Конспект урока
Организационная информация | ||
Тема урока: | Практическая работа «Изучение приспособленности организмов к условиям обитания» | |
Предмет: | Биология | |
Класс: | 11 | |
Название темы или раздела учебного курса: | Глава XI. Механизмы эволюционного процесса. Урок 7 | |
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс | Учебник:Биология. Базовый уровень. Под
редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.
«Просвещение». 2008 г. Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц, 2009), методические рекомендации к учебнику «Общая биология» для 10-11 классов под редакцией академика Д. К. Беляева и профессора Г. М. Дымшица. М.: Просвещение. 2004 г. |
|
Методическая информация | ||
Тип урока | Урок комплексного применения знаний | |
Цели урока | ||
|
||
Задачи урока | ||
|
||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ||
Фронтальный опрос, работа в малых группах, метод учебной работы по применению полученных знаний на практике и выработке умений и навыков их использования; беседа, интерактивные методы, стратегия ИДЕАЛ. | ||
Время реализации урока: | 45 минут | |
Знания, умения, навыки и
качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др. ученики в ходе урока. |
||
Знания: актуализация
знаний о формировании приспособленности, видах
приспособленностей организмов, факторах
эволюции; закрепление биологический
терминологии (адаптация, приспособленность,
среды жизни, условия обитания). Умения: приобретение практических умений определять виды и типы приспособлений организмов к среде и условиям обитания, выявлять их относительность;сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения. Навыки: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в природе, внимательного отношения и бережного отношения к ней. |
||
Необходимое оборудование и материалы. | ||
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор. Материалы: авторские фото- и видеоматериалы, мультимедийная презентация. |
||
Дидактическое обеспечение урока |
|
|
Список учебной литературы |
Учебник:Биология. Базовый уровень. Под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М. «Просвещение». 2008 г. | |
Цели, задачи дидактического материала | Цели: актуализация знаний о механизмах действия факторов эволюции на примере формирования адаптаций у организмов разных условий обитания. Развитие практических навыков работы с новой информацией, объектами. Повышение интереса к предмету, окружающей природе. | |
Содержание дидактического материала | Слайд 1. Титульный, название урока. Слайд 2. Цели урока. Слайд 3. План урока Слайд 4. Вопросы «Всё об адаптациях». Слайд 5. Разминка «Назовите приспособленность организмов». Подготовка к практической работе. Слайд 6. Практическая работа. Алгоритм выполнения. Слайд 7. Алгоритм действий: Стратегия ИДЕАЛ. Слайд 8 – 12. Результаты работы групп. Слайд 13. Рефлексия. Слайд 14. Домашнее задание. Слайд 15. Использованные источники. Слайд 16. Спасибо! Слайд 17 – 21. Ответы (гиперссылки) к слайду 4. Слайд 22 – 24. Подумаем? Вопросы к группам. Слайд 25. «Уссурийский баклан». |
|
Место мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и использование в образовательном процессе | Компьютерная презентация
используется в течение всего урока на всех его
этапах: проверки знаний, подготовке к проведению
практической работы, демонстрации результатов
работы групп, рефлексии, домашнем задании. Возможно использование отдельных её элементов на других уроках (для проверки знаний, повторения изученного и др.), а так же – при изучении новой темы. |
|
В помощь учителю Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа материалов |
Изучение разнообразия приспособленностей организмов к условиям обитания лучше всего усваивается учащимися при использовании натуральных объектов, однако не всегда предоставляется возможным обеспечить их разнообразие в рамках кабинета биологии. Использование авторских фотографий и видеофильмов растений и животных, в том числе своего региона (Приморского края) – хорошая возможность не только разнообразить урок, но и обратить внимание учащихся на то, как органично устроена природа и как много действительно интересного и познавательного окружает нас. Технологическая карта урока – это основа, которую учитель, использующий её вместе с дополнительным материалом – фотографиями, может, комбинируя, провести несколько совершенно разных уроков. |
Технологическая карта урока
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин.) | |
Приветствие учащихся. Сообщение темы, цели и плана урока (слайды 1, 2, 3). | Подготовка к работе: пробуждение интереса к практическому закреплению ранее изученного материала, начинается ещё на перемене, когда учащиеся входят в класс и начинают рассматривать фотографии, размещённых на стенде (всего 30 фотографий). |
Актуализация опорных знаний и действий учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач (7 мин.). | |
1. Выявляет уровень знаний, определяет
проблемы в усвоении знаний, полученных на
