Внеклассное занятие "В гостях у Самовара".5-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • познакомить детей с историей русского самовара, сохранение национально-культурных традиций;
  • приобщение школьников к фольклору;
  • развитие творческой личности школьников средствами народного художественного творчества.

Оборудование: стол, накрытый скатертью, выставка самоваров, хлебные изделия, русские одежды, посуда для конкурса, чайный сервиз, видео-аудиозаписи.

Наглядность: пословицы о самоваре, чае, выставка книг, рисунков. Высказывания писателей, поэтов.

Ход занятия

Ведущая: Сегодня, мы, ученики 5-х классов, пригласили гостей на наши посиделки под названием “В гостях у самовара”.

Заставка о деревне под музыку “Выйду на улицу” <Рисунок 1>

– Здравствуйте, здравствуйте, дорогие гости.

Люди свойские, простые. Заходите, проходите.

Чайку свежего откушать. Сказок наших послушать.

Ведущая: Добрый день честной народ! Позади трудовой день: и сено косили, и стога метали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбу успели наловить. Кончил дело – гуляй смело. И когда солнышко клонится к закату, собирался честной народ на посиделки, хороводы поводить, частушки попеть, добрым словом перемолвиться, да чайком побаловаться.

Сценка.

Дед. Бабка, бабка. Чего ты все у печи вертишься. Садись, чайку попьем, а то мне одному скучно.

Бабка. Это ты у нас дед все чайком балуешься. А мне некогда. У меня дел по хозяйству много.

Стук в дверь.

Девушка. Здравствуйте, хозяева. Мир дому вашему.

Дед. Давно тебя поджидаем, где-то ты загулялась.

Девушка. Пока пирогов напекла, семечек пожарила, косу заплела, сарафан накатала.

Бабка. Проходи касатушка, у меня уж самовар готов, дожидается.

Дед. А где мальцы твои?

Девушка. Не споткнутся, прибегут. Была бы роща, соловьи найдутся.

Стук в дверь.

Парень 1. Здравствуйте, хозяева, а нас ждали?

Дед. Ждала, ждали. Все жданки съели.

Парень 2. А коли ждали, так и дождались.

Ведущая. Ну, вот. Все гости собрались за стол, беседы ведут. А на столе стоит большой, пузатый в медную броню одетый самовар. Резные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове. Стоит он важный, отдувается, пофыркивает, войско свое оглядывает: блюдца да чашки, да ложки чайные. Да, что ни говори, любили наши бабушки и дедушки посидеть у самовара, попить ароматного чая. А мы ведь тоже любим чай пить, правда?

Вопрос. Ребята, а почему мы так любим, пить чай?

Ученики:

– Чаем можно лечиться. Он помогает от разных болезней.

– Чаем можно согреться.

– чаем можно утолить жажду.

– Чай в жару нас освежит.

– Чай поможет от сна пробудиться и от усталости нас избавит.

Ведущая. Правильно. А вот в японском лечебнике говорится так: “Чаепитие очищает кровь, улучшает работу печени, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела”.

Ведущая. На русских посиделках, где собиралось много народу, выпивал много чая. Поэтому на стол ставили самовар. Родился самовар в середине 19 века в городе Туле. Тогда на Руси было много мастеров самоварников. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали им краники, ручки, шапочки разные. Делали похожие на вазы, бокалы, на кружевные шары. А есть похожие на сундучок, паровоз, совсем маленькие или наоборот великаны. С виду они разные, а грели одинаково. Самовар побывал даже на выставке во Франции в городе Париже. Он всем понравился и его наградили 2 –ю золотыми и серебряными медалями. У самовара есть дети: чайники, электрические чайники.

Заставка о самоварах и чайниках под музыку “У самовара…” <Рисунок 2>

Угощение гостей чаем.

Ведущая. Гостей мы угощаем чаем и они слушают наши байки.

Ведущая. Ребята, у вас на столе лежит чай. Чем они отличаются друг от друга?

(Крупно-листовой, среднелистовой, гранулированный, порошковый)

Ведущая. Ребята, а листочки каких растений делает чай наиболее ароматным?

(Лист смородины, мяты, лимон, цветы липы, малины, земляники, мелиссы)

Разотрите листья мяты, мелиссы в руках, почувствуйте запах этих растений.

Ведущая. А кто знает, где Родина чая? (Китай)

Ведущая. Триста лет назад чай попал к нам из Китая. С чайных кустов собирали лист, резали, сушили, обливали кипящей водой и пили. Так мы делаем и сейчас. А кто умеет заваривать чай, расскажите.

(Ученики рассказывают, как правильно заварить чай)

Ведущая. Очень много пословиц есть о чае. Давайте о них вспомним.

Ученики.

– Пей чай – удовольствие получай.

– Чай не пить, так на свете не жить.

– С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.

– Чай пьешь – до ста лет проживешь.

– Пей чай не вдавайся в печаль.

– Выпей чайку – забудешь тоску.

– За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

– Чай пить не дрова рубить.

– Самовар кипит, уходить не велит.

Ведущая. А уж коли самовар не велит нам уходить, посиделки наши продолжаются, мы с вами поиграем. Кто будет участвовать, мы сейчас посчитаем.

– Заяц, белый, куда бегал?

– В лес дубовый.

– Что там делал?

– Лыко драл.

– Куда клал?

– Под колоду.

– Кто украл?

– Родион.

– Выйди вон.

Задание. Определите, с каким вкусом вы пьете чай (с мятой, с лимоном).

Ведущая. А я вот и загадки знаю, кто их отгадает, тот и молодец. В каждой загадке – народная мудрость. Кто, верно отгадает, тот свой ум прославляет.

Итак:

  1. Стоит толстячок. Подперевши бочок.
    Шипит, кипит. Всем чай велит. (Самовар)
  2. Был листок зеленым –
    Черным стал, томленным.
    Был листочек зубчатым.
    Стал листочек трубчатым.
    Был он на лозине –
    Стал он в магазине. (Чай)
  3. Закипит – исходит паром,
    И свистит, и пышет жаром,
    Крышкой брякает, стучит.
    – Эй, сними, меня – кричит. (Чайник)
  4. Цветом желт и ароматен,
    В чай кладут и чай приятен.
    Только очень кислый он,
    А зовут его …. (лимон).
  5. Что на сковороду наливают, Вчетверо сгибают,
    Да в сметану наливают. (Блины)

Ведущая. Наши посиделки продолжаются.

Ой, слышите, кто-то стучится.
Это небылица в лицах.
Те, что сидят в теремах, да в светлицах.
Щелкают орешки да творят насмешки.
Ни короткие, ни длинные.
А такие, что в самый раз.
Как от меня до вас.

Ученики рассказывают потешки:

  1. – Тит, иди молотить.
    – Живот болит.
    – Тит, иди кисель есть.
    – Где моя большая ложка?
  2. – Лень, отвори дверь: сгоришь!
    – Хоть сгорю, да не открою.
  3. – Медведя поймал!
    – Тащи его сюда!
    – Да нейдет!
    – Так сам иди!
    – Да не пускает!

Ведущая.

Эх, хороши потешки складом.
Ну, а песни наши ладом.

Исполняется песня “Самовар”.

Ведущая. По русской традиции, чай – лучшее завершение праздника. Всех угощаем чаем.

Девушки. А не засиделись мы с вами, ребятушки?

Парни. Ой, пора, пора домой. Спасибо вам, хозяева, за привет, за ласку.

Ведущая.

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: “До свиданья”.
До счастливых новых встреч.