Цель: познакомить обучающихся с правилами поведения в школе.
Задачи:
- Раскрыть сущность понятий «Устав», «Правила поведения», их значение в жизни общества и отдельного человека.
- Выявить личностное отношение каждого обучающегося к правилам поведения.
- Формировать поведенческие навыки обучающихся.
Тип занятия: классный час.
Ход мероприятия
Не может считать себя настоящим учеником тот,
кто не выполняет правил поведения.
I. Вступительное слово учителя.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
- Что люди могут и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют? И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках...
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появились законы, которые призваны были урегулировать и упорядочить жизнь человека в обществе.
Наша с вами школа – часть общества, в котором тоже возникают ситуации, требующие уравнять права и обязанности всех его членов. Поэтому каждый из вас должен соблюдать правила поведения, которые изложены в основном документе школы – Уставе.
Сегодня на классном часе мы с вами будем создавать Дом Мечты, где все будут жить по-сказочному счастливо, в любви и согласии из «строительного материала» с особыми свойствами, отражающими основные правила вашего поведения в школе.
В игре по созданию Дома Мечты будут принимать участие две команды, но цель у всех одна – построить общий дом. Команды будут по очереди «укладывать кирпичи» после анализа определённой ситуации. Кроме этого, мы с вами будем формулировать правила поведения.
II. Игра.
В ходе игры обучающиеся получают от учителя различные ситуации, анализируют их и отвечают на вопросы, поставленные в них, а затем формулируют правила поведения. Ответы пятиклассников корректируются учителем. Дом растёт у всех на глазах по мере того, как кирпич за кирпичом выкладывается его макетная модель.
План-проект постройки дома может быть, например, таким:
Каждое из значимых качеств проявится в отдельном кирпичике будущего дома. Эти бутафорские кирпичи и крыша выполнены из плотной цветной бумаги или картона.
- Кирпич Мудрости.
- Кирпич Взаимопомощи.
- Кирпич Вежливости.
- Кирпич Взаимопонимания.
- Кирпич Здоровья.
- Крыша Хорошего Настроения.
Варианты заданий.
Кирпич Мудрости.
Ситуация.
Часто ли мы задумываемся о том, как здорово, что мы можем учиться и стать в будущем хорошим мастером своего дела? Кажется самым обычным делом, что мы каждый день идём в школу и узнаём что-то новое. Но так было не всегда. Вот письмо из того времени: «Школа у нас раскрывала свои двери в большинстве с 1 октября. В школу начинали ходить не все в одно время, кто неделей позже, кто днём раньше, а возраст первоклассника зависел от расстояния до школы. Если дети жили ближе к школе, начинали ходить в школу с девяти лет, а издалека – с двенадцати, а то и вовсе с тринадцати. Отучится такой школьник четыре года и в парни выходит, а девчата в невесты. Но девочки учились редко.
Ходить в класс ежедневно не становилось обязательным, ученики иногда пропускали занятия неделями. Самое главное, что нужно было знать ученику, как зовут царя – батюшку, царицу, их дочерей и сына. Не было ни бумаги, ни книг. Писали на клочках. Так мы учились, так и недоучились».
- Ребята, как вы думаете, многому научились школьники с такими занятиями?
Загадка:
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)
Кирпич Взаимопомощи.
Ситуация.
Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащий камень и сильно поранил ногу. Сидит, идти не может. А неподалёку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит отдохнёт и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».
- А как бы поступили вы?
Кирпич Вежливости.
Обучающимся предлагается прослушать стихотворение.
Дядя Саша огорчён,
Рассказал он вот о чём:
Встретил одного ребёнка
Я на улице сейчас.
Очень славная девчонка,
Переходит в пятый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова «здрасьте».
А слово-то какое –
Очень дорогое!Встретил Витю я, соседа...
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте, зря от Вити
Ждал я слова «извините»,
А слово – то какое –
Очень дорогое!
Отчего же был огорчён дядя Саша?
Ситуация.
Однажды один из учеников обозвал своего одноклассника «Барбосом». И с тех пор все начали его так дразнить. Пойдёт мальчик на площадку, его обзывают и смеются. Выйдет к доске, и тут опять сзади слышится шёпот: «Барбос... Барбос...» У него сразу, что и знал, от обиды вылетело из головы. Не было от этого прозвища покоя!
- В чём был не прав ученик?
Кирпич Взаимопонимания.
Ситуация.
К Славе пришёл друг Володя.
- Включай телевизор, наши играют!
- Не могу. На завтра не подготовил литературе.
- Кончай со своими уроками, пропустим первый период.
- Извини меня, Володя, не могу.
- Эх, ты, а ещё друг называется.
- Как вы думаете, правильно ли поступил Слава?
Кирпич Здоровья.
Ситуация.
... Трое ребят слонялись без дела, не зная, чем себя занять. Были каникулы. Дни, а особенно вечера, тянулись долго. Книги ребята не читали, кино им надоело, по телевидению, как им казалось, не показывали ничего интересного. Никто их не развлекал, а развлекать себя сами они не умели. Тогда они придумали дивное развлечение. Достали тонкую проволоку и, прочно укрепив её на колышках, натянули поперёк тротуара сантиметров в двадцати выше земли. И, укрывшись поодаль в тени деревьев, стали ждать.
Ждать пришлось недолго. Уже минут через десять о проволоку, не видимую в темноте, споткнулся и упал случайный прохожий-пенсионер преклонного возраста. На крик сбежались жители соседних домов. Ребята бросились наутёк. На следующее утро их задержали. Им грозило наказание. Ради чего пострадал человек – в больнице у него обнаружили сотрясение мозга и перелом руки. Он ничем не досадил этим ребятам, они его даже не знали. Им было всё равно, кто споткнётся. Лишь бы споткнулись, а они посмеялись.
- Как бы вы назвали этот поступок, ребята?
Учитель: Итак, ребята, а теперь давайте повторим основные правила поведения, которые мы с вами сформулировали.
- Полностью использовать время, предназначенное для обучения, систематически готовиться к занятиям.
- На каждом уроке обязательно наличие дневника – основного документа школьника.
- Ученик должен помогать окружающим, уважать их выбор.
- Ученик должен заботиться о красоте родной речи, не употреблять грубых выражений и прозвищ.
- Ученик должен заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей.
Учитель: А сейчас обратимся к эпиграфу. Прочтите его ещё раз, ребята, как вы его понимаете?
Учитель: Венчает построенный школьный дом крыша хорошего настроения. Помните, мрачное, недовольное выражение лица отравляет настроение других, губит их радость. Улыбка поднимает настроение и тебе самому, и окружающим. «Улыбка на лице – любовь в словах», - гласит японская пословица.
III. Рефлексия.
Учитель: Для того чтобы закончить строительство нашего с вами дома, каждый из вас сейчас получит изображение рожицы. На ней есть глазки и носик, но нет рта. Ваша задача – нарисовать ротик в зависимости от вашего настроения. Если вам понравился классный час и вы уходите с хорошим настроением, то вы рисуете улыбку, если у вас плохое настроение, то вы рисуете ротик дугой, если не определились в настроении – то поставьте «галочку».
IV. Итог.
Учитель: Я надеюсь, что каждый из вас будет выполнять те правила поведения, которые мы сегодня изучили.