Цели урока:
- Воспитывать в детях трепетное, уважительное отношение к матерям, умение видеть и ценить их заботу и самим помогать им.
- Способствовать раскрытию индивидуальности, поддерживать проявления инициативы и творчества.
- Развивать музыкально-эстетический вкус.
Ход мероприятия
1. Просмотр презентации “Главное имя твое”.
2.
Ведущий: Пришел веселый праздник к нам!
Веселый праздник – праздник мам.
Мы приветствуем наших мам, которые пришли на этот праздник. Каждую секунду в мире рождаются 3 человека. С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребенка. У мамы самое доброе сердце, самые ласковые руки, самый нежный взгляд.
Ученик:
Ночью темной мне светло,
В день морозный мне тепло,
Если мама рядом смотрит
Нежным взглядом.
Солнца ярче для меня – мама!
Мир и счастье для меня – мама!
Звучит песня Рождественского “Моя мама”.
Ведущий: Так поется в песне, так было и будет всегда. Мать заботится о своем ребенке, делает все, чтобы он был сыт, здоров, жизнерадостен, счастлив. Мать ведет ребенка в мир прекрасного, она помогает понять красоту мира, леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд. Эти уроки красоты на всю жизнь. Жизнь каждого из нас складывается из маленьких, порой незаметных крупинок маминой нежности и заботы.
Работа с залом.
Ученик: Кто пришел ко мне с утра?
Дети (хором): Мамочка!
Ученик: Кто сказал: “Вставать пора!”?
Дети (хором): Мамочка!
Ученик: Кашу кто успел сварить?
Дети (хором): Мамочка!
Ученик: Чаю мне в стакан налить?
Дети (хором): Мамочка!
Ученик: Кто цветов в саду нарвал?
Дети (хором): Мамочка!
Ученик: Кто меня поцеловал?
Дети (хором): Мамочка!
Ученик: Кто ребячий любит смех?
Дети (хором): Мамочка!
Ученик: Кто на свете лучше всех?
Дети (хором): Мамочка!
Ведущий: Ребенок должен научиться уважать мать с раннего детства. У узбеков есть такой обычай: когда знакомые спрашивают: “Отец-мать живы-здоровы?”, если ответите: “Да” – собеседник скажет: “Оказывается, ты самый богатый на этой земле”. Да, наши родители – наше богатство. Чтобы наше богатство не ушло от нас раньше времени, мы должны заботиться, помогать своим мамам. Всегда ли мы так поступаем?
Инсценирование сказки.
Автор: Было у мамы двое детей: мальчик и девочка – Ваня и Катюша. Мама с утра до вечера на работе трудится, приходит домой усталая, а надо еще по дому много сделать: постирать, убраться, кушать приготовить. Ни сын, ни дочь маме не помогали. Поедят – не уберут за собой. Поиграют – игрушки разбросают, а сами бегут на улицу с ребятами гулять. Мама часто плакала из-за своих детей.
Мама сидит плачет, появляется черный Вихрь, ребята с криками разбегаются. Вихрь подлетает к плачущей маме и забирает ее за собой за кулисы.
Автор: Пришли брат и сестра домой, зовут маму.
Ваня (тревожно): Мама!
Катя (тревожно): Мама, где ты?
Дети садятся рядом друг с другом и начинают плакать.
Автор: Прошел день, а мамы нет. Никто их не приласкает, никто кушать не приготовит. Поняли дети, что нужно идти искать свою маму. Сначала шли они полем, потом темным лесом. Встретили они сороку. Вернули ей птенца, выпавшего из гнезда, спасли его от лисы, которая могла съесть птенца. Встретили лягушку, спасли и ее лягушонка, который прищемил лапу корягой. И наконец повстречались с чайкой.
Чайка (удивленно): Ребята, что вы здесь делаете?
Ваня: Мы маму свою ищем.
Чайка: Скажите, ребята, только честно, вы помогали своей маме?
Ваня и Катя (смущаясь): Нет…
Чайка: Обижали ее?
Ваня и Катя (еще больше смущаясь): Да…
Чайка: Тогда я знаю, где ваша мама.
Ваня и Катя (радостно): Ты знаешь, где наша мама?
Чайка: Ее забрал Черный Вихрь. Он летает по всему свету, ищет и приносит сюда тех мам, которым их дети не помогают, да еще и обижают.
Слова Чайки прерываются полетом валькирий.
Чайка (тревожно и быстро): Ребята, это Вихрь домой возвращается, прячьтесь скорее.
Ребята прячутся, но Вихрь находит их и вытаскивает на середину сцены.
Вихрь (кружась): Что вы здесь делаете?
