Цель урока: закрепление знаний о законах Хаммурапи.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование представлений о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона;
- раскрытие понятия «закон»;
- выявить содержание и роль законов в Вавилонском царстве.
2. Развивающие:
- раскрытие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
- формировать способность применять полученные знания на практике: сопоставлять и анализировать факты, делать выводы.
3. Воспитывающие:
- воспитание необходимости законопослушания;
- осознание приоритетности нравственных законов в государстве.
Средства реализации урока:
- Большие иллюстрации с изображением Древнего Вавилона и стелы с законами Хаммурапи.
- Карта «Египет и Передняя Азия».
- Текст «Законы вавилонского царя Хаммурапи».
- Костюмы для театрализации.
- Дидактические материалы (карточки фрагментов законов) для конкурсов юных судей и детективов.
- Значки команд с изображением девиза команды и герба.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, мы рады приветствовать учеников 5А и 5Б классов, а также дорогих гостей. Сегодня мы с вами проведем в нетрадиционной форме урок «Законы Хаммурапи» о первых писаных законах на земле. Позвольте представить вам капитанов команд и членов жюри – наших судей. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
Итак, по традиции, урок начнем с заданий для капитанов.
Учитель: Продолжите фразу:
- Законы святы, да судьи – (супостаты).
- Слово учителя для тебя – (закон).
- Не всякий прут по закону (гнут).
- Закон что дышло, куда хочешь (туда и вышло).
Как вы думаете, о чем говорят эти пословицы?
Эти пословицы нам говорят о том, что очень непросто как судить, так и составлять тексты законов.
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, что такое – закон.
(Ответы капитанов.)
Итак, закон – это записанные правила жизни людей; строгое, непререкаемое предписание власти, обязательное для исполнения всеми гражданами государства.
Жюри подводит итоги конкурса капитанов команд.
А теперь вопросы к командам:
Вопрос 1. Почему появление писаных законов лучше, чем их отсутствие?
Вопрос 2. Для чего нужны законы в государстве?
А сейчас участники школьного исторического театра 5А класса представят свое домашнее задание-театрализацию.
Школьный исторический театр: инсценировка «Бегство раба».
Действующие лица:
- Богач.
- Раб.
- Купец.
- Глашатай.
- Начальник стражи.
- Воины.
- Народ.
(Действие происходит на площади. Входит Богач в сопровождении раба, несущего тяжелый мешок. Купец наблюдает за ними.)
Богач: Сиди здесь! (Удар палкой.) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом! (Уходит.)
Купец: Куда ушел твой хозяин?
Раб: Он ушел к судье, господин.
Купец: Он хочет судить тебя, ты провинился?
Раб: Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня.
Купец: Да, нелегко тебе живется!
Раб: А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы бывали и на моей родине?
Купец: Я Купец: Мой корабль стоит в гавани. У него на носу золоченая богиня удачи. Такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый.
Раб: Я знаю три языка. Умею считать...
Купец (перебивая раба): Клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль. Ты получишь свободу.
Раб: Спасибо тебе, господин!
(Раб падает в ноги купцу, затем из мешка делает чучело и прислоняет его к дереву. Богач выходит из дома, пинает чучело.)
Богач: Ограбили! Раба украли! Люди! Это был мой лучший раб, и я относился к нему, как к родному сыну!
(На площадь выходит отряд воинов, впереди бежит Глашатай.)
Начальник стражи: Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи!
Глашатай (читает): Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, повелевает: если кто-либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается тому, кто украдет чужого раба...
Богач (прерывая глашатая): Да будут благословенны твои дни, повелитель! Теперь берегись, проклятый вор!
Начальник стражи: Как смеешь ты говорить, перебивая царского глашатая? Эй, стража!
Богач (падает в ноги): Прости, великий! (Дает начальнику стражи мешочек с деньгами.) Пусть это поможет забыть тебе о моем невольном поступке.
Начальник стражи: Ладно уж...
Глашатай (продолжает чтение): Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны!
Начальник стражи: А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя! (Все уходят.)
Вопросы к командам:
- Где и когда могли произойти эти события? Покажите на карте страну и город, где имели место события.
- Кто обладал большим могуществом в Вавилоне – богатый человек или чиновник – начальник стражи?
- Почему богач решил подкупить начальника стражи?
- Будет ли богатый человек заявлять о бегстве раба, требовать его возвращения и смерти?
- Решится ли богач обвинить начальник стражи?
(Ответы учеников.)
Учитель: А кто такой – Хаммурапи?
Ответ: Хаммурапи – шестой царь династии Вавилонских царей. Правил в 1792 – 1750 г.г. до н.э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем. За 35 лет правления ему удалось собрать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Вавилонский царь богом не назывался: он утверждал, что получил власть от бога и, управляя страной, выполнял волю богов.
Домашнее задание 5Б класса (ученик произносит монолог возле большой иллюстрации на доске): «... Так оказался я перед Законом. Я был маленьким, а он большим и страшным. Закон был из черного камня и весь исписан такими же клиньями, каким меня учили в школе. Только на самом верху, там, где у человека голова, у Закона был рисунок. Человек, сидящий в кресле, протягивает другому человеку судейский жезл... Я обратил внимание на надпись и прочел:»...».
Вопросы и задания:
- Кто это – человек, сидящий в кресле (на троне)?
- Кто стоит перед ним?
- Какую надпись мог прочитать мальчик?
- Как называлась письменность, которой записаны законы?
Учитель: Записаны были законы, вернее, выбиты на стеле – двухметровом столбе из черного базальта.
- Все ли жители Вавилона могли знать содержание законов?
- С какой целью царь утверждал, что получил законы от бога Шамаша?
Вопрос: где и когда была найдена каменная стела?
