Школьная научно-практическая конференция по теме "Вселенная" на уроках природоведения в 5-м классе

Разделы: Биология


Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник…

Иоганн Гете

Учебный курс «Природоведение» призван решить ряд задач, важных для успешного изучения детьми естественнонаучных дисциплин, а также для их общего развития:

1) развитие мотивационной сферы учения, определение пятиклассниками стратегических и ближайших задач собственного развития;
2) подъем на качественно иной уровень познавательных возможностей детей, дальнейшее формирование умений, связанных с использованием научных методов познания, обобщенных учебных умений и навыков, их применение для решения учебных и практических задач;
3) поддержка учащихся на этапе личностного становления, творчества, поиска области интересов, приложения сил, конструктивного самоутверждения.

Эти задачи отражают разные стороны единого процесса развития ребенка.

От видения учителем своей роли в системе взаимоотношений с учениками, от понимания задач обучения зависит выбираемый им стиль общения, формы и методы работы, структура урока. Работа может принимать самые разные формы: анализ учебных, научно-популярных и художественных текстов; лабораторные работы; исследовательские и творческие проекты; домашние эксперименты; экскурсии; экспедиции.

Каждый из этапов урока призван решать ряд специфических задач. Так, роль мотивационно ориентированного этапа определяется не только созданием у учащихся ситуативного интереса, стремления решить некоторую проблему, разгадать загадку, познакомиться с чем-то интригующим, поучаствовать в интересной работе. Этот этап имеет огромное значение для формирования у ребят внутренней мотивации учения. В создании и поддержании внутренней мотивации важную роль играют:

– правильная постановка задач обучения и учения;
– соответствие различных видов учебной деятельности;
– доступность учебного материала и его связь с нуждами и опытом детей;
– эмоциональный настрой;
– возможность самоутверждения;
– чувство радости от совершаемых открытий.

Чтобы наши ученики понимали, что в процессе учения они развиваются, приобретают навыки, необходимые для успешного жизнеустройства, они должны научиться формулировать цель собственного продвижения вперед, у них должна быть сформирована культура целеполагания.

Как же оценить самостоятельную познавательную деятельность, творчество учеников? Успех сегодняшнего урока всегда нагляден – состоялось открытие, дети испытывают гордость за свои достижения, поступки – ведь это значит, что ребенок нашел свое место в общей работе, заинтересовался ее содержанием.

Для определения личностных результатов учения и предусмотренных программой итогов изучения курса природоведения в учебнике приводятся задания для самопроверки, домашние опыты, наблюдения, задания для домашнего экспериментирования, задания, требующие применения полученных знаний и умений для решения создания творческих работ.

Великий итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори определяла развитие как рост степеней самостоятельности. Каждому из нас важно помнить, что в ходе знакомства с внешним миром происходит построение мира внутреннего, «вселенной моего Я». Важно дать ребятам возможность исследовать, творить, рассказывать, что они чувствуют, учить их прислушиваться к окружающим и к себе.

Систему работы по развитию научно-исследовательской деятельности начинаю с 5-го класса: готовясь к урокам, стараюсь подобрать связанные с той или иной темой стихотворения, высказывания ученых, писателей, мыслителей древности, чтобы лишний раз подчеркнуть значимость темы, пробудить интерес учащихся. А все, что интересно, легко усваивается и запоминается.

Научно-практические конференции решают следующие задачи:

1) активизация познавательной активности учащихся;
2) формирование умений самостоятельно приобретать знания, работать с литературой [7].

Конференции проходят раз в четверть. Материал, излагаемый на конференции, выходит за рамки школьной программы. И это оправдано, ведь именно чтение научно-популярной литературы зачастую является началом развития интереса к биологии.
Конференция проводится следующим образом: вначале школьники выступают с докладами, сообщениями, рисованными фильмами, презентациями и т. д. Затем каждое выступление обсуждается и оценивается. Наиболее отличившиеся ученики поощряются двойной отличной оценкой и памятными сувенирами.

