Урок по теме "Сердце, тебе не хочется покоя"

Разделы: Биология


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Сформировать знания о строении и работе сердца, о сердечном цикле, раскрыть взаимосвязь строения и функций сердца.
  2. Продолжить обучение умениям: работать с текстом учебника и дополнительным материалом, рисунками, моделями, наблюдать и раскрывать причинно-следственные связи.
  3. Воспитывать культуру умственного труда через интерес к знаниям, создать комфортные условия для положительной мотивации учебной деятельности.

Оборудование:

  • учебник по биологии для 8 класса (авторы: Д.В. Колесов, Р,Д. Маш, И.Н. Беляев);
  • рабочая тетрадь, модели сердца;
  • учебные таблицы «Кровеносные системы», «Фазы работы сердца»;
  • дидактический материал (тесты, задания, дополнительная информация, проблемные вопросы);
  • карточки с номерами 1, 2, 3, 4, фишки красного и синего цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

1) Тест по теме: «Круги кровообращения». Индивидуальна работа по вариантам (вариант 1 – нечетные номера, вариант 2 – четные номера). После выполнения учитель читает правильные ответы и ключи к оцениванию. Учащиеся проводят взаимопроверку.

  1. Отдел сердца – начало малого круга кровообращения.
  2. Отдел сердца – конец малого круга кровообращения.
  3. Отдел сердца – начало большого круга кровообращения.
  4. Отдел сердца – конец большого круга кровообращения.
  5. Артерия, по которой течет венозная кровь.
  6. Артерии, по которым течет артериальная кровь.
  7. Сосуд, снабжающий сердечную мышцу кровью.
  8. Самая крупная артерия.
  9. Сосуды, в которых венозная кровь становится артериальной.
  10. Сосуды, в которых артериальная кровь становится венозной.
  11. Сосуды, которые уносят из тканевой жидкости микроорганизмы, попавшие во внутреннюю среду, отмершие части клеток и другие ненужные остатки.
  12. Места очищения лимфы от посторонних примесей.
  13. Замкнутая система.
  14. Незамкнутая система.

Варианты ответов:

  1. Левый желудочек.
  2. Левое предсердие.
  3. Правый желудочек.
  4. Правое предсердие.
  5. Аорта.
  6. Легочная артерия.
  7. Полые вены.
  8. Легочная вена.
  9. Венечная артерия.
  10. Капилляры в легких.
  11. Капилляры в тканях.
  12. Лимфатическая система.
  13. Кровеносная система.
  14. Лимфатические капилляры.
  15. Лимфатические узлы.

2) Моделированание физиологического процесса.

Задание. Определить какой физиологический процесс был смоделирован. Что было обозначено №1, 2, 3, 4, красными и синими фишками?

Условия: сценка готовится заранее. Учащиеся, которые участвуют в сценке, знают только свои номера и выполняемые действия.

Содержание сценки.

В сценке участвуют 4 человека №1, 2, 3, 4 («тело», «сердце», «лёгкие», «кровь»). №1,2,3 стоят по порядку на месте, на расстоянии 2 метра друг от друга.

  1. №4 («кровь») идет от №2 («сердце») к №1 («тело»), которому отдаёт красную фишку(«кислород») и берёт у него синюю фишку(«углекислый газ»).
  2. №4 возвращается к №2.
  3. №4 идет к №3 отдаёт синюю фишку и забирает красную фишку.
  4. №4 возвращается к №2 и всё повторяется сначала.

При необходимости дать подсказку.

III. Изучение новой темы.

1) Вводно-мотивационный блок.

Я прошу вас приложить руку к запястью (место прощупывания пульса) и прочитать эпиграф к нашему уроку, который записан на доске:

«К какой части тела не приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьётся в любом органе, но и указывает путь к каждому из них».

Тема нашего урока «Сердце, тебе не хочется покоя».

(Учащиеся записывают тему урока.)

Изучаемые вопросы:

  1. Эволюция сердца в процессе исторического развития животного мира.
  2. Положение, размеры, строение сердца.
  3. Особенности сердечной мышцы (миокарда). Автоматизм сердца.
  4. Сердечный цикл.
  5. Регуляция деятельности сердца.

Давайте вспомним, как изменялось сердце представителей типа Хордовые в процессе эволюции. (Ответы учащихся дополняются сообщением «Эволюционный путь сердца»)

2) Операционный блок.

Далее на уроке вы будете работать как самостоятельно, так и в парах по путеводителю.

(Работа по путеводителю осуществляется поэтапно: фронтально, обсуждается и корректируется выполнение каждого задания.)

3) Закрепление.

После выполнения заданий по путеводителю предлагается ответить на вопросы для самоконтроля.

IV. Рефлексия. Итог урока.

Обсуждение результатов работы в классе (идет по ходу работы с путеводителем).

Самооценка. Закончите предложение «Сегодня на уроке я …».

V. Домашнее задание.

Изучить параграф 22 , выполнить задание № 91 в рабочей тетради, подготовить сообщение по теме «Методы изучения работы сердца» (индивид.).

Путеводитель для работы в парах (Приложение 1).

Дополнительная информация (Приложение 2).