Катя (боязливо выглядывая из-за Ваниного плеча): Мы… мы… маму свою ищем.
Ваня (чуть смелее, чем Катя): Мы знаем, она у тебя. Ты забрал нашу маму, отдавай ее.
Вихрь (смеясь): Ха-ха-ха! Говоришь: “Отдавай!”? Хорошо, я могу отдать, но только, если вы выполните хотя бы одно из трех моих заданий.
Катя: Ваня, мы ничего не умеем делать.
Ваня (уверенно): Не бойся! (Вихрю) Давай свои задания!
Вихрь (все время кружась): Слушайте первое задание. Скажите, что на свете самое мягкое?
Ваня: Вата.
Вихрь: Нет.
Катя: Пух.
Вихрь: Нет, неправильно. Слушайте второе задание. Скажите, что на свете самое сладкое?
Катя: Ваня, давай спросим у ребят.
Ваня: Не надо, я знаю, это варенье.
Вихрь: Неправильно!
Катя: Я же говорила, надо было спросить у ребят.
Вихрь: Слушайте последнее задание. Знаете ли вы стихи о маме?
Катя: Ваня, я не знаю…
Ваня: Я тоже…
Катя: Давай спросим у ребят.
Ваня: Давай, спроси.
Катя: Ребята, кто из вас знает стихи о маме?
Работа с залом. Дети выходят, читают стихи.
Дорогая, нежная мамуля!
Много в тебе ласки и добра,
Вновь и вновь в тебе я открываю
Звуки теплые, как струны серебра.
Милая, души в тебе не чаю
И скучаю сильно день и ночь.
На свете добрых слов
Живет немало.
Но всех добрее и нежнее одно:
Из двух слогов простое слово “мама”
И нету слов роднее, чем оно.
Как люблю я маму нашу,
Я всесилен рядом с ней!
Злой волшебник мне не страшен,
И не страшен Бармалей.
Я смеюсь, и мама рада,
С мамой вечен наш союз.
С мамой я не только жабу –
Крокодила не боюсь.
Вихрь: Да, эти дети любят своих мам. Я их не трону (грозный гром). А вы останетесь у меня. Ты (показывает на Ваню) будешь дрова рубить и воду носить. А ты (показывает на Катю) будешь стирать белье и мыть посуду.
Катя и Ваня (плача): Но мы же ничего не умеем делать!
Вихрь (грозно): Научитесь!
Автор: Все лето Ваня и Катя работали у Вихря. Многому научились. С утра до вечера они трудились. Спать им приходилось без подушки, положив под голову свою ладонь, которая казалась самой мягкой на свете. А сон после изнурительной работы казался им самым сладким на свете. Теперь бы они по-другому ответили, что на свете самое мягкое и самое сладкое. А вы, ребята, догадались? (Ответы детей) Давно брат и сестра не видели Розовую Чайку. А как много они хотели у нее спросить! И вот однажды встреча состоялась. (Чайка встречается с детьми). От Чайки ребята узнали, что Вихрь хочет жениться на ней, и поведала им свою историю.
Чайка: Я не всегда была розовой чайкой, когда-то я была дочерью доброго волшебника. Сама я не обладала волшебством, но батюшка перед смертью подарил мне жемчужное ожерелье, которое могло исполнять любое мое желанье. Однажды я сидела у открытого окна в своем родном доме. В это время пролетал Вихрь, увидел меня, схватил и понес к себе в лес в страшный замок. Ожерелье было на мне, я захотела превратиться в розовую чайку, чтобы улететь от Вихря – мое желанье исполнилось, но ожерелье тут же упало в болото. А Вихрь все равно догнал меня и в наказанье посадил в клетку. Потом он узнал, как меня расколдовать, чтобы снова превратить в девицу. Оказывается, когда обиженные мамы плачут, их слезы превращаются в бисер. Этим бисером нужно вышить накидку и накинуть ее на меня. Я сразу превращусь в девицу. Вот Вихрь и летает теперь по всему свету, забирает обиженных детьми мам и прячет их в свою темницу. Там они плачут и сами же по приказу Вихря вышивают своими слезинками накидку для меня. Видно, накидка эта уже почти готова, раз Вихрь сказал, что скоро свадьба.
Катя: Надо помешать Вихрю, надо что-то придумать.
Ваня: А что?
Чайка: Нам может помочь только мое ожерелье, вот бы найти его. Я бы тогда и Вихря проучила, и вам помогла. Но кто же сможет найти мое ожерелье?
Голос из-за кулис: Мы.
Из-за кулис выходят Сорока и Лягушка.
Чайка, Ваня, Катя (удивленно): Вы?
