1. Введение.
Важнейшая задача школы – давать обучающимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике.
Изучение и преподавание русского языка, также должно иметь особую практическую направленность. Орфографически-грамотное письмо выполняет социальную функцию – служит средством письменного общения.
Написание бывает двух типов:
- Неорфографическое – определяемое произношением и знанием алфавита.
- Орфографическое – написание, не определяемое произношением.
Орфография несамостоятельна как объект изучения: ее правила сориентированы на лингвистический анализ слова и могут усваиваться лишь в непосредственной связи с изучением тех или иных языковых категорий. Ведущую тенденцию в методике русской орфографии и психологии учащихся представляет теоретическое направление, при котором разрабатывается идея обучения правописанию сознательным путем, на основании правил. Именно этот принцип положен в основу школьного курса русской орфографии.
Изучение орфографии сопровождается некоторыми проблемами:
- Сложность самой русской орфографии, поэтому в методике и лингвистике часто появляются предложения о реформировании русской орфографии – ее упрощении.
- Критика объема изучения орфографии, то есть некоторые методисты считают, что обучение правописанию ведется в ущерб развитию учащихся.
- Пересмотр норм оценок письменных ученических работ в сторону их смягчения.
Наибольшие трудности у школьников с нарушенным зрением вызывает несоответствие между произношением звуков и их обозначением на письме, поскольку главным компонентом, формирующим грамотность учащихся, является зрительная память, и именно зрительное восприятие и зрительный образ слова лежат в основе запоминания.
2.1. Орфографическая теория.
Орфография – это система правил, в современной орфографии принято выделять пять разделов:
- Правила обозначения звуков буквами.
- Правила применения слитных, полуслитных и раздельных написаний.
- Правила употребления прописных и строчных букв.
- Правила переноса слов.
- Правила употребления сокращений слов.
В школе изучаются все разделы, но преимущество отдано первому.
Специфичным объектом орфографии является орфограмма. Под орфограммой принято понимать такое написание, при котором припередачи речи средствами письма возникают графические варианты и лишь один из них является графически возможным.
При формировании у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка.
Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения. При этом надо учитывать, что слово «автоматизированный» означает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определённых правил и лишь затем в процессе закрепления подвергающегося автоматизации.
Важно ещё обратить внимание на следующее обстоятельство:
автоматизированный навык «позволяет на каждом шагу, в частности при затруднениях, вновь становиться сознательным».
Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.
Орфографическая зоркость – это, прежде всего умение, увидеть в слове то или иное орфографическое правило.
Условия, необходимые для формирования орфографической зоркости:
- Высокий научный уровень преподавания орфографии.
- Знание орфографических правил.
- Знание схемы применения правил и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил.
- Упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила. Формирование орфографических умений и навыков опирается на следующие виды памяти: слуховая, зрительная, рече-двигательная, моторная.
Для работы по орфографии необходимо, чтобы учащиеся овладели следующими учебно-языковыми умениями: фонетическими, словообразовательными, лексическими, морфологическими, синтаксическими.
2.2. Школьный курс орфографии.
Формирование орфографической зоркости сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Изучается орфография в 1-3 кл. (начальный курс) и в 4-6 кл. (основной курс). Повторяется в 7-8 и в 9-12 классах.
Таким образом, в первые шесть лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем совершенствуются.
В 1-3 классах орфография изучается на элементарной лингвистической основе. В поле зрения учащихся находятся все четыре части русской орфографии:
- Обозначение букв звуками.
- Раздельное написание слов.
- Употребление прописных и строчных букв.
- Перенос частей слова с одной строки на другую.
На этой основе у учащихся складывается первоначальное представление о русской орфографии, формируются элементарные навыки правописания. Причем в дидактический материал для упражнений по орфографии в I-III классах, входят наиболее употребительные в русском языке слова (зима, читать, зелёный и т.д.).
В IV-VI классах перечисленные выше правила закрепляются на другом, более (доступном) трудном, дидактическом материале (открываются не изученные в начальных классах трудные варианты соответствующих орфографий), кроме того, эти правила повторяются на более высоком теоретическом уровне. Здесь необходимо изучить с учащимися орфографические правила как руководство к действию, обучить школьников применению орфографических правил в процессе выполнения упражнений. Дидактический материал должен быть подобран с учётом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, применяя орфографические правила.
В VII-VIII классах орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного года в VII классе и в конце учебного года в VIII классе, при изучении синтаксиса, пунктуации, при подготовке к диктантам, изложениям, сочинениям, в ходе работы над ошибками, допущенных в письменных работах по русскому языку и литературе.
В IX-XII классах учащиеся учатся самостоятельной работе по совершенствованию орфографических навыков: обращаться к справочной литературе, исправлять ошибки, вести работу по предупреждению ошибок. Важным условием формирования орфографических навыков является вариативность дидактического материала, подобранного с учётом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил.
2.3. Методика работы с орфографическим правилом.
Важно подготовить учащихся к восприятию орфографического правила. С этой целью учитель, установив, какие семантические, фонетические, грамматические признаки орфограммы указаны в формулировке орфографического правила, решает вопрос о том, что необходимо повторить по фонетике и грамматике.
