По новым стандартам образования при овладении профессий у студентов должны формироваться информационно-коммуникационные компетенции. Знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Поэтому целесообразно в теории и практике обучения использовать интеграцию учебных дисциплин, которая позволяет учащимся достигать межпредметных связей и обобщений, понимания информационной картины мира. Также обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
Это особенно важно для преподавания информатики и ИКТ, при изучении которой рассматриваются различные модели физических, химических, экологических, экономических и других объектов, процессов и явлений. Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека.
Интегрированные уроки информатики и физики обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный интерес у студентов. Способствует обобщению и систематизации знаний, развивает способность создавать модели физические процессов и явлений с использованием ИКТ.
Хотим представить вам методическую разработку одного интегрированного занятия по решению задач из физики с использованием алгоритмического языка программирования. Разделы алгоритмизация и программирования, как бы их не называли, были и пока остаются наиболее важными разделами базовой информатики, позволяющими направленно формировать у обучаемых логическое мышление, системный, операционный подход к решению задач различного характера и степени сложности. Разделы алгоритмизация и программирования, позволяют направленно формировать у студентов алгоритмическое и логическое мышление, системный, операционный подход к решению задач различного характера и степени сложности, в частности и по физике.
Формирования знаний у студентов на уроке происходит на характерных примерах, рассматриваются общие и частные приемы разработки алгоритмов решения зада и записи программ их реализации. Обучение соответствует стилю развивающего, проблемного обучения, активизирующего обучаемых на построение собственных алгоритмов решения поставленных задач.
В начале занятия повторение пройденного теоретического курса и определения уровня подготовленности студентов к выполнению практических заданий проводится фронтальный устный опрос в игровой форме.
Продолжительность занятия – 1 пара (два урока) Для самоконтроля и закрепления знаний и умений студентов в практической работе есть задания для самостоятельной работы .
В конце занятия подводится итог работы группы, выставляются и мотивируются поурочные баллы. При изучении темы эффективным является объяснительно– иллюстративный метод, на котором используются такие виды работы, как выполнение задания по образцу; самостоятельная работа.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Применения языка программирования при решении задач по физике
Тип и вид занятия: Интегрированный урок. Практическое занятие.
Аудитория: Компьютерный класс.
Организационная деятельность на уроке: индивидуальная и групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративная.
Цели занятия:
образовательная:
- повторение, обобщение и систематизация знаний;
- закрепление навыков решения и программирования задач;
- уметь применять операторы языка программирования при решении задач по физике.
формирование общих компетенций:
- Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Планируемый результат:
Закрепить навыки работы по решению задач по физике с использованием операторов языка программирования.
Межпредметные связи: Математика.
Обеспечения занятия:
Презентация, видеопроектор, персональные компьютеры. Язык программирования QBasic, Pascal. Рабочие тетради, раздаточный материал.
Содержание и последовательность учебного занятия:
- Организационный момент (проверка готовности студентов к занятию, проверка наличия студентов).
- Целеполагание. Мотивация.
- Актуализация. Повторение опорных знаний по дисциплине “Информатика”, “Физика”.
- Закрепление учебного материала.
- Индивидуальная работа над решением задач составлением алгоритма и программы
- Групповая работа над составлением алгоритма и программы решения задач.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Методы контроля: фронтальный, индивидуальный.
Тип контроля: текущий, самоконтроль.
Вид контроля: опрос, решение задач.
Самостоятельная работа:
Аудиторная: Решение задача по физике, составление программ.
Внеаудиторная: домашняя работа.
Задание на дом:
Решение задач из рабочей тетради.
Литература:
Основная:
- Михопарова О.В. Опорный конспект лекций.
- В.С. Новичков, А.Н. Пылькин. Начала программирования на языке Qbasic. Учебное пособие. – М: Горячая линия-Телеком, 2007. – 268 с.
- А.П. Рымкевич, Сборник задач по физике, Дрофа-2007.