Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Сформировать знания о строении и работе сердца, о сердечном цикле, раскрыть взаимосвязь строения и функций сердца.
- Продолжить обучение умениям: работать с текстом учебника и дополнительным материалом, рисунками, моделями, наблюдать и раскрывать причинно-следственные связи.
- Воспитывать культуру умственного труда через интерес к знаниям, создать комфортные условия для положительной мотивации учебной деятельности.
Оборудование:
- учебник по биологии для 8 класса (авторы: Д.В. Колесов, Р,Д. Маш, И.Н. Беляев);
- рабочая тетрадь, модели сердца;
- учебные таблицы «Кровеносные системы», «Фазы работы сердца»;
- дидактический материал (тесты, задания, дополнительная информация, проблемные вопросы);
- карточки с номерами 1, 2, 3, 4, фишки красного и синего цвета.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
1) Тест по теме: «Круги кровообращения». Индивидуальна работа по вариантам (вариант 1 – нечетные номера, вариант 2 – четные номера). После выполнения учитель читает правильные ответы и ключи к оцениванию. Учащиеся проводят взаимопроверку.
- Отдел сердца – начало малого круга кровообращения.
- Отдел сердца – конец малого круга кровообращения.
- Отдел сердца – начало большого круга кровообращения.
- Отдел сердца – конец большого круга кровообращения.
- Артерия, по которой течет венозная кровь.
- Артерии, по которым течет артериальная кровь.
- Сосуд, снабжающий сердечную мышцу кровью.
- Самая крупная артерия.
- Сосуды, в которых венозная кровь становится артериальной.
- Сосуды, в которых артериальная кровь становится венозной.
- Сосуды, которые уносят из тканевой жидкости микроорганизмы, попавшие во внутреннюю среду, отмершие части клеток и другие ненужные остатки.
- Места очищения лимфы от посторонних примесей.
- Замкнутая система.
- Незамкнутая система.
Варианты ответов:
- Левый желудочек.
- Левое предсердие.
- Правый желудочек.
- Правое предсердие.
- Аорта.
- Легочная артерия.
- Полые вены.
- Легочная вена.
- Венечная артерия.
- Капилляры в легких.
- Капилляры в тканях.
- Лимфатическая система.
- Кровеносная система.
- Лимфатические капилляры.
- Лимфатические узлы.
2) Моделированание физиологического процесса.
Задание. Определить какой физиологический процесс был смоделирован. Что было обозначено №1, 2, 3, 4, красными и синими фишками?
Условия: сценка готовится заранее. Учащиеся, которые участвуют в сценке, знают только свои номера и выполняемые действия.
Содержание сценки.
В сценке участвуют 4 человека №1, 2, 3, 4 («тело», «сердце», «лёгкие», «кровь»). №1,2,3 стоят по порядку на месте, на расстоянии 2 метра друг от друга.
- №4 («кровь») идет от №2 («сердце») к №1 («тело»), которому отдаёт красную фишку(«кислород») и берёт у него синюю фишку(«углекислый газ»).
- №4 возвращается к №2.
- №4 идет к №3 отдаёт синюю фишку и забирает красную фишку.
- №4 возвращается к №2 и всё повторяется сначала.
При необходимости дать подсказку.
III. Изучение новой темы.
1) Вводно-мотивационный блок.
Я прошу вас приложить руку к запястью (место прощупывания пульса) и прочитать эпиграф к нашему уроку, который записан на доске:
«К какой части тела не приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьётся в любом органе, но и указывает путь к каждому из них».
Тема нашего урока «Сердце, тебе не хочется покоя».
(Учащиеся записывают тему урока.)
Изучаемые вопросы:
- Эволюция сердца в процессе исторического развития животного мира.
- Положение, размеры, строение сердца.
- Особенности сердечной мышцы (миокарда). Автоматизм сердца.
- Сердечный цикл.
- Регуляция деятельности сердца.
Давайте вспомним, как изменялось сердце представителей типа Хордовые в процессе эволюции. (Ответы учащихся дополняются сообщением «Эволюционный путь сердца»)
2) Операционный блок.
Далее на уроке вы будете работать как самостоятельно, так и в парах по путеводителю.
(Работа по путеводителю осуществляется поэтапно: фронтально, обсуждается и корректируется выполнение каждого задания.)
3) Закрепление.
После выполнения заданий по путеводителю предлагается ответить на вопросы для самоконтроля.
IV. Рефлексия. Итог урока.
Обсуждение результатов работы в классе (идет по ходу работы с путеводителем).
Самооценка. Закончите предложение «Сегодня на уроке я …».
V. Домашнее задание.
Изучить параграф 22 , выполнить задание № 91 в рабочей тетради, подготовить сообщение по теме «Методы изучения работы сердца» (индивид.).
Путеводитель для работы в парах (Приложение 1).
Дополнительная информация (Приложение 2).