Лягушка: Я достану ожерелье из болота.
Сорока: А я принесу его.
Чайка, Ваня, Катя: Спасибо вам!
Чайка: А пока давайте споем песню о маме.
(Песня мамонтенка)
В это время возвращается Сорока с ожерельем.
Сорока: Вот твое ожерелье.
Чайка: Спасибо. Теперь Вихрь нам не страшен.
Вихрь возвращается, все остальные прячутся за сценой.
Вихрь: Где Розовая Чайка?
Чайка, выходя из-за кулис: Я здесь.
Вихрь удивленно оглядывается, перед ним красивая девушка с ожерельем в руках.
Чайка: Вихрь, смотри, что у меня, сейчас я превращу тебя…
Вихрь (убегает со сцены): Нет, нет, нет!
Чайка: Ребята, пойдемте скорей выручать вашу маму.
Чайка с ребятами исчезает за кулисами и вскоре выходят оттуда вместе с мамой.
Ваня и Катя (радостно): Мама!
Мама (удивленно): Ваня, Катюша, что вы здесь делаете?
Катя: Мама, мы тебя искали!
Ваня: Мама, теперь ты можешь идти домой?
Мама: Дорогие мои, я очень рада, что вы меня искали, но сейчас вернется Вихрь и снова заберет меня.
Катя: Нет, мама, теперь он больше никогда тебя не заберет.
Мама: Почему?
Ваня: Потому что он забирает только тех мам, чьи дети им не помогают и обижают.
Катя: А мы тебя больше никогда не будем обижать и будем во всем тебе помогать.
Мама: Дорогие мои, но вы же ничего не умеете!
Ваня, Катя: Нет, мама, мы у Вихря всему научились, потом тебе обо всем расскажем.
Катя: Больше никогда Вихрь тебя не заберет.
Ваня: Потому что ты, мама, больше никогда не будешь плакать.
Катя и Ваня: Прости нас, мама!
Мама: Родные мои, спасибо, как мне приятно это слышать.
Автор: По-прежнему стоит в лесу мрачная башня, в ней по-прежнему живет Черный Вихрь, и, хоть ожерелье ему уже и не нужно, он по-прежнему летает по свету и крадет обиженных своими детьми мам. Они, к сожаленью, еще есть, потому что есть дети, которые не помогают своим мамам и обижают их.
Ведущий: Я надеюсь, что среди вас, ребята, не найдется тех, чьи мамы окажутся у Вихря. Но многие из вас все-таки еще бывают похожими на нашего героя из стихотворения, которое вы сейчас услышите.
Ученик:
Поделюсь я только с вами,
Никому не говорил:
Я вчера подарок маме
Очень ценный подарил.
Ей обещано отныне
Очень важное для нас,
Ведь теперь она от сына
Не услышит: “Я сейчас”.
Мама только лишь попросит:
“В магазин сходи, сынок”.
Тотчас, без “сейчас”, все бросив,
Побегу со всех я ног.
Скажет: “Чтоб помыть посуду,
Ты налей водички в таз”.
Я, конечно же, не буду
Снова повторять: “Сейчас”.
Позовет меня под вечер
Пить мамуля молоко,
Я “сейчас” ей не отвечу,
Хотя это нелегко.
Вот какой подарок мама
Получила от меня.
Правда, я пока не знаю,
Продержусь ли так два дня.
Ведущий: Хорошо бы, чтобы так держались мы всегда, а не 2 дня. Мама, мамочка – сколько тепла таит в себе это магическое слово! А что мы знаем о маминых руках? Многозаботливых, не ведающих ни усталости, ни покоя, то стряпающих, то штопающих. Мы верим и знаем, что руки мамы чудотворны. Вот почему, едва лишь что-то заболит у нас или мы поцарапаем руку, занозим, ушибем, мы сразу бежим к маме. Едва лишь мама прижмет нас к себе, погладит там, где болит, приголубит, и боль уже наполовину меньше, а то и совсем пропала.
Ученик:
По-русски – мама,
По-грузински – нана,
А по-татарски ласково – эни.
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.
Став первым словом
В год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг,
И на устах солдатов в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
Ведущий: На свете не существует человека роднее и ближе матери. Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу, и как счастлива она, когда дети отвечают ей тем же.
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней! Воспоминания эти освежают и возвышают душу Николеньки из повести Л. Толстого “Детство”.
Сценка. (Мама сидит за столиком и что-то вышивает, на сцену выбегает Николенька, садится на стул.)
Николенька: Помню, набегавшись досыта, сидишь бывало за чайным столом на своем высоком креслице, уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места; сидишь и слушаешь. А как не слушать! Мама говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы, так много говорят моему сердцу, отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо. (Встает, забирается с ногами в кресло, прикрывает глаза, словно заснул.)
