Урок риторики в 1-м классе "Умей благодарить"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: учить детей употреблять слова благодарности в зависимости от разных жизненных ситуаций.

Задачи:

  • Образовательные: учить употреблять различные средства выражения благодарности; учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.
  • Развивающие: развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас.
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения и речи.

Оборудование: учебник “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 1 класс,  Т.А. Ладыженская, рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?», карточки со словами благодарности, листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I.  Организационная часть

– Долгожданный дан звонок. Начинается урок  риторики.  Давайте создадим на нашем уроке хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу.

II.  Речевая гимнастика

– Как всегда подготовим наши органы, участвующие в речи, к работе. Проведем дыхательную гимнастику.

1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания

«Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫЭ»

2) Артикуляционная гимнастика.

а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» – надо чередовать
б)  Круговые движения языком по часовой  и против часовой стрелки.
в) «Лошадка» (звукоподражание)

3)  Упражнения для дикции

а) Произнесение скороговорки.

Мама мыла Милу мылом.

– Прочитайте скороговорку.
– Произнесите хором:

  • медленно – быстрее – быстро;
  • тихо – громче – громко.

1 ряд – произнесите спокойно
2 ряд – произнесите с интонацией вопроса
3 ряд – произнесите с интонацией восторга

б) Работа над пословицей

– Прочитайте пословицу.

Доброе слово лечит, а худое – калечит.

– Объясните смысл.

III. Объявление темы урока

– Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Вежливости. Мы будем говорить об особых, волшебных словах.
– Послушайте стихи Ирины Токмаковой и хором произносите пропущенные слова:

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас... (благодарят).
Но она молчит, как рыба,
Вместо каждого... (спасибо).

– Почему и зачем вы говорите «спасибо»? (Словом «спасибо» мы выражаем свою признательность, благодарность.)
– Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке? (О словах благодарности.)
– Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем значение слова благодарность.

Благодарность (от «благо дарить») – чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства.
Человеку необходимо научиться быть благодарным. Искать то, за что можно быть благодарным. Каждый день стремитесь задавать себе вопрос: «За что я могу быть благодарным сегодняшнему дню?» Попробуйте ответить на этот вопрос сейчас. (Ответы детей).
– Вы правильно думаете. Человек должен быть благодарным сегодняшнему дню за доброе утро, за мирное небо, за возможность прийти в школу и учиться…

IV. Работа над материалом урока

– Послушайте рассказ Е. Фроловой   «Кто вырастил яблочко?»

Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:
– Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама.
– Не меня благодари, Настенька, – ответила мама, – а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
– Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку. – Дедушка, – сказала Настенька, – спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
– Не меня благодари, девочка, а солнышко, – улыбнулся садовник, – без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», – обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
– Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
– И мама, и яблоня, и садовник, – все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.

– Кого и за что благодарила Настенька в этом рассказе?
– Должны ли мы быть благодарными не только людям, делающим для нас добро,  но и природе?
– Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?
– Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

– Какие слова благодарности вы знаете (обычно дети называют 2-3 слова)
– Давайте почитаем, какие слова благодарности можно использовать в своей речи. (Работа с карточкой)

Благодарность

  • Спасибо (тебе, вам)
  • Я благодарен вам (за что)
  • Благодарю вас
  • От всей души благодарю
  • Я вам очень (крайне, чрезвычайно) признателен
  • У меня нет слов выразить вам свою благодарность
  • Разрешите (позвольте) вас поблагодарить
  • Позвольте (разрешите) выразить вам свою благодарность
  • Я хотел(а) бы поблагодарить вас
  • Я вам так признателен!
  • Я вам так обязан!

– А можно поблагодарить жестом, улыбкой?
– Давайте разыграем сценку. Даша у нас будет именинницей. К ней пришли друзья с подарками. Именинница должна поблагодарить каждого, не повторяя слова благодарности.

VII. Работа с учебником

– Откройте учебник на с.55-56.
– Кто изображен на рисунках?
– За что Буратино мог благодарить Тортилу, Мальвину, папу Карло, Пьеро?
– Какие слова произносил Буратино, что ему отвечали?

Ребята разыгрывают 2-3 из предложенных ситуаций, используя разные способы выражения благодарности. Проводится конкурс, кто сможет более вежливо выразить свою благодарность, учитывая, кого и за что он благодарит.

VIII. Рефлексия деятельности.

– Какими  словами человек выражает благодарность и признательность?
Как вы понимаете пословицу: «Благодарностью сердце украшается».
– Давайте нарисуем контуры сердца, а внутри этого сердца можно нарисовать все, о чем ваши сердца вспоминают с благодарностью.

Литература:

  1. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. и др.  "Детская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс. Методические рекомендации", Баласс, 2004
  2. http://joymylife.org.ua/uroki/index.php?postid=49