Цель урока: формирование ценностного отношения обучающихся по определению звука [й] в словах, буквам Й, й.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- учить акцентированному произнесению звука [й] на основе одноуровневых моделей слов;
- перекодированию звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
- чтению слов по слогам и орфоэпически;
- упражнять в чтении предложений.
2. Развивающие: развивать речь, фонематический слух, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие, стремление помогать родителям.
Оборудование:
- таблица гласных звуков;
- таблицы условного обозначения согласного звонкого мягкого звука и согласного [Й];
- одноуровневые и двухуровневые модели слов;
- учебник, компьютер, проектор, экран, презентация.
Планируемые результаты.
Предметные: знать, различать и определять звук [й] в словах, буквы Й, й; акцентировано произносить звуки, уметь читать слоги, слова, предложения с данной буквой, различать звуки и буквы. Различать гласные – ртораскрыватели и согласные – ртосмыкатели.
Метапредметные: формирование приёмов работы с учебником (извлечение необходимой информации, работа со звукобуквенными моделями, иллюстрациями, схемами, текстами). Формирование таких общедеятельностных приемов, таких как сравнение, обобщение, анализ, наблюдение, умение делать выводы.
Личностные: принятие учебной задачи, формирование ценностного отношения к труду, к красоте окружающей природы.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: организация самооценки готовности обучающимися к уроку.
Обучающиеся проверяют готовность к уроку, правила посадки.
Чтение стихотворения:
Проверь дружок
Ты готов начать урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Ручка, азбука, тетрадка.
Подтянулись, улыбнулись
Друг на друга посмотрели
И тихонечко присели
Все ли правильно сидят
Все ли на меня глядят.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение необходимых знаний, выполнение фонетической зарядки.
- Сколько знаем гласных букв? (6)
- Назовите их. (А, О, У, ы, Э, И.)
- Что мы знаем про гласные звуки? (Они поются, тянутся, нет преграды, они ртораскрыватели.)
Чтение с доски.
Прочитаем медленно и чётко, напевая: АО, АУ, АЫ, АЭ, АИ.
- Сколько знаем согласных букв? (4)
- Назовите их. (М, Л, Н, Р.)
- Что мы знаем про согласные звуки? (Не поются, не тянутся, есть преграда, ртосмыкатели.)
- Какую работу выполняют согласные буквы? (1. обозначают твёрдый звук, 2. обозначают мягкий звук.)
- Прочитаем радостно и громко: УМ, ЫМ, ИМ, МА, МО, МЫ.
- Прочитаем шёпотом и медленно: АН, ОН, ЭН, НУ, НЫ, НИ.
- Прочитайте по слогам слова и с интонацией зова:
- лу – луна – луна;
- ли – налим – налим;
- ри – Марина – Марина.
Чтение предложений друг другу в паре.
- Прочитайте друг другу предложения. Договоритесь, кто будет читать первый.
1) У Ани лама.
А у Лины малина.
2) У Арины мыло.
Арина умыла Алину.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: организация целеполагания и постановка учебной задачи.
Слайд 2
Тема и цели определены обучающимися самостоятельно. Обучающиеся рассматривают страницы учебника и должны обратить внимание, что будем изучать букву, которая обозначает один согласный, мягкий, звонкий звук и следует после гласных.
- Откройте учебник на странице 35. Рассмотрите страницу 35, исследуйте её.
- Что заметили интересного? (Обсудите в паре.)
- Какие вопросы у вас появились? (Если вопросов не возникло, продолжаем работу, и вопросы появятся в ходе работы.)
- Назовите тему урока. (Буква Й.)
- Определите цели урока. (Познакомиться с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, учиться определять звук в словах. Читать слоги, слова, предложения с данной буквой. Слушать друг друга, сотрудничать.)
4. Решение учебной задачи.
Цель: выделение из слова звукобуквенной модели звука, характеристика звука.
Загадка:
Есть на свете сладкий дом
Садом пахнет в доме том,
А жильцы жужжат от радости
В домик свой приносят сладости
Угощая нас потом
Угадайте что за дом? (Улей – специальное приспособление для жилья пчел.)
- Произнесём слово. Сколько звуков в слове? (4)
Произнесём последний звук. Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий. Доказывают: согласный – есть преграда, ртосмыкатель, звонкий – проводят наблюдения и убеждаются что есть голос. Звонкий, мягкий.)
