Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому.
Д.Пойа
Цель урока: совершенствовать умения и навыки учащихся, необходимые при исследовании последовательностей на характер монотонности и ограниченности; познакомить учащихся с понятием геометрическая прогрессия, и формулой n-го члена геометрической прогрессии. Урок включает несколько этапов.
Этап I. Устная работа.
Ученикам предлагаются некоторые вопросы и задания, связанные с понятием последовательность.
- Какие способы задания последовательностей вы знаете? Приведите примеры.
- Дайте определение возрастающей последовательности; убывающей последовательности. Приведите примеры.
- Какая последовательность называется ограниченной сверху, ограниченной снизу, ограниченной? Приведите пример ограниченной последовательности, пример последовательности, не ограниченной ни сверху, ни снизу.
- Как выяснить монотонна ли последовательность?
Этап II. Проверка домашнего задания.
(Индивидуальный проект)
Учащимся нужно было исследовать последовательность на характер монотонности и ограниченности. (Одни ученик защищает свой проект, спроецировав исследование на экране).
Задание
(Сп) — последовательность
Исследовать на монотонность и ограниченность последовательность.
Решение.
1) Оценим разность Cn+i+Cn
Так как (n + 9) • (n + 8) > 0,
последовательность возрастающая.
2) Найдем наименьший и наибольший члены последовательности, если это возможно.
Докажем это. Выделим из Сn= целую часть.
Значит при n
Т.е.
Последовательность Сп = ограничена.
На координатной прямой члены последовательности изображаются точками на отрезке
На координатной плоскости же точками, расположенными в полосе: у = – и у=1.
Этап
III. Демонстрируется фрагмент.Присутствующих знакомят с исследовательской работой “Экономическая модель кредитной системы банков”. Ученица, работающая над вышеуказанной экономической задачей, демонстрирует полученные результаты через таблицу данных. Выводы наталкивают ее на мысль, что последовательность чисел в таблице обладает какими-то особыми свойствами.
Этап IV. Объяснение нового материала.
Внимание учащихся обращается на последовательность чисел в таблице. Вводится определение геометрической прогрессии. Класс записывает в тетрадях тему урока. Работа в тетрадях начинается с записи математической модели определения геометрической прогрессии.
bn = 0; bn = bп-1 · q, при п 2
С помощью диалога учитель — ученик, рассматриваются особенности характера монотонности геометрической прогрессии, знаки членов геометрической прогрессии.
Пользуясь определением геометрической прогрессии, учащиеся выводят формулу n-го члена геометрической прогрессии, знакомятся с характеристическим свойством.
Этап V. Закрепление.
Работа по учебнику учащимся предлагаются номера заданий, направленных на отработку формулы n-го члена геометрической прогрессии, характеристического свойства геометрической прогрессии.
Этап VI. Самостоятельная работа.
В конце урока учащиеся получают листочки с заданием. В трех вариантах.
1 вариант: в геометрической прогрессии Ьп = 2 • 5n. Найдите b1; b2, q.
2 вариант: найдите первый член геометрической прогрессии (сn), если с6= 16, q= 1/2.
З вариант: является ли геометрической прогрессией последовательность (сn), заданная формулой сn = 3n.
Проверка выполнения заданий осуществляется проектированием их решений на экране.
Итог урока: Учащиеся получают домашнее задание. Учитель отмечает наиболее активных учащихся, выставляет оценки за урок с учетом результатов самостоятельной работы.