Конференция «Вселенная»

Тематическое планирование предполагает изучение темы «Вселенная» в течение 6 часов. Каждый урок предусматривает лабораторные работы. Мы проводим дополнительные внеурочные мероприятия – экскурсию в Планетарий Областного краеведческого музея им. П. В. Алабина, экскурсию «Вечернее небо» (наблюдения за звездным небом в вечернее время). Завершает изучение данной темы научно-практическая конференция по теме «Вселенная». Информация берется из газеты «Комсомольская правда» (рубрика «Клуб любознательных»), Интернета. Ребята готовят рисунки, сообщения, презентации, «космические» загадки, сказки, научные работы для участия в конференциях «Я – исследователь», «Первые шаги в науку», «Мой адрес во Вселенной».

Примеры материалов, используемых для докладов и сообщений на конференции по теме «Вселенная»:

1) «На Марсе собирают Ноев ковчег»

Марс – по сей день планета загадочная. Интерес к ней не затихает. Ученые продолжают эксперименты, которые помогут пролить свет на вопрос: возможно ли разведение на Марсе животных и растений? Возможен ли полет человека на Марс?
– Мы серьезно думаем над тем, чтo будут есть люди, прилетевшие на Марс, – говорит доктор биологических наук профессор В. Сычев. – Ведь первый пилотируемый полет на Красную планету намечен на 2030 год. Лететь туда и обратно придется 500 суток.
Что из «еды» уже полетало в космосе? Из растений: пшеница, редис, салат, ячмень, горчица, горох, соя, картофель, разные сорта капусты. Всего около 20 видов. Из животных: лягушки, улитки, рачки, тритоны, мыши, крысы, перепела, гуппи, телапия, мухи, жуки. Китайские ученые предлагают разводить на корабле тутового шелкопряда.
Сегодня на МКС находится оранжерея «Лада». Растения не испытывают стресса в космосе. Они так же спокойны, как и на Земле. В мутантов не превратятся. Экипажи в течение двух лет высаживали и выращивали сорт гороха «Усатый». Так получили 4 поколения и выяснилось – нет никакого изменения в геноме. Космонавты говорят, что есть можно.
– Из жаркого что-нибудь будут подавать на обед? И какие животные полетят первыми?
– Птицы – перепела, козы, улитки большие. В 2012 г. проводился опыт с рыбами.
– Человек родится в космосе?
– Проблемы могут быть из-за радиации – протонной, электронной, рентгеновской… От радиации могут быть последствия, которые трудно прогнозировать [4]

2) «Американцы полетят прямо на Солнце»

