Информационные технологии в работе учителя-дефектолога

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Новые информационные технологии, появившиеся относительно недавно и бурно развивающиеся на протяжении последних 20 лет, достаточно плотно вошли в нашу жизнь. Трудно представить современного человека без мобильной связи, навыков использования компьютера и интернета. Мы живем в 21 веке – веке скоростной передачи информации. Сейчас ценится скорость передачи и получения новой информации, умение быстрого анализа и переработки полученного материала.

Современному учителю нелегко сохранять свой высокий профессиональный уровень, без овладения современными информационными технологиями. Одним из основных критериев оценки профессионализма педагога при аттестации является владение современными образовательными технологиями, включающими в себя не только использование компьютера, но и различных средств техники и связи.

Учитель-дефектолог также не должен оставаться в стороне от различного рода инноваций в профессии. Целью обучения ребенка с особыми образовательными потребностями является продвижение такого ребенка по пути нормального развития.

Новые средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, позволяют обеспечить необходимую детям с отклонениями в развитии продуктивную деятельность моделирования объектов познавательной деятельности в доступных знаковых формах, экспериментирования с их характеристиками и соотношениями, выявление недоступных непосредственному восприятию связей между явлениями и процессами, закономерностей их изменения. Главное преимущество средств обучения, основанных на применении информационных технологий, – возможность качественной индивидуализации обучения детей в условиях класса или группы[2].

Работа с детьми дошкольного возраста является одним из самых сложных направлений в коррекционном обучении. Как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем вероятней, что ребенок к школьному возрасту сможет приблизиться или достигнуть уровня развития детей без отклонений в психо - физическом развитии.

Так какими же новыми средствами специального обучения, основанными на использовании информационных технологий, может пользоваться учитель-дефектолог в своей работе.

Прежде всего, это компьютер и специализированные программы. Например, в Институте коррекционной педагогики разработан целый арсенал специализированных программ для обучения детей с отклонениями в развитии. Эти программы подходят как для занятий с детьми дошкольного возраста, так и для школьников. Например, программа “Мир за твоим окном”, предназначенная для детей с нарушениями слуха; речи; задержкой психического развития. Программа состоит из пяти разделов: “Четыре времени года”; “Погода”; “Одеваемся по погоде”; “Рассказы о временах года”; “Календарь”. “Мир за твоим окном” помогает детям старшего дошкольного возраста и младшим школьникам научиться анализировать, систематизировать, обобщать представления и впечатления об окружающем мире, описывать их в речи, вступать в диалог, понимать смысл прочитанного, пользоваться календарем. Для специалистов и родителей есть специальное методическое пособие к программе “Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка”. Оно помогает правильно использовать программу в процессе фронтальной и индивидуальной работы, выявлять и преодолевать недостатки в развитии мыслительных операций, коммуникативной, знаковой, читательской деятельности, способности систематизировать и обобщать свой жизненный опыт в сфере сезонных явлений.

Для детей с нарушениями произносительной стороны речи, нуждающихся в дополнительной визуальной информации о звучащей речи существует компьютерная программа “Видимая речь”. Она дает им наглядную опору для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени. Данная программа является отличным помощником для сурдопедагогов и логопедов.

Формирования базовых математических представлений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями может проходить намного интереснее и быстрее, если использовать в обучении программу “Состав числа”.

Еще одним примером индивидуализации процесса обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является специализированная компьютерная программа “В городском дворе”. С помощью нее ребенок имеет возможность моделирования картин жизни городского двора на протяжении календарного года; экспериментирование с признаками погоды, природного мира, занятиями и одеждой детей, выявление их неразрывной связи, характера и границ изменений на протяжении каждого сезона года [2].

Помимо специально созданных программ, учителя – дефектологи могут и самостоятельно создавать необходимые для занятий программы – презентации. Используя программу Power Point, учитель - дефектолог может создать целое занятие или серию занятий по определенной теме. Примером такого занятия может служить данная презентация по теме “Дикие животные в лесу”, созданная для детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом. Конспект к данной презентации Вы можете найти в Приложении 1.

Огромным плюсом данного вида новых информационных технологий является то, что презентации, созданные при помощи Power Point, возможно использовать на фронтальных занятиях при помощи воспроизведения на экране через мультимедийный проектор.

Рисунок 1.

Фронтальное занятие с использованием мультимедийного проектора

А так же можно применять на подгрупповых или индивидуальных занятиях. При этом легко можно что-то убрать или, при необходимости, добавить какой-либо материал.

Рисунок 2.

Индивидуальное занятие с использованием компьютера

Говоря о новых информационных технологиях, нельзя не сказать об использовании интернета в работе учителя - дефектолога. Интернет дает огромные возможности для планирования работы, поиска информации, предоставления педагогического опыта, обмена мнениями, общения с родителями и пр. т.е. действия, которые всячески облегчают работу учителя:

  • поиск методических и дидактических материалов для подготовки к занятиям;
  • общение с родителями, используя e – mail, Skype, ICQ и пр. программы;
  • проведение дистанционных консультаций и занятий, использую;
  • создание блогов, сайтов, освещающих работу учителя-дефектолога;
  • создание различных сообществ, форумов для обмена опытом и мнениями, как между педагогами, так и с родителями.

В заключение хотелось бы сказать, что новые средства специального обучения, основанные на использовании информационных технологий должны дополнять, но не вытеснять традиционные. Они обладают строго определенными функциями в учебном процессе и используются на определенных этапах обучения. Но, тем не менее, современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения. Ведь использование в работе учителя мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет, помогает делать обучение более разнообразным, интересным, увлекательным и индивидуальным.

Список литературы

  1. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 47-55.
  2. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.
  3. Малкина О.А. Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда [Электронный ресурс] / О.А. Малкина; - Электрон. дан.— М.: Открытый урок, 2006. - Режим доступа: http// urok.1sept.ru/articles/417200/
  4. Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР [Электронный ресурс] / С.Я. Харлампиева; — Электрон. дан.— М.: Открытый урок, 2009. — Режим доступа: http// urok.1sept.ru/articles/579956/