Урок обучения грамоте "Звук [й'], буквы Й, й"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование ценностного отношения обучающихся по определению звука [й] в словах, буквам Й, й.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • учить акцентированному произнесению звука [й] на основе одноуровневых моделей слов;
  • перекодированию звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
  • чтению слов по слогам и орфоэпически;
  • упражнять в чтении предложений.

2. Развивающие: развивать речь, фонематический слух, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие, стремление помогать родителям.

Оборудование:

  • таблица гласных звуков;
  • таблицы условного обозначения согласного звонкого мягкого звука и согласного [Й];
  • одноуровневые и двухуровневые модели слов;
  • учебник, компьютер, проектор, экран, презентация.

Планируемые результаты.

Предметные: знать, различать и определять звук [й] в словах, буквы Й, й; акцентировано произносить звуки, уметь читать слоги, слова, предложения с данной буквой, различать звуки и буквы. Различать гласные – ртораскрыватели и согласные – ртосмыкатели.

Метапредметные: формирование приёмов работы с учебником (извлечение необходимой информации, работа со звукобуквенными моделями, иллюстрациями, схемами, текстами). Формирование таких общедеятельностных приемов, таких как сравнение, обобщение, анализ, наблюдение, умение делать выводы.

Личностные: принятие учебной задачи, формирование ценностного отношения к труду, к красоте окружающей природы.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Слайд 1

Цель: организация самооценки готовности обучающимися к уроку.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку, правила посадки.

Чтение стихотворения:

Проверь дружок
Ты готов начать урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Ручка, азбука, тетрадка.
Подтянулись, улыбнулись
Друг на друга посмотрели
И тихонечко присели
Все ли правильно сидят
Все ли на меня глядят.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение необходимых знаний, выполнение фонетической зарядки.

- Сколько знаем гласных букв? (6)

- Назовите их. (А, О, У, ы, Э, И.)

- Что мы знаем про гласные звуки? (Они поются, тянутся, нет преграды, они ртораскрыватели.)

Чтение с доски.

Прочитаем медленно и чётко, напевая: АО, АУ, АЫ, АЭ, АИ.

- Сколько знаем согласных букв? (4)

- Назовите их. (М, Л, Н, Р.)

- Что мы знаем про согласные звуки? (Не поются, не тянутся, есть преграда, ртосмыкатели.)

- Какую работу выполняют согласные буквы? (1. обозначают твёрдый звук, 2. обозначают мягкий звук.)

- Прочитаем радостно и громко: УМ, ЫМ, ИМ, МА, МО, МЫ.

- Прочитаем шёпотом и медленно: АН, ОН, ЭН, НУ, НЫ, НИ.

- Прочитайте по слогам слова и с интонацией зова:

  • лу – луна – луна;
  • ли – налим – налим;
  • ри – Марина – Марина.

Чтение предложений друг другу в паре.

- Прочитайте друг другу предложения. Договоритесь, кто будет читать первый.

1) У Ани лама.
А у Лины малина.

2) У Арины мыло.
Арина умыла Алину.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: организация целеполагания и постановка учебной задачи.

Слайд 2

Тема и цели определены обучающимися самостоятельно. Обучающиеся рассматривают страницы учебника и должны обратить внимание, что будем изучать букву, которая обозначает один согласный, мягкий, звонкий звук и следует после гласных.

- Откройте учебник на странице 35. Рассмотрите страницу 35, исследуйте её.

- Что заметили интересного? (Обсудите в паре.)

- Какие вопросы у вас появились? (Если вопросов не возникло, продолжаем работу, и вопросы появятся в ходе работы.)

- Назовите тему урока. (Буква Й.)

- Определите цели урока. (Познакомиться с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, учиться определять звук в словах. Читать слоги, слова, предложения с данной буквой. Слушать друг друга, сотрудничать.)

4. Решение учебной задачи.

Цель: выделение из слова звукобуквенной модели звука, характеристика звука.

Загадка:

Есть на свете сладкий дом
Садом пахнет в доме том,
А жильцы жужжат от радости
В домик свой приносят сладости
Угощая нас потом
Угадайте что за дом? (Улей – специальное приспособление для жилья пчел.)

- Произнесём слово. Сколько звуков в слове? (4)

Произнесём последний звук. Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий. Доказывают: согласный – есть преграда, ртосмыкатель, звонкий – проводят наблюдения и убеждаются что есть голос. Звонкий, мягкий.)