На официальном сайте НАСА появилось сообщение, что старт «беспрецедентной» научной экспедиции Solar Probe Plus состоится предположительно в 2018 году. Аппарат (зонд Solar Probe Plus) – огнеупорный. Должен выдерживать нагрев в 1 400 – 1 500 градусов Цельсия. Это почти температура плавления железа. От солнечного жара его оградит специальное покрытие. Под ним, словно под зонтиком, аппарат будет прятаться и от палящих лучей, и от жесткого рентгеновского излучения. Электропитание – от солнечных батарей.
Помимо приборов, зонд будет оснащен телескопом и камерами, передающими изображение в 3D-формате. Специалисты надеются подробно рассмотреть процессы, происходящие на поверхности светила.
Как поясняют исследователи, первая загадка связана с солнечной короной – тем самым сверкающим ореолом, который можно увидеть во время полных солнечных затмений. А непонятно вот что: температура на поверхности Солнца едва превышает 6 тысяч градусов. И по логике она должна убывать по мере удаления от светила. А температура, наоборот, растет. В сотни раз! Внешняя атмосфера Солнца – та самая корона – нагрета аж до миллиона градусов. Это недоразумение озадачивает исследователей уже более 60 лет, с тех пор как впервые было обнаружено.
И в солнечном ветре есть тайна. Этот горячий поток заряженных частиц, несущихся от нашего светила со скоростью миллионов километров в час, «омывает» всю нашу систему. Планеты, кометы, астероиды «чувствуют» его всплески. Но вот что странно – рядом с Солнцем – у поверхности – никакого ветра нет. Что же создает «ураганы» вдали от их очевидного источника?
Исследователи полагают, что наконец-то получат самые точные ответы на эти вопросы. Помогут приборы для так называемой корональной томографии. И телескоп, который будет передавать 3D-изображения Солнца, полученные с минимального расстояния.
Аппарат должен пролетать 7 лет. То есть как минимум до 2025 года.
– Зонд практически войдет в атмосферу Солнца, – говорит один из научных руководителей проекта со стороны НАСА Лика Гухатхакурта. – Пролетит сквозь ее вещество. И станет первым аппаратом, который там побывает. Пока можно только гадать, что точно находится в этой, никем еще не изведанной, области Солнечной системы.
– Вероятность удивительных открытий очень высока, – продолжает ученый. И заканчивает свою мысль весьма поэтически: – Мы впервые собираемся посетить живую, дышащую звезду…
Отечественные специалисты полагают, что «солнечные тайны» разрешимы. Старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН, директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета Сергей Язев говорит:
– Температурный феномен действительно существует. В центре Солнца – порядка 15 миллионов градусов, далее температура понижается, достигая минимума у поверхности. А потом опять растет. До миллиона градусов. И большинство исследователей сейчас сходятся во мнении, что эту аномалию создают магнитно-гидродинамические волны, идущие от Солнца. Они и перекачивают энергию в атмосферу светила.
Есть предположения и по поводу высокоскоростного солнечного ветра – того, который достигает 800 километров в секунду. Его источник, скорее всего, корональные дыры – своеобразные прорехи в солнечной короне, где магнитное поле открыто в межпланетное пространство и силовые линии не замкнуты.
– Не думаю, – продолжает ученый, – что исследования по проекту Solar Probe Plus позволяют выдвинуть какие-нибудь принципиально новые гипотезы. Но существующие, скорее всего, можно будет уточнить. И в любом случае любопытно взглянуть на Солнце с небывало близкого расстояния…[5].

3) «Космонавты полетят на астероид искать жизнь»

Гигантский небесный «камушек» между Марсом и Юпитером напоминает Землю в первые дни своего рождения. Зонд НAСA «Рассвет» преодолел 3 млн. км. Стартовав в 2007 г., он приблизился к астероиду Веста. Он находится в главном поясе астероидов, расположенных между орбитами Марса и Юпитера. Зонд стал первым искусственным спутником. Он будет наблюдать за жизнью древнейшего в Солнечной системе первобытного объекта, сохранившегося до наших дней – астероида Веста. 19 июля 2011 г. сделан детальный снимок. На фотографии специалисты увидели огромный кратер диаметром 458 км и глубиной 12 км.
Астероид давно привлекает внимание ученых. Во-первых, он самый тяжелый и крупный. Его диаметр – 530 км, что в 6 раз меньше диаметра Луны. Во-вторых, Весту считают протопланетой, т. е. объектом, не успевшим сформироваться из «зародыша» во «взрослую» планету. Таким образом, можно узнать, как Земля выглядела в первые дни своего рождения. Астрофизики предполагают, что там была вода, а значит, и жизнь.
Через год «Рассвет» отправится к карликовой планете Церере. А к 2025 году к Весте отправятся астронавты. Угрозы Земле астероид не представляет, но изучить его поведение не мешает – уверен Кристофер Рассел из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе [3].

