Урок 1. Тема: Что такое безопасность и что такое окружающая среда?
Цели:
- Показать учащимся, какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.
- Обсудить с детьми опасные и безопасные ситуации, умение предвидеть опасность.
- Обучить детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
2. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», коротко этот предмет называют ОБЖ.
Слайд 1 (Рассматриваем учебник, знакомимся с введением, с содержанием.)
- Назовите буквы, расположенные на «сенсорном кресте» (проводится скрытая гимнастика для глаз по методике В.Ф.Базарного):
- о а с п о н т ь с.
- Какое слово получилось? (Опасность.)
- Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать.
- Как вы понимаете слово опасность?
- А что такое безопасность? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
- Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает. Безопасность – это отсутствие угрозы, когда человеку никто и ничто не угрожает.
- Посмотрите на волнистую траекторию на доске и прочитайте слова. Назовите «лишнее» слово.
(На доске начерчена волнистая траектория, по методике В.Ф.Базарного, с расположенными на ней словами – солнце, вода, лёд, гриб. Учащиеся прочитывают слова и определяют «лишнее» слово гриб. Объясняют правописание слов.)
- Почему вы определили «лишним» слово гриб ?
- Правильно, слова солнце, вода, лёд относятся к неживой природе, а слово гриб относится к живой природе. Живая и неживая природа вокруг нас – это окружающая среда.
- А может окружающая среда быть опасной для человека? (Да, нет.)
- Почему? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
Запись в тетрадях даты, темы урока, определения слов опасность и безопасность.
- Скажите, где нас может подстерегать опасность?
Слайд 2 (В лесу, на улице, в квартире, в доме, в подъезде, на реке, на дороге ...)
- О том, как соблюдать безопасность в лесу, на улице, в квартире, дома, в подъезде, на реке, на дороге мы будем говорить на уроках ОБЖ.
Мы будем учиться находить, предвидеть опасности, будем составлять и учиться соблюдать правила поведения, чтобы избежать опасности, узнаем, а что делать, если с человеком все же случилась беда.
3. Формирование новых знаний.
- А что в школе может быть опасным?
Слайд 3 (Окна, коридоры, перила, лестницы, крыльцо ...)
- А почему они могут стать опасными?
- Как должны вести себя ученики, чтобы эти предметы стали безопасными? (Соблюдать правила поведения в школе на перемене и на уроке.)
- Отгадайте загадку и скажите, почему этот предмет может стать опасным:
Идет пароход –
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (Утюг.)
- Почему утюг может стать опасным? Какие меры предосторожности надо соблюдать?
Барыня-княгиня
Весь мир нарядила,
А сама нагая ходит. (Иголка.)
- Почему иголка может стать опасной? Какие меры предосторожности надо соблюдать?
Без головы, а в шляпе. (Гвоздь.)
- Почему гвозди могут стать опасными? Какие меры предосторожности надо соблюдать?
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине. (Чайник.)
- Почему чайник может стать опасен? Какие меры предосторожности надо соблюдать?
Физкультурная минутка – «Весёлые человечки».
/Проводится физкультурная минутка по методике Базарного В.Ф., доктора медицинских наук.Показываю «Веселых человечков», изображенных схематично и выполняющих различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения равен 2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем повторяют его движения./
- Назовите одним словом: прихожая, кухня, комнаты, ванная – это ... (квартира).Слайд 4
- Какие предметы в вашем доме могут быть опасными и почему?
Слайд 5-6
- Номера телефонов каких экстренных служб надо знать, если возникнет опасная ситуация?
Слайд 7 (Скорая помощь – 03, полиция – 02, пожарная охрана – 01, газовая служба – 04.)
4. Формирование практических навыков.
Работа с учебником на страницах 4-9 по теме «Как рождаются опасные события».
1) Работа в группах. Каждой группе распределяются рисунки из задания учебника ОБЖ на страницах 6-7.
- Рассмотрите рассказы в рисунках, которые помогут вам понять, как рождается опасность.
1 группа.
Рисунок 1
2 группа.
Рисунок 2
3 группа.
Рисунок 3
- Обсудите ситуации и ответьте на вопросы:
- В чем опасность ситуации?
- Какие могут быть последствия каждого из поступков?
- Как можно поступить в этой ситуации, чтобы избежать несчастного случая?
(Заслушиваются ответы групп и обсуждаются всем классом.)
Вывод: любое из этих неприятных событий не случилось бы, если бы их участники знали главные правила безопасного поведения:
- предвидеть опасность;
- по возможности избегать её;
- по необходимости действовать.
2) Работа в парах.
- Внимательно посмотрите на рисунки на с. 9.
- Какие ошибки сделал Незнайка и как все эти ошибки сложились в настоящую опасность?
Рисунок 4
- А теперь рассмотрите следующую историю в рисунках на с. 10.
- Как этот же случай мог бы закончиться по-другому?
Рисунок 5
Вывод: лучше избежать опасности, чем с ней бороться.
5. Итог урока.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Какие правила надо знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?
Слайд 8
- Правила безопасного поведения:
- предвидеть опасность;
- по возможности избегать её;
- по необходимости действовать.
- Выучить правила безопасности – это очень мало, всего полдела. Надо уметь применять их в жизни. И оказавшись в сложной ситуации, надо быстро решить, что делать. А для того чтобы принять правильное решение, надо много узнать о людях, о себе, о вещах и даже о собственной квартире.
6. Домашнее задание: нарисовать в тетрадях по ОБЖ опасные предметы и рассказать, почему они опасны.