристофер Рассел из Калифорнийского
университета в Лос-Анджелесе [3].
4) «Радиоастрон» заберется в кротовые норы Вселенной»
Российские ученые получили новый спутник. Он в
1 000 раз «зорче» американского «Хаббла». Запуск
«Радиастрона» – самое важное событие для наших
физиков и астрономов за последнюю четверть века.
Пятнадцать лет назад в «молоко» ушла последняя
отечественная научная станция «Марс-96». Два года
назад на орбиту закинули аппарат
«Коронас-Фотон». Он должен был исследовать
Солнце. Проработав меньше года, он заглох –
отказала система электропитания. Так что до
вчерашнего дня на орбите российских научных
спутников не было вовсе.
…Есть ли жизнь на других планетах, точно
выяснится в ближайшие пару десятилетий. Это в
одном из интервью оптимистично пообещал
руководитель Астрокосмического центра
Физического института имени П. Н. Лебедева (АКЦ
ФИАН) РАН академик Николай Кардашев, один из
«отцов» «Радиоастрона». Корифей научного мира и
автор классификации внеземных цивилизаций.
Благодаря новым технологиям наблюдения за
звездами исследователи чуть ли не каждый год
обнаруживают по нескольку планет, похожих на
Землю. А вот есть ли на них жизнь, атмосфера,
входит ли в ее состав кислород?
В знаменитый американский телескоп «Хаббл»
этого не разглядишь. «Хаббл» рассматривает
дальние галактики с помощью линз, как сквозь
большое увеличительное стекло. Фотографии
звездных скоплений получаются чудесные. Но это
предел возможностей оптики. А вот с помощью
радиоволн можно узнать гораздо больше о составе
звезд, о темной материи, пульсарах и межзвездной
плазме и даже о популярных нынче у
писателей-фантастов «кротовых норах». В этом
смысле «Радиоастрон» в тысячу раз зорче, чем
«Хаббл». И тут штука в том, что работает он не
один, а в связке с самыми мощными наземными
радиотелескопами. Один оборот «Радиоастрона»
будет совершаться за 7 – 10 суток. В проекте
участвуют сеть российских телескопов,
американские радиообсерватории, германская
обсерватория.
– Система радиотелескопов позволит получать
изображения небесных объектов с беспрецедентной
детализацией – примерно в 20 миллионов раз лучше,
чем видит человеческий глаз, – рассказывает
Владимир Жебит из Инновационного центра ФИАН.
А практическая польза? Пожалуйста!
В 2012 году ученые не исключают увеличения
количества техногенных катастроф на Земле.
Причина – увеличение солнечной активности.
Ученые на этот период собираются отрядить
«Радиоастрон» на солнечную вахту – он займется
мониторингом солнечной активности. И тогда
специалисты смогут более точно предупреждать
землян о возможных грядущих проблемах с техникой
[6].
5) 10 космических сенсаций ушедшего года:
– аппарат нового поколения с
атомным двигателем был запущен 26 ноября 2011 года с
мыса Канаверал. Он представляет собой автономную
химическую лабораторию. По расчетам должен
добраться до Марса в августе 2012-го и приземлиться
в районе кратера Гейла диаметром 150 милометров,
где и проведет исследование осадочных пород
высотой пять километров, скопившихся внутри
кратера;
– в нескольких метеоритах в Антарктике были
обнаружены два из четырех звеньев «кирпичиков
жизни» – так называют молекулу ДНК, в которую
встроена генетическая программа всех живых
организмов. И эти «кирпичики» – аденин и гуанин
– внеземного происхождения;
– планета Kepler 16b удивила ученых тем, что
обращается вокруг двух звезд, подобных нашему
Солнцу. Планета состоит наполовину из газа,
наполовину из камня. И, несмотря на пару солнц, на
ней холодно: температура поверхности почти –100сС;
– 5 августа американская межпланетная станция
«Юнона» стартовала к Юпитеру. В аппарате –
подарок инопланетянам. На борт станции ученые
поместили три фигурки, выполненные из
конструктора «Лего»: богов Древнего Рима –
Юпитера и Юноны, а также миниатюрного Галилео
Галилея. Фигурки выполняют роль послания. Может,
«жители» Юпитера, если таковые найдутся,
заинтересуются нашим зондом, заглянут внутрь,
увидят человеческие поделки и захотят с нами
подружиться?;
– ученые обнаружили планету-алмаз. Ее диаметр
равен 55 тысячам километров;
– самую близкую к Солнцу планету – Меркурий –
сфотографировал зонд НАСА «Посланник»;
– в космосе появилось громадное облако воды
массой в 140 триллионов масс Мирового океана;
– астероид Веста оказался под присмотром зонда
НАСА «Рассвет»;
– орбитальный телескоп «Кеплер» обнаружил две
планеты около солнцеподобной звезды. Одна
диаметром примерно с Венеру, а вторая почти точно
размером с Землю. Правда, для жизни эти два
объекта не подходят: расположены слишком близко
к своему светилу;
– закончилась 30-летняя программа полетов
американских шаттлов. Теперь шаттлы станут
музейными экспонатами [2].
