Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. При этом особая роль в развитии одаренности у дошкольников принадлежит педагогу-психологу. Во-первых, это выявление таких детей, во-вторых, организация развивающей работы с ними.
В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной деятельности содержание моей работы обеспечивает развитие детей по следующим направлениям: социально-личностному и познавательно-речевому.
Я работаю в дошкольном учреждении общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников. Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе содержания примерной комплексной программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”. Одной из основных целей программы является – своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей, предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Программа утверждает самоценность периода дошкольного детства, необходимость обеспечения индивидуального подхода к личностно-ориентированной модели воспитания; обеспечивает условия для разностороннего развития каждого ребенка и рекомендует изыскивать возможности заниматься дополнительно с детьми, проявляющими способности в интеллектуальной сфере, чтобы они не теряли темп развития.
В соответствии с приоритетным направлением ДОУ осуществляю психологическую поддержку одаренных детей. В целях обеспечения развития интеллектуально-творческого потенциала дошкольников мною была разработана программа работы кружка “Клуб интеллектуалов” для детей 6-7 лет. На протяжении 10 лет являюсь руководителем кружка. Интересная форма интегрированных занятий очень увлекает детей. А использование современных развивающих пособий стимулирует творческую активность.
Основные задачи работы с детьми:
- Активизация творческого мышления и его качеств (любознательности, гибкости, скорости);
- Формирование познавательных умений (умение добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, сравнивать давать оценки, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения, планировать свою деятельность;
- Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения);
- Развитие коммуникативных навыков.
Выбрана интересная форма проведения интегрированных занятий: в форме заседаний “Клуба интеллектуалов”. Облачение детей в мантии и конфедератки как на настоящих ученых советах, конференциях, симпозиумах формирует у них мотивацию к получению знаний, повышает репутацию среди сверстников и взрослых, развивает стиль, повышает имидж детского сада.
Одним из средств интеллектуального развития детей является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, получает новые знания, закрепляет полученные навыки. Поэтому на занятиях ситуация используется игровая, а деятельность детей максимально приближена к исследовательской и познавательной.
Практика показывает, что развивающие игры способствуют развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, являются своеобразным тренингом познавательных способностей, стимулируют активность детского мышления, фантазии и творчества. Игру называют поистине универсальной формой детского развития.
Особенно важное место в умственном развитии детей занимают современные развивающие игры интеллектуально-познавательной направленности. Их обязательными элементами являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Одновременно активизируются и все мыслительные процессы. Такая деятельность позволяет детям упражняться в решении умственных задач с большим интересом и без особого напряжения.
В процессе работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала дошкольников я убедилась в эффективности использования следующих методических материалов:
- Логические блоки Дьенеша;
- Развивающие кубики “сложи узор”;
- Игры на составление плоскостных изображений (по типу “танграм”).
Это очень увлекательный для детей игровой материал, стимулирующий мыслительную деятельность, творческую активность, самостоятельность и другие интеллектуальные способности.
Логические блоки Дьенеша.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
- формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
- цветом – красные, желтые, синие;
- размером – большие и маленькие;
- толщиной – толстые и тонкие.
Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. На занятиях я использую следующие варианты игр: “логические цепочки” с одним и более условием, “карточки-схемы” для выкладывания по образцу, классификация по заданному признаку и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Развивающие кубики “сложи узор”.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по-разному в четыре цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в огромном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов. В игре с кубиками выполняют три вида заданий. Сначала учатся по узорам-образцам складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. Третье задание – придумать новые узоры, т.е. выполнить творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность задания в широком диапазоне.
В этой игре развивается сообразительность, пространственное воображение, способность детей к анализу, синтезу – важным мыслительным операциям, используемым во всякой интеллектуальной деятельности, способность к комбинированию, а также усидчивость, аккуратность, целеустремленность. Детям очень нравится играть в разноцветные кубики, а в процессе игры можно быстро добиться результатов.
Игры на составление плоскостных изображений (по типу “танграм”).
Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное, они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта.
Этапы освоения игры:
- Ознакомление с набором фигур, преобразование их в изображение из двух-трех.
- Составление фигур – силуэтов по расчлененным образцам.
- Воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным).
Эти головоломки развивают у детей воображение, геометрическое мышление, помогают овладеть навыками пространственного воображения, кроме того, стимулируют работоспособность, целенаправленность и усидчивость.
Такого рода деятельность способствует накоплению опыта ребенка, который содержит, эталоны и символы, условные заместители, модели, средства и способы взаимодействия, а значит активно влияет на интеллектуальное развитие детей, что составляет важнейшую базу для успешного обучения в школе.
ТРИЗ – одно из эффективных средств развития творческого мышления у дошкольников. Я использую следующие игры из системы ТРИЗ: “загадочные животные”, “черное и белое”, “проблемные ситуации”. Такие занятия помогают развитию творческого воображения, умения устанавливать закономерности, креативности и чувство юмора.
На занятиях в кружке я использую следующие, на мой взгляд, эффективные приемы:
- “умные вопросы” – такой прием помогает учить детей использовать уже имеющиеся знания об окружающей действительности; совершенствовать речевую активность; углублять знания детей; содействовать формированию интеллектуальной компетентности в определенной области знаний позволяют “мини-сообщения” детей по разным темам;
- “карточки-модели” с символическим изображением “методов исследования” ( по А.Савенкову) стимулируют проявление познавательной активности; учат использовать приемы подбора, анализа и преподнесения доступной информации об окружающем;
- ребусы позволяют учить детей использовать уже имеющиеся навыки знания букв и умения читать в нестандартных заданиях; развивать логическое мышление;
- “путаница”, “что перепутал художник” – развивает концентрацию внимания, способность устанавливать причинно-следственные связи.
У детей с признаками одаренности отмечаются проблемы в коммуникативной сфере: трудности в общении со взрослыми и сверстниками, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Именно поэтому на занятиях я считаю необходимым использование следующих приемов: тренинг “деревья”, коммуникативные игры: “ива”, “тихий голос”, психогимнастические этюды, что помогает создавать эмоционально-комфортную обстановку на занятии; формировать навыки невербального взаимодействия со сверстниками, развивать эмпатию.
В прилагаемом сценарии занятия (Приложение 1) использованы все вышеуказанные методы и приемы, а также презентация. Современным детям, а особенно детям одаренным, очень нравится заниматься с материалом, оформленным с использованием мультимедийных технологий. Такого рода занятия с детьми помогают педагогу учитывать интересы современного ребенка и стимулируют формирование познавательной мотивации
В нашем детском саду подобраны и другие разнообразные игры и пособия промышленного производства интеллектуально-познавательной направленности: серия игр “Учись играя” (“ассоциации”, “логика”, “закономерности”, “наблюдательность” и др.), магнитные конструкторы и геометрические мозаики, разнообразные развивающие лото (“биологическое”, “зоологическое”, “математическое” и др.), развивающие игры “Уникуб”, “Волшебный круг”, развивающий планшет с карточками-схемами “Логико-малыш”, игры со счетными палочками, подборка игр для развития мелкой моторики и ориентировки на листе и многие другие. Такие игры позволяют разнообразить и варьировать приемы и формы работы с детьми на занятиях в кружке, стимулировать познавательную самостоятельность, предоставлять детям возможность выбора игрового материала, развивать интерес к интеллектуальным играм, формировать настойчивость в поиске решения задач, чувство юмора и любознательность.
Систематическая работа с детьми в кружке способствует формированию интеллектуально-творческого потенциала и, соответственно, высокого уровня интеллектуальной подготовки к школе. А в качестве результата интеллектуального развития выступает интеллектуальная компетенция.
Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию к концу школьного возраста:
- проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей;
- знает об основных природных явлениях и закономерностях;
- знаком с универсальными знаковыми системами – алфавит и цифры;
- умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта;
- способен к практическому и умственному экспериментированию и знаковому опосредованию;
- владеет логическими операциями (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д.).
Регулярно проводится мониторинг работы кружка с помощью диагностических срезов по рекомендациям А.И.Савенкова, адаптированных к условиям нашего детского сада. Анализ результатов диагностики уровня усвоения программы кружка свидетельствует о стабильно высоких результатах: 2007-2008 уч. год – высокий уровень 84%, средний – 16%; 2008-2009 уч. год – высокий – 70,4%, средний – 29,6%; 2009-2010 уч. год – высокий – 77,8%, средний – 22,2%; показатели низкого уровня отсутствуют.
Таким образом, анализируя свою деятельность в этом направлении, я пришла к выводу, что развивающая работа с детьми помогает достичь положительных результатов.