Об этом расскажет ученик: Знаменитый памятник древневавилонской мысли и письменности был найден в конце 1901 года французской археологической экспедицией при раскопках на месте, где в древности находились Сузы, столица Эламского царства, восточного соседа Вавилона (работа с картой). А кто нашел стелу – это вы узнаете, разгадав кроссворд (кроссворд составлен учениками).
- Страна, расположенная в Передней Азии между двумя реками.
- Записанные правила жизни людей.
- То, что запрещают законы.
- Богач, чиновник, свободный человек.
- Человек, находящийся в неволе, за убийство которого полагается лишь штраф.
- Штраф, возмещение ущерба, причинение вреда здоровью, предание смерти.
Ответ: Морган.
Учитель: Жюри подсчитывает баллы, заработанные командами . Вашему вниманию предлагаются еще два конкурса; каждая команда проведет по одному конкурсу.
5А класс. Конкурс юных судей.
Учитель: Сейчас ребятам предстоит «вынести приговор», опираясь на законы Хаммурапи.
Многие преступлении в Вавилоне карались в соответствии с древним обычаем – каким? («Око за око» и «Зуб за зуб».)
Правильно.
Предлагаем судьям привести в соответствие начало и конец нескольких параграфов. (Выходят по три человека от каждой команды к столикам с карточками фрагментов.)
Прежде чем судить, внимательно прочитайте §5 свода законов.
Глашатай (читает):
§5. Если судья будет судить судебное дело, а потом свое решение изменит, то
этого судью должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму
иска, предъявленного в этом судебном деле, в 12-кратном размере, а также должен
быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не возвращаться заседать с
судьями на суде.
Преступления.
§25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его,
обратит свой взор на пожитки хозяина дома, и возьмет себе что-нибудь из пожитков
хозяина дома...
§195. Если сын ударит своего отца...
§196. Если человек повредит глаз кого-либо из людей...
§197. Если он сломает кость человека,...
§200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе....
§203. Если кто- либо из людей ударит по щеке кого-либо из людей, кто подобен
ему...
§218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез Бронзовы ножом и причинит
смерть этому человеку...
§229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно,
так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину
дома...
§250. Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему смерть...
Наказания.
(250) ... то это не основание для претензии.
(197) ...то должно сломать его кость.
(203) ... то он должен отвесить одну мину серебра.
(229) ...то этого строителя должно убить.
(218) ... то ему должно отрезать пальцы.
(205) ...то должно отрезать ему ухо.
(200) ... то должно выбить его зуб.
(196) ...то должно выбить его глаз.
(195) ... то ему должно отрезать пальцы.
(25) ... то этого человека должно бросить в этот огонь.
Вопросы:
- Согласны ли вы с ответственностью судьи в Вавилоне за изменение приговора?
- Почему в одном из десяти случаев нет оснований для претензий?
- Говорят ли наказания за перечисленные здесь преступления о социальном неравенстве в Вавилоне?
5Б класс. Конкурс детективов.
Учитель: Представьте ситуацию. Вы – следователи по особо важным делам в Вавилонском царстве. Проводите расследование нескольких преступлений, опираясь на законы Хаммурапи. В вашем распоряжении несколько параграфов законов, которые помогут вам в трудной работе детектива прошлого.
§1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него
обвинение в убийстве и не докажет этого, то... обличавшего должно убить.
§3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о
преступлениях и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о
жизни, ... этого человека должно убить.
§6. Если человек украдет достояние бога или дворца, или рабыню дворца, или
раба мушкенума (свободного гражданина), или рабыню мушкенума, то... его должно
убить.
§19. Если он держит этого (беглого) раба в своем доме, и потом раб будет
схвачен в его руках, то... этого человека должно убить.
§21. Если человек сделает пролом в доме, т... перед этим проломом его должно
убить и зарыть
§22. Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то... его должно убить.
Вопросы:
- Почему ответственность за дачу показаний в Вавилоне была столь суровой?
- Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в приведенных параграфах преступления с позиций сегодняшнего дня?
- Встаньте на место древних следователей. Помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?
- За какие преступления, перечисленные здесь, вы бы оставили смертную казнь и в наши дни?
Учитель: А сейчас я приведу вам значение слова «закон» из словаря В.И. Даля:
«Закон – предел, поставленный свободе воли или действий; неминучее начало; основание. Правило. Постановление высшей власти; закон Божий. Откровение, составляющее сущность.»
Итак, предел, положенный свободе воли.
- О чем здесь речь?
- Чем должен руководствоваться человек, устанавливающий этот предел?
- Кто в законах Хаммурапи устанавливает этот предел?
- У всех ли людей одинаковые представления о справедливости?
- Считали ли жители Междуречья справедливыми законы царя Хаммурапи?
Учитель: Наш необычный урок подходит к концу.
Подведем итог.
Чтобы государство было сильным, единым, а его граждане чувствовали свою защиту и безопасность, они должны следовать законам, желательно, справедливым.
Хаммурапи сказал о себе: «Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте или вдове, я начертал драгоценные слова на своем памятнике»
Сами жители Междуречья считали, что законы царя Хаммурапи вечны.
Далее следует подведение общих итогов мероприятия и по отдельным номинациям, в том числе за самые интересные ответы, лучшего судью, следователя, артистизм, умение себя вести, лучший костюм в театрализации (вопросы решаются голосованием).
В конце мероприятия ученикам предложено подумать и составить «Свод законов 5А и 5Б классов» о поведении в школе, чтобы обсудить и принять их во время дополнительных занятий по истории.
Литература:
- Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. 5 класс. - М.: АРКТИ, 2003г. - 208 с.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2002. -160 с. (Серия «Поурочное планирование»).
- Интернет-материалы «Законы вавилонского царя Хаммурапи».