предыдущем уроке (фронтальный опрос). 2. Создаёт проблемную ситуацию. Разминка: «Назовите общую приспособленность изображённых организмов» (слайд 5). Ответы на вопросы – Приложение 1. |
1.Отвечают на поставленные вопросы
(слайд 4). 2. Решают предложенную учителем задачу: определить, какие приспособления к условиям обитания имеются у предложенных для рассмотрения организмов (используется региональный компонент). |
Анализ задания, раскрытие творческих способов решения его элементов (3 мин.) | |
1. Подбирает задания, в которых
тренируется использование изученного ранее
материала: гербарии растений разных мест
обитания. 2. Определяет форму представления результатов: групповая защита. 3. Распределяет класс на несколько групп (путём жеребьёвки) – 5 (по четыре человека в группе). 4. Организует деятельность учащихся по решению поставленных задач: 1) каждой группе выдается несколько гербариев растений и учащимся нужно определить общий тип адаптации (адаптаций), их объединяющий. (Приложение 2) 2) Найти среди изображенных на фотографиях растений и животных тех, которые, по их мнению, имеют такие же адаптации (т.е. относятся к такому же виду адаптаций). |
Группы: 1. Изучают алгоритм выполнения практической работы (слайд 6). 2. Получают гербарии растений для их изучения и определения приспособленностей. 3. Используют стратегию ИДЕАЛ для решения поставленной задачи (Слайд 7). |
Самостоятельное выполнение практической части работы (6 мин.). | |
1. Координирует работу групп. 2. Помогает справиться с трудностями. 3. Предоставляет учащимся необходимую дополнительную информацию по гербарным растениям и изображенным на фотографиях организмах (Приложение 3). |
1. Решают поставленные задачи: – определяют черты приспособленности конкретных организмов (или групп организмов), используя полученные ранее знания; – выбирают из предложенных фотографий те, которые имеют отношение к конкретному виду приспособленности. |
Представление и обсуждение результатов (20 мин.). | |
1. Создаёт ситуацию успеха. 2. Заслушивает результаты работы команд: 1) Группа «Приспособление к раннему цветению».
Слайд 8. 3. Задаёт уточняющие вопросы: 1) Группа 1: «Какова продолжительность жизни
первоцветов? За счёт каких ресурсов этих
растений так быстро развиваются?» 4. Ответы на вопросы – Приложение 1. 5. Подводит итоги работы, выставляет оценки. |
1. Представляют совместно результаты
своей работы по плану (слайд 6) (время – по 3-4
минуты на группу). Результаты работы команд (выбранные фотографии, определённые виды приспособленностей) – слайды 8-11. Примечание: большое число фотографий не только предоставляет большую возможность выбора учащимся, затрудняет им задачу, но и повышает разновариатность проведения уроков в разных классах. В данном случае представлен один из возможных получившихся вариантов урока. 2. Отвечают на вопросы учителя и членов других групп (слайды 22, 23, 24). 3. Воспринимают и осознают различные взгляды на одно и то же явление: использованные на этапе разминки изображения животных (уссурийского баклана, чернохвостой чайки, японской мохнатоголовой собачки) группа 5 использовала для описания других адаптаций. 4. Используют вариативные способы описания и анализа одного и того же явления, события. 5. Синтезируют в ходе обсуждения различных позиций и мнений относительно решения проблемы. 6. Проявляют различные идеи и неоднозначные суждения на одно и то же явление. В чём относительность данных приспособленностей организмов? 7. Определяют степень усвоения знаний и развитие практических навыков по их применению в конкретной ситуации (при ответах на вопросы, выполнения практической работы). |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин.) | |
Формулирует основные выводы урока: в
ходе практической работы учащиеся научились
выявлять и определять черты приспособленности
организмов к условиям обитания; повторили и
закрепили биологические термины; получили
навыки работы в команде, публичного выступления;
расширили представления о многообразии живой
природы, её уникальности и неповторимости. Выявляет степень удовлетворенности учащихся занятием. Организует рефлексию, задаёт вопросы (слайд 13). |
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об уроке. |
Домашнее задание (3-4 мин.) | Слайд 14. |
Список литературы:
1. Верн Грант. Эволюционный процесс.
Критический обзор эволюционной теории. Мир, М.,
1991.
2. Н.Н.Иорданский. Эволюция жизни. М.:
Академия, 2001. 425 с.
Интернет-ресурсы
1. http://afonin-59-bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_lec/evol_lec_05.htm
2. http://www.avifarm.ru/page.php?al=drejf
3. http://botsad.ru/div_plants.htm
4. http://botan0.ru/?cat=2&id=158
5 http://www.ecology-portal.ru/publ/11-1-0-949
6. http://fish.dvo.ru/fishshow.php?kod=375
7.http://hipermir.ru/topic/pticy/baklan/
8. http://lib.rus.ec/b/256709/read
9. http://www.molomo.ru/myth/cormorant.html
10. http://www.treefrog.ru/home/item/25-primrose-primorye-taiga.html
11. http://viaprog.vrn.ru/bee/book-1956/korm_basa_6_1.html
12. http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm