Классный час "Школьный дом, который построим мы"

Разделы: Классное руководство


Цель: познакомить обучающихся с правилами поведения в школе.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность понятий «Устав», «Правила поведения», их значение в жизни общества и отдельного человека.
  2. Выявить личностное отношение каждого обучающегося к правилам поведения.
  3. Формировать поведенческие навыки обучающихся.

Тип занятия: классный час.

Ход мероприятия

Не может считать себя настоящим учеником тот,
кто не выполняет правил поведения.

I. Вступительное слово учителя.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

  1. Что люди могут и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют? И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках...

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появились законы, которые призваны были урегулировать и упорядочить жизнь человека в обществе.

Наша с вами школа – часть общества, в котором тоже возникают ситуации, требующие уравнять права и обязанности всех его членов. Поэтому каждый из вас должен соблюдать правила поведения, которые изложены в основном документе школы – Уставе.

Сегодня на классном часе мы с вами будем создавать Дом Мечты, где все будут жить по-сказочному счастливо, в любви и согласии из «строительного материала» с особыми свойствами, отражающими основные правила вашего поведения в школе.

В игре по созданию Дома Мечты будут принимать участие две команды, но цель у всех одна – построить общий дом. Команды будут по очереди «укладывать кирпичи» после анализа определённой ситуации. Кроме этого, мы с вами будем формулировать правила поведения.

II. Игра.

В ходе игры обучающиеся получают от учителя различные ситуации, анализируют их и отвечают на вопросы, поставленные в них, а затем формулируют правила поведения. Ответы пятиклассников корректируются учителем. Дом растёт у всех на глазах по мере того, как кирпич за кирпичом выкладывается его макетная модель.

План-проект постройки дома может быть, например, таким:

Каждое из значимых качеств проявится в отдельном кирпичике будущего дома. Эти бутафорские кирпичи и крыша выполнены из плотной цветной бумаги или картона.

  1. Кирпич Мудрости.
  2. Кирпич Взаимопомощи.
  3. Кирпич Вежливости.
  4. Кирпич Взаимопонимания.
  5. Кирпич Здоровья.
  6. Крыша Хорошего Настроения.

Варианты заданий.

Кирпич Мудрости.

Ситуация.

Часто ли мы задумываемся о том, как здорово, что мы можем учиться и стать в будущем хорошим мастером своего дела? Кажется самым обычным делом, что мы каждый день идём в школу и узнаём что-то новое. Но так было не всегда. Вот письмо из того времени: «Школа у нас раскрывала свои двери в большинстве с 1 октября. В школу начинали ходить не все в одно время, кто неделей позже, кто днём раньше, а возраст первоклассника зависел от расстояния до школы. Если дети жили ближе к школе, начинали ходить в школу с девяти лет, а издалека – с двенадцати, а то и вовсе с тринадцати. Отучится такой школьник четыре года и в парни выходит, а девчата в невесты. Но девочки учились редко.

Ходить в класс ежедневно не становилось обязательным, ученики иногда пропускали занятия неделями. Самое главное, что нужно было знать ученику, как зовут царя – батюшку, царицу, их дочерей и сына. Не было ни бумаги, ни книг. Писали на клочках. Так мы учились, так и недоучились».

  • Ребята, как вы думаете, многому научились школьники с такими занятиями?

Загадка:

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

Кирпич Взаимопомощи.

Ситуация.

Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащий камень и сильно поранил ногу. Сидит, идти не может. А неподалёку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит отдохнёт и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».

  • А как бы поступили вы?

Кирпич Вежливости.

Обучающимся предлагается прослушать стихотворение.

Дядя Саша огорчён,
Рассказал он вот о чём:
Встретил одного ребёнка
Я на улице сейчас.
Очень славная девчонка,
Переходит в пятый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова «здрасьте».
А слово-то какое –
Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа...
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте, зря от Вити
Ждал я слова «извините»,
А слово – то какое –
Очень дорогое!
Отчего же был огорчён дядя Саша?

Ситуация.

Однажды один из учеников обозвал своего одноклассника «Барбосом». И с тех пор все начали его так дразнить. Пойдёт мальчик на площадку, его обзывают и смеются. Выйдет к доске, и тут опять сзади слышится шёпот: «Барбос... Барбос...» У него сразу, что и знал, от обиды вылетело из головы. Не было от этого прозвища покоя!

  • В чём был не прав ученик?

Кирпич Взаимопонимания.

Ситуация.

К Славе пришёл друг Володя.
- Включай телевизор, наши играют!
- Не могу. На завтра не подготовил литературе.
- Кончай со своими уроками, пропустим первый период.
- Извини меня, Володя, не могу.
- Эх, ты, а ещё друг называется.

  • Как вы думаете, правильно ли поступил Слава?

Кирпич Здоровья.

Ситуация.

... Трое ребят слонялись без дела, не зная, чем себя занять. Были каникулы. Дни, а особенно вечера, тянулись долго. Книги ребята не читали, кино им надоело, по телевидению, как им казалось, не показывали ничего интересного. Никто их не развлекал, а развлекать себя сами они не умели. Тогда они придумали дивное развлечение. Достали тонкую проволоку и, прочно укрепив её на колышках, натянули поперёк тротуара сантиметров в двадцати выше земли. И, укрывшись поодаль в тени деревьев, стали ждать.

Ждать пришлось недолго. Уже минут через десять о проволоку, не видимую в темноте, споткнулся и упал случайный прохожий-пенсионер преклонного возраста. На крик сбежались жители соседних домов. Ребята бросились наутёк. На следующее утро их задержали. Им грозило наказание. Ради чего пострадал человек – в больнице у него обнаружили сотрясение мозга и перелом руки. Он ничем не досадил этим ребятам, они его даже не знали. Им было всё равно, кто споткнётся. Лишь бы споткнулись, а они посмеялись.

  • Как бы вы назвали этот поступок, ребята?

Учитель: Итак, ребята, а теперь давайте повторим основные правила поведения, которые мы с вами сформулировали.

  1. Полностью использовать время, предназначенное для обучения, систематически готовиться к занятиям.
  2. На каждом уроке обязательно наличие дневника – основного документа школьника.
  3. Ученик должен помогать окружающим, уважать их выбор.
  4. Ученик должен заботиться о красоте родной речи, не употреблять грубых выражений и прозвищ.
  5. Ученик должен заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей.

Учитель: А сейчас обратимся к эпиграфу. Прочтите его ещё раз, ребята, как вы его понимаете?

Учитель: Венчает построенный школьный дом крыша хорошего настроения. Помните, мрачное, недовольное выражение лица отравляет настроение других, губит их радость. Улыбка поднимает настроение и тебе самому, и окружающим. «Улыбка на лице – любовь в словах», - гласит японская пословица.

III. Рефлексия.

Учитель: Для того чтобы закончить строительство нашего с вами дома, каждый из вас сейчас получит изображение рожицы. На ней есть глазки и носик, но нет рта. Ваша задача – нарисовать ротик в зависимости от вашего настроения. Если вам понравился классный час и вы уходите с хорошим настроением, то вы рисуете улыбку, если у вас плохое настроение, то вы рисуете ротик дугой, если не определились в настроении – то поставьте «галочку».

IV. Итог.

Учитель: Я надеюсь, что каждый из вас будет выполнять те правила поведения, которые мы сегодня изучили.