4) «Радиоастрон» заберется в кротовые норы Вселенной»

Российские ученые получили новый спутник. Он в 1 000 раз «зорче» американского «Хаббла». Запуск «Радиастрона» – самое важное событие для наших физиков и астрономов за последнюю четверть века. Пятнадцать лет назад в «молоко» ушла последняя отечественная научная станция «Марс-96». Два года назад на орбиту закинули аппарат «Коронас-Фотон». Он должен был исследовать Солнце. Проработав меньше года, он заглох – отказала система электропитания. Так что до вчерашнего дня на орбите российских научных спутников не было вовсе.
…Есть ли жизнь на других планетах, точно выяснится в ближайшие пару десятилетий. Это в одном из интервью оптимистично пообещал руководитель Астрокосмического центра Физического института имени П. Н. Лебедева (АКЦ ФИАН) РАН академик Николай Кардашев, один из «отцов» «Радиоастрона». Корифей научного мира и автор классификации внеземных цивилизаций.
Благодаря новым технологиям наблюдения за звездами исследователи чуть ли не каждый год обнаруживают по нескольку планет, похожих на Землю. А вот есть ли на них жизнь, атмосфера, входит ли в ее состав кислород?
В знаменитый американский телескоп «Хаббл» этого не разглядишь. «Хаббл» рассматривает дальние галактики с помощью линз, как сквозь большое увеличительное стекло. Фотографии звездных скоплений получаются чудесные. Но это предел возможностей оптики. А вот с помощью радиоволн можно узнать гораздо больше о составе звезд, о темной материи, пульсарах и межзвездной плазме и даже о популярных нынче у писателей-фантастов «кротовых норах». В этом смысле «Радиоастрон» в тысячу раз зорче, чем «Хаббл». И тут штука в том, что работает он не один, а в связке с самыми мощными наземными радиотелескопами. Один оборот «Радиоастрона» будет совершаться за 7 – 10 суток. В проекте участвуют сеть российских телескопов, американские радиообсерватории, германская обсерватория.
– Система радиотелескопов позволит получать изображения небесных объектов с беспрецедентной детализацией – примерно в 20 миллионов раз лучше, чем видит человеческий глаз, – рассказывает Владимир Жебит из Инновационного центра ФИАН.
А практическая польза? Пожалуйста!
В 2012 году ученые не исключают увеличения количества техногенных катастроф на Земле. Причина – увеличение солнечной активности. Ученые на этот период собираются отрядить «Радиоастрон» на солнечную вахту – он займется мониторингом солнечной активности. И тогда специалисты смогут более точно предупреждать землян о возможных грядущих проблемах с техникой [6].

5) 10 космических сенсаций ушедшего года:

 – аппарат нового поколения с атомным двигателем был запущен 26 ноября 2011 года с мыса Канаверал. Он представляет собой автономную химическую лабораторию. По расчетам должен добраться до Марса в августе 2012-го и приземлиться в районе кратера Гейла диаметром 150 милометров, где и проведет исследование осадочных пород высотой пять километров, скопившихся внутри кратера;
– в нескольких метеоритах в Антарктике были обнаружены два из четырех звеньев «кирпичиков жизни» – так называют молекулу ДНК, в которую встроена генетическая программа всех живых организмов. И эти «кирпичики» – аденин и гуанин – внеземного происхождения;
– планета Kepler 16b удивила ученых тем, что обращается вокруг двух звезд, подобных нашему Солнцу. Планета состоит наполовину из газа, наполовину из камня. И, несмотря на пару солнц, на ней холодно: температура поверхности почти –100сС;
– 5 августа американская межпланетная станция «Юнона» стартовала к Юпитеру. В аппарате – подарок инопланетянам. На борт станции ученые поместили три фигурки, выполненные из конструктора «Лего»: богов Древнего Рима – Юпитера и Юноны, а также миниатюрного Галилео Галилея. Фигурки выполняют роль послания. Может, «жители» Юпитера, если таковые найдутся, заинтересуются нашим зондом, заглянут внутрь, увидят человеческие поделки и захотят с нами подружиться?;
– ученые обнаружили планету-алмаз. Ее диаметр равен 55 тысячам километров;
– самую близкую к Солнцу планету – Меркурий – сфотографировал зонд НАСА «Посланник»;
– в космосе появилось громадное облако воды массой в 140 триллионов масс Мирового океана;
– астероид Веста оказался под присмотром зонда НАСА «Рассвет»;
– орбитальный телескоп «Кеплер» обнаружил две планеты около солнцеподобной звезды. Одна диаметром примерно с Венеру, а вторая почти точно размером с Землю. Правда, для жизни эти два объекта не подходят: расположены слишком близко к своему светилу;
– закончилась 30-летняя программа полетов американских шаттлов. Теперь шаттлы станут музейными экспонатами [2].
Все доклады и сообщения сопровождаются рисунками или презентациями.
Завершается конференция конкурсом загадок на «космическую» тему. На доску вывешиваются сигнальные загадки по всему изученному материалу о Вселенной вперемешку. Детям предлагается рассортировать их по темам «Вселенная», «Звезды», «Солнечная система», «Земля», «Луна»; проговорить отгадки.