- Как назовём семью пчел или других подобных насекомых, образующих группу?

- Произнесём слово. (Рой.)

- Сколько звуков в этом слове? (3)

- Сравните последние звуки. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, мягкий.)

- Бывает ли он твёрдым? (Нет.)

- Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предложении? (4)

- Какое первое слово? (Предлог.)

- Составьте предложение по схеме к данным иллюстрациям. (В улье живут пчёлы.)

Обучающиеся выделили звук, проводя наблюдения, определили, что звук согласный, мягкий и звонкий. Звук не бывает твёрдым.

5. Первичное закрепление знаний.

Цель: умение различать звук в слове, определять его позицию.

Слайд 3-4

Физкультурная минутка для глаз.

Игра «Футбол».

Я – футболист, вы – вратари.

Учащиеся сооружают из рук ворота, пропускают слова со звуком [й], если нет звука в слове, закрывают ворота (закрывают руки).

  • Соловей, лиса, лайка, игрок, змей, лицо, чай.

Назовите предметы, определите позицию звука в слове (начало, конец, середина) слайд-картинки.

6. Знакомство с буквой.

Цель: познакомить с буквой, определить её место в алфавите

Слайд 5

Дети находят букву, показывают её соседу.

- Звук согласный, звонкий, мягкий [й] обозначается буквой ИЙ или И-кратким. Откройте АЛФАВИТ, найдите букву ИЙ, покажите её соседу.

- Где находится буква? (После буквы И.)

- Сравните буквы и н й. Что можете сказать?

Чтение стихотворения ученицей:

И – надела поясок,
Н – надела поясок
Буква Н надела ровно
Буква И наискосок
Ты ей шляпу подари
Станет краткой буква й

- Какую работы выполняет эта буква? (Обозначает мягкий звук.)

7. Включение в систему знаний, закрепление.

Цель: провести звуковой анализ слова на основе двухуровневых моделей; многозначность слова МОЙ.

- Рассмотрите левую иллюстрацию.

-Что делает девочка? (Девочка помогает маме. После обеда она моет посуду.)

- Как вы помогаете родителям? Что вы делаете по дому? (Дети рассказывают о том, какую помощь они оказывают родителям по дому.)

- После того как покушаете, надо убирать за собой. Свои игрушки, вещи держите в порядке, не разбрасывайте по комнате. Школьную форму вешайте аккуратно на стул или в шкаф, чтобы маме не пришлось дважды гладить.

- Прочитаем слово. Сколько слогов? (1)

- Причитаем в один приём слово. (Мой.)

- В каких случаях мы употребляем слово МОЙ. (В слове приказ или совет: мой посуду. Определяем принадлежность предмета хозяину.)

- Чей карандаш? Чей портфель?

Измените слово так, чтобы оно обозначало просьбу, приказ:

  • решает – … (решай);
  • думает – … (думай);
  • стоит – … (стой).

Чтение двухуровневых моделей слов.

- Отгадайте загадку:
Огородник тот
С длинным носом живёт
Как поклонится,
Так дождь пойдёт. (Лейка.)

- Прочитаем слово. Сколько гласных? (Гласных 2 – е, а.)

- Сколько слогов? (2 слога – лей-ка.)

- Для чего мы выращиваем цветы, ухаживаем за ними? (Дети дают объяснения, для отдыха, красоты. Любуемся цветами. Необходимо беречь полевые цветы.)

Ученица (читающий ребёнок) читает стихотворение.

Приложение 1

8. Самостоятельная работа.

Цель: формирование умения договариваться, устанавливать сотрудничество.

Ребята работают в паре, договариваясь между собой.

- Поработайте самостоятельно в паре. У вас у каждого есть цветочек. Ваш цветочек должен составить пару цветочку вашего соседа и быть одинаковым в цвете. Договоритесь с соседом, какие возьмете цвета, как раскрасите ваши семицветики.

9. Рефлексия. Подведение итога урока.

Слайд 6-7

- С каким звуком познакомились на уроке чтения? (Звуком [й].)

- В чём особенность звука? (Всегда мягкий.)

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой «й».)

- Продолжите предложения:

  • Я знаю ...
  • Я запомнил ...
  • Я могу ...

Своё отношение к уроку ребята обозначают и показывают при помощи смайлика.