Все доклады и сообщения сопровождаются
рисунками или презентациями.
Завершается конференция конкурсом загадок на
«космическую» тему. На доску вывешиваются
сигнальные загадки по всему изученному
материалу о Вселенной вперемешку. Детям
предлагается рассортировать их по темам
«Вселенная», «Звезды», «Солнечная система»,
«Земля», «Луна»; проговорить отгадки.
Примеры загадок (о планетах Солнечной системы):
Я – желтая звезда, я – раскаленный шар!
Приблизишься ко мне – вмиг обратишься в пар!
Кипеть, бурлить, дарить тепло и свет не устаю,
И все планеты – девять! – как семью, люблю! (Солнце);Кто я? Взгляните на меня:
На небе я красней огня,
Мои вершины выше всех,
На полюсах есть лед и снег,
Но атмосферы тонок слой –
Не встретишь жизни никакой. (Марс)Красиво я и ладно скроен,
На голове моей венец:
Так славно я, друзья, устроен
В объятьях радужных колец! (Сатурн) и др. [1]
Таким образом, конференции как одна из форм учебной деятельности делают процесс познания радостнее и привлекательнее. Ученики проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т. е. познают мир в полном смысле этого слова. Помимо роста мотивации к учебе участие в подобных научно-практических конференциях позволит развить у ребят качества, значимые для будущей профессиональной деятельности – умение отбирать необходимую информацию, умение наглядно представлять результаты собственной работы, умение доходчиво преподносить материал, касающийся самых сложных проблем современной науки [8].
Литература:
1. Космические загадки // Тимофеева, Л. Л. Уроки
природоведения в 5 классе к учебнику В. М.
Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природоведение.
Природа. Неживая и живая. 5 класс». – М.: Дрофа, 2007.
– С. 48-50.
2. Кузина, С. 10 космических сенсаций сенсаций
ушедшего года / С. Кузина // Комсомольская правда.
– 2012. – 10 января. – С. 14.
3. Кузина, С. Космонавты полетят на астероид
искать жизнь / С. Кузина // Комсомольская правда. –
2011. – 20 июля. – С. 11.
4. Кузина, С. На Марсе собирают Ноев ковчег / С.
Кузина // Комсомольская правда. – 2011. – 3 декабря.
– С. 12.
5. Лаговский, В. Американцы полетят прямо на
Солнце / В. Лаговский // Комсомольская правда. –
2010. – 7 сентября. – С. 17.
6. Милкус, А. «Радиоастрон» заберется в
«кротовые норы» Вселенной / А. Милкус //
Комсомольская правда. – 2011. – 19 июля. – С. 7.
7. Старкова, Т.С. Система работы по развитию
научно-исследовательской деятельности учащихся
/ Т. С. Старкова // Труды Всерос. науч.-практ. конф.
«Экологическое образование в целях устойчивого
развития-2». 10 – 12 апреля 2007 года. – Самара: Изд-во
Самар. обл. Дома науки и техники, 2007. – С. 120 – 124.
8. Старкова, Т.С. Творческое проектирование в
процессе обучения биологии / Т. С. Старкова //
Биологическое и экологическое образование
студентов и школьников: традиции и
современность: сб. материалов междунар.
науч.-практ. конф. 28 – 29 января 2011 г., г. Самара,
Россия / отв. ред. А. А. Семенов. – Самара: Изд-во
ПГСГА, 2011. – 445 с.