В соответствии с требованиями складывающегося
информационного общества существующая в
настоящее время система образования нуждается в
изменениях. Средства решения этой задачи – новые
информационные технологии, в том числе
компьютерная коммуникация, позволяющие
совершенствовать учебный процесс (слайд 2, Презентация
1).
Компьютерная (информационная) технология тесно
взаимосвязана с технологией обучения на основе
опорных конспектов и алгоритмов, поэтому
алгоритмический подход к изучению некоторых тем
русского языка является для меня одним из
направлений в методике проведения
интегрированного урока.
Так на заключительном уроке по теме «Виды односоставных предложений» повторяются изученные на уроках ОИВТ сведения об алгоритме (четкая и точная последовательность действий, которая приводит к решению поставленной задачи), алгоритмической структуре (графическая форма записи алгоритма), геометрических фигурах, используемых при составлении алгоритмической структуры (овал, ромб, прямоугольник) (слайд 3, Презентация 1).
Перед тем, как начать работу по составлению
алгоритма, следует обязательно объяснить
учащимся значимость алгоритмической структуры,
способной содержать систематизированные знания
по определенной теме, так как подобный подход к
изучению некоторых предметов практикуется во
многих высших учебных заведениях. Средняя школа
– это ступенька к ВУЗу. Вот почему так важно уже
сегодня вырабатывать умение составлять алгоритм
и наблюдать, как он работает и оправдывает себя
при обобщении темы.
Затем коллективно, под руководством учителя
составляется алгоритм, назначение которого –
закрепить у учащихся умение определять виды
односоставных предложений (слайд 4, Презентация
1).
Важно обратить внимание школьников на тот факт,
что данная алгоритмическая структура содержит
материал пяти параграфов учебника «Русский
язык» для 8 класса под редакцией С.Г.Бархударова,
С.Е.Крючкова и др., что в таком виде теоретических
сведений об односоставных предложениях нет ни в
одном учебном пособии. Так учащиеся наглядно
убеждаются в том, что содержание теоретических
понятий по определенной теме приобрело
совершенно новую форму.
Можно поставить перед учащимися проблемный
вопрос: что важнее – форма или содержание? Ответ
на этот вечный вопрос можно найти в
стихотворении Саши Черного «Два толка» (слайд 5, Презентация
1). Поэт уверен, и мы полностью согласны с
ним, что хорошая форма требует хорошего
содержания, как и хорошее содержание нуждается в
хорошей форме.
Полученная форма (алгоритмическая структура) наполняется затем конкретным содержанием – предложениями из стихотворений об осени Бунина (слайды 6-8, Презентация 1) и Пастернака (слайды 15-17, Презентация 1).
В ходе лингвистического анализа односоставных предложений в поэтических отрывках обоих авторов (слайды 9-12 и 18-21, Презентация 1) учащиеся приходят к выводу: у Бунина преобладают безличные предложения (слайд 14, Презентация 1), а у Пастернака (слайд 23, Презентация 1) – назывные.
Значит, для одного поэта важно передать состояние природы и человека, а для другого – осенний пейзаж, время, место, обстановку действия, определенное настроение, и все это благодаря назывным предложениям.
Основной итог урока сводится к осознанию учащимися роли односоставных предложений в поэтической речи. Особенность односоставных предложений в том, что они создают определенное настроение, придают особую выразительность тексту (слайды 24, Презентация 1). Подобный вывод – наглядная иллюстрация грамматического явления при выполнении задания С2.1 ГИА.
На дом учащиеся получают творческое задание – составить свой алгоритм: можно предложить иной подход, поставить другие условия к действию. Обязательны примеры на каждый вид предложения. Подобным образом осуществляется «диалог культур» школьных предметов: информатики, русского языка и литературы.
Итог выполнения творческих заданий – наглядное свидетельство нового алгоритмического подхода к изучению русского языка.
Главный вывод урока – осознание учащимися того, что и форма (алгоритмическая структура), и содержание (в данном случае примеры из стихотворений Бунина и Пастернака) работают на одно и то же – закрепление знаний, умений и навыков синтаксической грамотности учащихся.
Использование компьютерной технологии в процессе обучения русскому языку целесообразно на различных этапах: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение компьютерных средств обучения наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме.
Следует отметить эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-оценочной деятельности школьника.
