Цель урока: учить детей употреблять слова благодарности в зависимости от разных жизненных ситуаций.
Задачи:
- Образовательные: учить употреблять различные средства выражения благодарности; учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.
- Развивающие: развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас.
- Воспитательные: воспитывать культуру общения и речи.
Оборудование: учебник “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 1 класс, Т.А. Ладыженская, рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?», карточки со словами благодарности, листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
– Долгожданный дан звонок. Начинается урок риторики. Давайте создадим на нашем уроке хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу.
II. Речевая гимнастика
– Как всегда подготовим наши органы, участвующие в речи, к работе. Проведем дыхательную гимнастику.
1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания
«Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫЭ»
2) Артикуляционная гимнастика.
а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» – надо
чередовать
б) Круговые движения языком по часовой и
против часовой стрелки.
в) «Лошадка» (звукоподражание)
3) Упражнения для дикции
а) Произнесение скороговорки.
Мама мыла Милу мылом.
– Прочитайте скороговорку.
– Произнесите хором:
- медленно – быстрее – быстро;
- тихо – громче – громко.
1 ряд – произнесите спокойно
2 ряд – произнесите с интонацией вопроса
3 ряд – произнесите с интонацией восторга
б) Работа над пословицей
– Прочитайте пословицу.
Доброе слово лечит, а худое – калечит.
– Объясните смысл.
III. Объявление темы урока
– Сегодня мы с вами совершим путешествие в
страну Вежливости. Мы будем говорить об особых,
волшебных словах.
– Послушайте стихи Ирины Токмаковой и хором
произносите пропущенные слова:
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас... (благодарят).
Но она молчит, как рыба,
Вместо каждого... (спасибо).
– Почему и зачем вы говорите «спасибо»? (Словом
«спасибо» мы выражаем свою признательность,
благодарность.)
– Как вы думаете, о каких словах мы будем
говорить на уроке? (О словах благодарности.)
– Давайте обратимся к толковому словарю и
прочитаем значение слова благодарность.
Благодарность (от «благо
дарить») – чувство признательности за
сделанное добро, например за оказанное внимание
или услугу, а также различные способы выражения
этого чувства.
Человеку необходимо научиться быть благодарным.
Искать то, за что можно быть благодарным. Каждый
день стремитесь задавать себе вопрос: «За что я
могу быть благодарным сегодняшнему дню?»
Попробуйте ответить на этот вопрос сейчас.
(Ответы детей).
– Вы правильно думаете. Человек должен быть
благодарным сегодняшнему дню за доброе утро, за
мирное небо, за возможность прийти в школу и
учиться…
IV. Работа над материалом урока
– Послушайте рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?»
Мама принесла домой большие румяные яблоки.
Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке
Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:
– Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама.
– Не меня благодари, Настенька, – ответила мама,
– а дерево, которое вырастило такие вкусные
плоды.
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку,
прошелестела в ответ яблонька:
– Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но
без заботы садовника я никогда не вырастила бы
такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку. – Дедушка,
– сказала Настенька, – спасибо тебе за то, что ты
заботился о яблоньке.
– Не меня благодари, девочка, а солнышко, –
улыбнулся садовник, – без его теплых лучиков,
яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», –
обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
– Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные
яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
– И мама, и яблоня, и садовник, – все мы старались,
Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя
радовали и помогали тебе расти.
– Кого и за что благодарила Настенька в этом
рассказе?
– Должны ли мы быть благодарными не только людям,
делающим для нас добро, но и природе?
– Как вы думаете, слышит ли природа
благодарность человека?
– Перечислите, чему в природе вы благодарны
больше всего, и объясните почему.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
– Какие слова благодарности вы знаете (обычно
дети называют 2-3 слова)
– Давайте почитаем, какие слова благодарности
можно использовать в своей речи. (Работа с
карточкой)
Благодарность
- Спасибо (тебе, вам)
- Я благодарен вам (за что)
- Благодарю вас
- От всей души благодарю
- Я вам очень (крайне, чрезвычайно) признателен
- У меня нет слов выразить вам свою благодарность
- Разрешите (позвольте) вас поблагодарить
- Позвольте (разрешите) выразить вам свою благодарность
- Я хотел(а) бы поблагодарить вас
- Я вам так признателен!
- Я вам так обязан!
– А можно поблагодарить жестом, улыбкой?
– Давайте разыграем сценку. Даша у нас будет
именинницей. К ней пришли друзья с подарками.
Именинница должна поблагодарить каждого, не
повторяя слова благодарности.
VII. Работа с учебником
– Откройте учебник на с.55-56.
– Кто изображен на рисунках?
– За что Буратино мог благодарить Тортилу,
Мальвину, папу Карло, Пьеро?
– Какие слова произносил Буратино, что ему
отвечали?
Ребята разыгрывают 2-3 из предложенных ситуаций, используя разные способы выражения благодарности. Проводится конкурс, кто сможет более вежливо выразить свою благодарность, учитывая, кого и за что он благодарит.
VIII. Рефлексия деятельности.
– Какими словами человек выражает
благодарность и признательность?
– Как вы понимаете пословицу:
«Благодарностью сердце украшается».
– Давайте нарисуем контуры сердца, а внутри
этого сердца можно нарисовать все, о чем ваши
сердца вспоминают с благодарностью.
Литература:
- Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. и др. "Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс. Методические рекомендации", Баласс, 2004
- http://joymylife.org.ua/uroki/index.php?postid=49