- Как назовём семью пчел или других подобных насекомых, образующих группу?
- Произнесём слово. (Рой.)
- Сколько звуков в этом слове? (3)
- Сравните последние звуки. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, мягкий.)
- Бывает ли он твёрдым? (Нет.)
- Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предложении? (4)
- Какое первое слово? (Предлог.)
- Составьте предложение по схеме к данным иллюстрациям. (В улье живут пчёлы.)
Обучающиеся выделили звук, проводя наблюдения, определили, что звук согласный, мягкий и звонкий. Звук не бывает твёрдым.
5. Первичное закрепление знаний.
Цель: умение различать звук в слове, определять его позицию.
Слайд 3-4
Физкультурная минутка для глаз.
Игра «Футбол».
Я – футболист, вы – вратари.
Учащиеся сооружают из рук ворота, пропускают слова со звуком [й], если нет звука в слове, закрывают ворота (закрывают руки).
- Соловей, лиса, лайка, игрок, змей, лицо, чай.
Назовите предметы, определите позицию звука в слове (начало, конец, середина) слайд-картинки.
6. Знакомство с буквой.
Цель: познакомить с буквой, определить её место в алфавите
Слайд 5
Дети находят букву, показывают её соседу.
- Звук согласный, звонкий, мягкий [й] обозначается буквой ИЙ или И-кратким. Откройте АЛФАВИТ, найдите букву ИЙ, покажите её соседу.
- Где находится буква? (После буквы И.)
- Сравните буквы и н й. Что можете сказать?
Чтение стихотворения ученицей:
И – надела поясок,
Н – надела поясок
Буква Н надела ровно
Буква И наискосок
Ты ей шляпу подари
Станет краткой буква й
- Какую работы выполняет эта буква? (Обозначает мягкий звук.)
7. Включение в систему знаний, закрепление.
Цель: провести звуковой анализ слова на основе двухуровневых моделей; многозначность слова МОЙ.
- Рассмотрите левую иллюстрацию.
-Что делает девочка? (Девочка помогает маме. После обеда она моет посуду.)
- Как вы помогаете родителям? Что вы делаете по дому? (Дети рассказывают о том, какую помощь они оказывают родителям по дому.)
- После того как покушаете, надо убирать за собой. Свои игрушки, вещи держите в порядке, не разбрасывайте по комнате. Школьную форму вешайте аккуратно на стул или в шкаф, чтобы маме не пришлось дважды гладить.
- Прочитаем слово. Сколько слогов? (1)
- Причитаем в один приём слово. (Мой.)
- В каких случаях мы употребляем слово МОЙ. (В слове приказ или совет: мой посуду. Определяем принадлежность предмета хозяину.)
- Чей карандаш? Чей портфель?
Измените слово так, чтобы оно обозначало просьбу, приказ:
- решает – … (решай);
- думает – … (думай);
- стоит – … (стой).
Чтение двухуровневых моделей слов.
- Отгадайте загадку:
Огородник тот
С длинным носом живёт
Как поклонится,
Так дождь пойдёт. (Лейка.)
- Прочитаем слово. Сколько гласных? (Гласных 2 – е, а.)
- Сколько слогов? (2 слога – лей-ка.)
- Для чего мы выращиваем цветы, ухаживаем за ними? (Дети дают объяснения, для отдыха, красоты. Любуемся цветами. Необходимо беречь полевые цветы.)
Ученица (читающий ребёнок) читает стихотворение.
8. Самостоятельная работа.
Цель: формирование умения договариваться, устанавливать сотрудничество.
Ребята работают в паре, договариваясь между собой.
- Поработайте самостоятельно в паре. У вас у каждого есть цветочек. Ваш цветочек должен составить пару цветочку вашего соседа и быть одинаковым в цвете. Договоритесь с соседом, какие возьмете цвета, как раскрасите ваши семицветики.
9. Рефлексия. Подведение итога урока.
Слайд 6-7
- С каким звуком познакомились на уроке чтения? (Звуком [й].)
- В чём особенность звука? (Всегда мягкий.)
- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой «й».)
- Продолжите предложения:
- Я знаю ...
- Я запомнил ...
- Я могу ...
Своё отношение к уроку ребята обозначают и показывают при помощи смайлика.