Например, проверить, как работает алгоритм «Односоставные предложения» поможет учащимся зачетная работа, составленная на компьютере по принципу ГИА и ЕГЭ – задание с выбором ответа (слайды 9 и 18, 10 и 21, Презентация 1). К слову, в программе 6 стихотворных отрывков из произведений Бунина и Пастернака, в которых в общей сложности содержится 15 предложений (всего же простых предложений, в том числе в составе сложного, 20).
Презентация разработана таким образом, что при необходимости учащиеся могут повторно выполнить задания в случае неверного решения. Если были допущены ошибки при определении видов односоставных предложений в стихотворениях Бунина и Пастернака (слайды 9 и 18, Презентация1) и распознавании их роли в поэтической речи (слайды 11 и 20, Презентация1), то возвращение к предложениям возможно, поскольку слайды 10 и 13, как и 19 и 22 (Презентация1) дублируются, но уже с подсказкой для учащегося. Грамматические основы выделяются автоматически, что дает возможность, опираясь на алгоритм, не только правильно определить виды односоставных предложений, но и верно понять идейный замысел поэта при употреблении этих предложений в данных стихотворных отрывках.
Работа с презентацией может быть использована
учащимися 9 классов при подготовке к ГИА <Приложение 1> и
учениками 11 класса при подготовке к ЕГЭ <Приложение 2>.
Сегодня я достаточно интенсивно внедряю в
процесс обучения русскому языку и литературе
информационные технологии, основанные на
использовании мультимедийных средств.
Компьютерная поддержка создает более
комфортные, по сравнению с традиционными,
эмоционально-психологические условия для
обучения, усиливает активную роль учащегося в
выборе средств, форм и темпов изучения различных
тем школьной программы, создает реальные
предпосылки для повышения качества образования
вследствие индивидуального подхода в обучении.
Применение мультимедийных обучающих программ
позволяет заинтересовать учащихся
образовательной деятельностью, дает им
возможность получить индивидуальный результат
обучения.
Презентация к уроку русского языка может стать наглядным пособием при усвоении нового материала, на изучение которого отводится программой несколько учебных часов. Первое знакомство учащихся (особенно в среднем звене) с новой темой требует от учителя особого подхода, когда необходимыми условиями становятся зрелищность и цветовое решение орфографических правил.
Целью разработанной мною презентации по теме «Основные правила написания наречий» было не только познакомить учащихся с этими основными правилами, но и обратить внимание семиклассников на последовательность изучения этих правил, а также подготовить к восприятию орфограмм по данной теме.
Данный урок целесообразнее проводить в начале
изучения темы «Наречие», когда ученики сразу
видят перед собой все основные правила
правописания наречий (слайд 2, Презентация2),
причем, каждое из семи правил приобретает свой
собственный цвет. Это происходит не случайно и не
спонтанно. .Цветовое решение основных видов
орфограмм развивает у учащихся особый вид памяти
– эйдетизм, заключающийся в способности
сохранять яркие образы предметов долгое время
спустя после исчезновения их из поля зрения.
Каждый последующий слайд презентации (с 3 по 9, Презентация
2) – определенное правило, связанное с
правописанием наречия. Поскольку правил 7, как и
цветов радуги, мы придали каждому характерный
для него цвет. Причем, расположение их
соответствует распределению цветов в спектре
радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый. Запомнить
очередность цвета помогает считалка: «Каждый
охотник желает знать, где сидит фазан».
- Красный (слайд 3, Презентация 2). Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е
- Оранжевый (слайд 4, Презентация 2). Н и НН в наречиях на О-Е
- Желтый (слайд 5, Презентация 2). Буквы А и О на конце наречий с приставками
- Зеленый (слайд 6, Презентация 2). Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
- Голубой (слайд 7, Презентация 2). Дефис между частями слова в наречиях
- Синий (слайд 8, Презентация 2). Ь после шипящих на конце наречий
- Фиолетовый (слайд 9, Презентация 2). Буквы Е-И в приставках НЕ-/ НИ- отрицательных наречий.
Оформлены эти правила в виде сказочного цветика-семицветика, каждый лепесток которого соответствует одной из семи орфограмм, связанных с правописанием наречия. Не случайно ключевым является сам цветок (он присутствует на всех слайдах презентации, включая и титульный лист), на лепестках которого предельно кратко, по типу опорного конспекта, сформулировано определенное правило. Такое оформление служит средством запоминания правил в определенной последовательности.