Примеры загадок (о планетах Солнечной системы):

Я – желтая звезда, я – раскаленный шар!
Приблизишься ко мне – вмиг обратишься в пар!
Кипеть, бурлить, дарить тепло и свет не устаю,
И все планеты – девять! – как семью, люблю! (Солнце);

Кто я? Взгляните на меня:
На небе я красней огня,
Мои вершины выше всех,
На полюсах есть лед и снег,
Но атмосферы тонок слой –
Не встретишь жизни никакой. (Марс)

Красиво я и ладно скроен,
На голове моей венец:
Так славно я, друзья, устроен
В объятьях радужных колец! (Сатурн) и др. [1]

Таким образом, конференции как одна из форм учебной деятельности делают процесс познания радостнее и привлекательнее. Ученики проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т. е. познают мир в полном смысле этого слова. Помимо роста мотивации к учебе участие в подобных научно-практических конференциях позволит развить у ребят качества, значимые для будущей профессиональной деятельности – умение отбирать необходимую информацию, умение наглядно представлять результаты собственной работы, умение доходчиво преподносить материал, касающийся самых сложных проблем современной науки [8].

Литература:

1. Космические загадки // Тимофеева, Л. Л. Уроки природоведения в 5 классе к учебнику   В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс». – М.: Дрофа, 2007. – С. 48-50.
2. Кузина, С. 10 космических сенсаций сенсаций ушедшего года / С. Кузина // Комсомольская правда. – 2012. – 10 января. – С. 14.
3. Кузина, С. Космонавты полетят на астероид искать жизнь / С. Кузина // Комсомольская правда. – 2011. – 20 июля. – С. 11.
4. Кузина, С. На Марсе собирают Ноев ковчег / С. Кузина // Комсомольская правда. – 2011. – 3 декабря. – С. 12.
5. Лаговский, В. Американцы полетят прямо на Солнце / В. Лаговский // Комсомольская правда. – 2010. – 7 сентября. – С. 17.
6. Милкус, А. «Радиоастрон» заберется в «кротовые норы» Вселенной / А. Милкус // Комсомольская правда. – 2011. – 19 июля. – С. 7.
7. Старкова, Т.С. Система работы по развитию научно-исследовательской деятельности учащихся / Т. С. Старкова // Труды Всерос. науч.-практ. конф. «Экологическое образование в целях устойчивого развития-2». 10 – 12 апреля 2007 года. – Самара: Изд-во Самар. обл. Дома науки и техники, 2007. – С. 120 – 124.
8. Старкова, Т.С. Творческое проектирование в процессе обучения биологии / Т. С. Старкова // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: традиции и современность: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. 28 – 29 января 2011 г., г. Самара, Россия / отв. ред. А. А. Семенов. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. – 445 с.