Мама (походит к креслу): Ты опять заснешь, Николенька, ты бы лучше шел наверх. (Гладит Николеньку по голове)
Николенька: Я не хочу спать, маменька (берет руку мамы, прижимает ее к губам, кладет под щеку). Я хочу побыть здесь с тобой рядом. (Мама присаживается на кресло и гладит Николеньку по голове.)
Мама: Вставай, моя душечка, пора идти спать. Встань, мой ангел. (Мама трогает сына за шею, гладит по щеке. Николенька, улыбаясь, обвивает руками ее шею, прижимает голову к груди. Вскакивает.)
Николенька (восторженно): Ах милая, милая маменька, как я тебя люблю. (Мама обнимает Николеньку обеими руками, целует в лоб, усаживает к себе на колени.)
Мама: Так ты меня очень любишь? Смотри всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей маменьки, ты не забудешь ее?
Николенька: Полно, и не говори этого, голубчик мой, душечка моя, я тебя очень сильно люблю.
Звучит песня “На свете добрых слов немало…”
На свете добрых слов живёт немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово "Мама"
И нету слов роднее, чем оно!В этом слове солнца свет!
Лучше слова в мире нет!
Все
Мама!
Кто роднее, чем она?
У нее в глазах весна!
Все
Мама!
На земле добрее всех!
Дарит сказки, дарит смех!
Все
Мама!
Из-за нас порой грустит.
Пожалеет и простит.
Все
Мама!
Это ласка нежных рук.
Это самый верный друг.
Все
Мама!
Льётся песенка ручьём.
Все
Мы о мамочке поём!
1-й ученик:
Мамы, вы нас учили, куда бы мы в жизни ни шли, –
Мы судьбу свою метили самой высокою меткой.
Если бьемся с врагом – так уж бьемся за счастье Земли!
Если счастье несем – так уж делимся с целой планетой!
2-й ученик:
Мама, ты меня научила не прятать у сердца обид
(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая!),
Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.
Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.
3-й ученик:
Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу.
Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.
Будут годы идти, будут яблоки падать в траву.
Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыни.
4-й ученик:
Будут плыть корабли в белизну марсианских морей,
Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.
А тебя уже нет… Ты уже не откроешь дверей.
Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!
Настоящая Мать – человеку дается однажды.
(С. Островой. “Мать”.)
Ведущий: “Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я” – эту песню знает каждый, и слова песни не обманывают нас: мама будет всегда! Но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые окажутся сильнее самой смерти.
Ученик:
Люблю тебя, мама, –
За что, я не знаю.
Наверно, за то, что живу и мечтаю.
И радуюсь солнцу и светлому дню,
За это тебя я, родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг,
Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг.
Ведущий: На свете не существует человека роднее и ближе вас, наши мамы. Обещаем беречь вас и не причинять боль вам своими словами и поступками, обещаем всегда заботиться о вас, быть чуткими и внимательными. Всегда во всем вам помогать. Быть послушными, воспитанными и хорошо учиться. Мы очень любим вас.
Звучит песня из кинофильма “Мама”:
Припев:
Мама – первое слово,
Главное слово в каждой судьбе!
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе!
Мама! Землю и солнце,
Жизнь подарила мне и тебе!1. Так бывает ночью бессонною –
Мама потихоньку всплакнет:
Как там дочка, как там сынок ее?
Лишь под утро мама уснет.Припев.
2. Так бывает, если случится вдруг
В доме вашем горе, беда.
Мама – самый лучший, надежный друг
Будет с вами рядом всегда.Припев.
3. Так бывает, станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь.
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты,
Как и прежде, милый малыш.
Использованная литература:
- Нефедова, С.С. Семейный праздник "Цветок для мамы" : [сценарий] / С.С. Нефедова // Педсовет. – 2005. – № 9. – С. 10-12.
- Суляева, А.А. "А у матери устало слезы льются..." : сценарий ве¬чера для старшеклассников, посвященного материнской доле на войне / А.А.Суляева // Читаем, учимся, играем. – 2005. – Вып. 9. – С. 46-48.
- Белякова, В.Н. Слово о Матери : [сценарий литературно-музыкаль¬ной композиции к Дню матерей России] / В.Н. Белякова // Последний зво¬нок. – 2006. – № 7. – С. 12-13.
- Пехтелева, Н.К. "О, вера наших матерей..." : [сце¬нарий литературной композиции ко Дню матерей России] / Н.К. Чешуина, М.Н. Пехтелева // Педсовет. – 2006. – № 7. – С. 10-13.