Подобные приемы крупноблочной подачи материала заимствованы мною из методики Ю.Меженко, основанной в свою очередь на системе В.Шаталова. Внешнее оформление правил выдержано в соответствии с требованиями к опорным конспектам, разработанными выше указанными педагогами. Так, при подаче информационного материала соблюдено одно из главных условий методики Шаталова-Меженко при усвоения учащимися объемного учебного материала: использование трех цветов (зеленый – основные теоретические положения, красный – самое главное в теории, включая исключения, синий – примеры, иллюстрирующие правило).
Презентация «Семь цветов наречий» удобна в применении. Она может стать не только наглядным пособием при знакомстве на уроках русского языка с основными правилами, но и практическим тренингом при самостоятельном выполнении определенных орфографических заданий, а также окажет существенную помощь учащимся выпускных классов при подготовке к сдаче ГИА (задания А7) и ЕГЭ (А13, А18, В2) <Приложение 3>.
Сегодня я достаточно интенсивно внедряю в процесс обучения русскому языку и литературе информационные технологии, основанные на использовании мультимедийных средств. Компьютерная поддержка создает более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, усиливает активную роль учащегося в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, создает реальные предпосылки для повышения качества образования вследствие индивидуального подхода в обучении. Кроме того, применение мультимедийных обучающих программ позволяет заинтересовать учащихся образовательной деятельностью и дает им возможность получить индивидуальный результат обучения.
Так, мною разработаны компьютерные презентации к следующим урокам, уже опубликованным на сайте Фестиваля «Открытый урок». Фрагменты презентаций к некоторым из этих уроков считаю целесообразным привести в данной статье, поскольку они своей практической направленностью ориентированы в первую очередь на ученика:
1. «Эти многозначные слова» (урок русского языка
по теме «Лексика. Обобщение», 5 класс) <Приложение 6>;
2. «Чтение – вот лучшее учение» (урок литературы
по теме «Летописание на Руси», 6 класс);
3. «Сии глагольные имена» (урок русского языка по
теме «Причастие. Обобщение», 7 класс) <Приложение 4>;
4. «Авторская пунктуация» (урок русского языка по
теме «Синтаксис и пунктуация. Обобщение», 11
класс) <Приложение 5>.
В каждой из этих презентаций есть материал,
предназначенный не только для учащихся
указанных классов. Например, в уроке по теме
«Лексика» есть задания, к которым могут
обратиться учащиеся выпускных классов при
подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ, поскольку в них есть
задания, связанные с такими лексическими
явлениями, как многозначность <Приложение
8> , омонимия <Приложение
9> и противопоставление <Приложение
10>. Для самопроверки правильности
выполнения заданий кроссвордов прилагаются
ответы.
Алгоритмический подход к изучению русского
языка встречается и на уроке по теме «Причастие»
<Приложение 4>, что
помогает учащимся четко понять основные
признаки глагола и прилагательного, которые
имеются у причастия. Вопросы с правом выбора
ответа не только дают возможность проверить
степень усвоения материала учениками 7 класса, но
и подготовиться к ЕГЭ (задания А11, А16, А21, В5) и ГИА
(задания А7, В6).
Презентация урока по русскому языку в 11 классе содержит задания, связанные с поиском изобразительно-выразительных средств речи <Приложение 5> , что, несомненно, сослужит хорошую службу как учащимся 9 классов при подготовке к ГИА (задание А3, сочинение С2.1), так и ученикам 11 при сдаче ЕГЭ (задание В8).
Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче ЕГЭ в частности. Квалификационная работа на курсах повышения квалификации при ИРО РТ в октябре 2005 года «Технология использования компьютерных средств в процессе обучения русскому языку» обобщает многолетний опыт моей работы по данной проблеме, а уроки русского языка в 9 классе («Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление») и 11 классе («Обособленные члены предложения»), а также урок развития речи («Подготовка к сочинению в жанре интервью-зарисовки») вошли как приложение в разработанное мною методическое пособие «Технология подготовки к ЕГЭ на основе использования компьютерных средств обучения (Русский язык и развитие речи)», отмеченное Дипломом I степени на VI Республиканском конкурсе авторских программ и учебно-методических пособий как методическое пособие, содержащее инновационные.
И все же проблема будущего образования, основанного на использовании новых инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения.
Следует помнить, что программы создаются людьми и только творческий подход к разработке программ (в том числе по русскому языку и литературе) обеспечит эффективное применение компьютерных учебных средств и соответствующих новых технологий обучения, открывая перспективы интегрированного изучения русского языка в общеобразовательных школах.