Затем идет объяснение нового материала, лучше столкнуть ребёнка с проблемной ситуацией, дать возможность подумать и сделать вывод. Только потом можно записать название темы, вместе проанализировать заголовок с точки зрения наличия в нем опознавательных и «выборочных» признаков.
Например: одна и две буквы н (опоз.) в суффиксах прилагательных (выб.).
Далее следует проанализировать специально подобранный материал и сформулировать орфографическое правило. Дети фиксируют в специальные тетради для правил таблицу-схему, которая обязательно выполнена с учётом специфики обучения слабовидящих детей, на примерах показано правильное обозначение орфограммы и графически отображено условие выбора того или иного написания.
Затем разбирается специально подобранный дидактический материал. В учебном процессе ученик всегда должен действовать по одной схеме:
- Обнаруживает орфограмму.
- Квалифицирует ее.
- Определяет нормативное написание.
2.4. Виды упражнений для закрепления орфографического правила.
1) Зрительно-предупредительное письмо заключается в том, что слова читаются, проводится орфографический разбор, разобранные слова закрываются, и учащиеся пишут их под диктовку учителя.
2) Предупредительно-слуховой диктант отличается от зрительного тем, что текст не показывается учащимся и разбор идет на слух с выяснением, как надо писать то или другое слово и почему именно так. Разбор проводится коллективно всем классом или же одним учеником. Затем предложения записываются в тетрадь.
3) Объяснительный диктант – разбор текста проводится не перед письмом, а после того, как ученики самостоятельно напишут его в своих тетрадях. Ошибки исправляются самими учащимися.
4) Работа с алгоритмами правописания.
5) Комментированное письмо (сплошное комментирование, выборочное, контрольное, комментирование с целью самоконтроля) –приучает к сознательному применению правил грамматики и пунктуации.
6) Выборочное письмо. Особенность выборочного диктанта заключается в том, что учащиеся из каждого продиктованного учителем предложения пишут слово или словосочетание на определенное правило.
7) Творческий диктант. Для закрепления правила даются слова, которые дети должны включить в предложения так, чтобы получился связный рассказ. Применение творческого диктанта связывает уроки правописания с работой по развитию устной и письменной речи слабовидящих учащихся.
8) Диктант Враля – работа, во время которой дети должны найти ошибки в тексте и графически их выделить. Текст дается на индивидуальных карточках и проговаривается одним из учеников.
9) Распределительный диктант (по столбикам), возможен выборочно-распределительный.
10) Свободный диктант – запись под диктовку текста с изменениями обусловленными заданием.
11) Самостоятельная работа, после неё взаимопроверка.
12) Орфографическая разминка. Дети работают по карточкам, вписывая пропущенные буквы.
13) Работа по карточкам с зашифрованными словами. Развивает и активизирует образную и зрительную память, учит детей вглядываться, включая все зрительные функции (различение, локализация, фиксация, глубинное зрение и т.д.)
14) Работа с группами слов. Задание: найди лишнее слово (на другое орфографическое правило).
15) Работа с шифр-кодом таблицы соответствий. В качестве шифра могут использоваться цифры, числа, геометрические фигуры, похожие друг на друга знаки. В таблице соответствий можно использовать весь алфавит или его часть.
16) Работа с изографами. Чтение слов составленных из букв разного шрифта.
17) Способы фиксации ошибок в работах: исправление ошибки, подчеркивание ошибки, выделение части слова, в которой допущена ошибка, подчеркивание слова с ошибкой, обозначение на полях тетради строки с допущенной ошибкой в слове.
Все виды работ направлены на использование остаточного зрения и сохранных анализаторов – слухового, тактильного, двигательного как эффективного средства коррекции и компенсации зрительной недостаточности у детей с нарушенным зрением.
3. Заключение.
Взаимосвязь человека с окружающим миром осуществляется через язык. В результате исторического развития язык усложняется. Язык – средство оформления, выражения и сообщения мыслей, средство общения людей. При помощи языка формируется учебная деятельность детей, виды речевой деятельности.
Целью нашей работы было раскрытие современного состояния вопроса по литературным данным (лингвистическим, педагогическим, психологическим и дефектологическим), по собственному опыту и поиск наиболее эффективных путей формирования орфографических навыков у слабовидящих детей.
В связи с этим, изучив методическую литературу, проанализировав программу и действующие ныне учебники, мы составили систему упражнений и заданий для успешного формирования орфографических навыков. В силу своих индивидуальных особенностей, а также из-за зрительных патологий учащиеся по-разному усваивают учебный материал, поэтому уроки нужно строить на использовании разных видов учебного материала, а также использовать разные виды работ, что позволит разнообразить учебную деятельность, активизировать мышление, внимание и память учащихся.
Наблюдения показывают, что проведенная работа и предложенная система упражнений является эффективной для формирования орфографический навыков. Упражнения были составлены в разных формах: упражнения, диктанты, синтезированные задания, творческие работы с учетом индивидуальных способностей учащихся.
Проведенная работа позволяет сформулировать некоторые методические рекомендации: во-первых, следует обратить внимание на увеличение количества практических заданий; во-вторых, проводимый каждое занятие контроль за усвоением знаний и умений, позволит добиться более высоких результатов, и в-третьих, можно использовать внеклассную форму работы.