ЗАНЯТИЕ: Правила поведения человека при попадании в условия вынужденного автономного существования.
ЦЕЛИ УРОКА:
учебная:
- Дать понятие об экстремальной ситуации и автономном существовании.
- Научить правильно экипироваться при подготовке в поход.
- Дать обучающимся понятие об ориентировании, научить их способам определения сторон горизонта без компаса.
- Закрепить знания о разновидностях съедобных растений и грибов.
воспитательная:
- Воспитывать в учащихся инициативу, готовность к принятию самостоятельных решений.
- Расширить словарный запас и работать над постановкой монологической речи.
ТИП УРОКА: бинарный (совместно с учителями географии и биологии).
ВРЕМЯ: 45 минут.
К уроку обучающиеся должны прочитать рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – 2 минуты.
Проверка наличия обучающихся в классе, объявление темы, целей и вопросов урока.
II. Основная часть – 38 минут.
Вопросы урока:
- Понятие об экстремальной ситуации и вынужденном автономном существовании в природе.
- Экипировка человека, идущего в поход или в лес.
- Ориентирование на местности без компаса.
- Съедобные растения и грибы.
1-й вопрос (преподаватель ОБЖ):
Экстремальная ситуация – это ситуация, несущая в себе угрозу для жизни и здоровья человека.
Вынужденное автономное существование – это ситуация, при которой один или несколько человек оказываются отрезанными от остального мира.
2-й вопрос:
Экипировка: компас; нож; часы; минимум 2 коробка спичек, завернутых в полиэтиленовые пакеты и уложенные в разные карманы; запас еды; фляжка с водой; котелок или чайник, йод; бинт; противоболевое средство. Одежда должна быть чистой, сухой, многослойной, нижнее белье должно хорошо поглощать пот.
3-й вопрос (учитель географии):
Способы определения сторон горизонта без компаса:
- По таянию снега на больших камнях (быстрее снег тает на южной стороне).
- По муравейнику (в лесу муравейник расположен с южной стороны дерева, на открытой местности южная сторона муравейника более пологая; рисунок на доске).
- По мху на дереве и грибам рядом с деревом (мох и грибы растут с северной стороны).
- По ветвям на деревьях (крона дерева более густая с южной стороны. В густом лесу определить это порой бывает трудно, тогда нужно смотреть на сосну. Она обычно возвышается над остальными деревьями, и по ее кроне можно четко определить направление “север-юг”. (Не подходит данный способ для сосен, растущих на болоте).
- По годичным кольцам на спиленных пнях (с южной стороны расстояние между кольцами шире, чем с северной. (Крайне редко возможен такой способ).
- По солнцу и часам (в 6 утра солнце на востоке, в 12 – на юге, в 18 – на западе).
- По коре на березе (с южной стороны она более белая, соответственно с северной – более темная, часто в трещинах. (Очень надежный способ для определения сторон горизонта в густом лесу).
- По Полярной звезде.
Преподаватель ОБЖ:
Если человек заблудился, то нужно попытаться выйти на берег реки, к ручью, на какую-то лесную вырубку или поляну, в крайнем случае – к болоту.
Каким бывает лес. В густом лесу чаще встречаются хвойные деревья. Лиственные, напротив, встречаются в одиночных экземплярах. Лиственный лес встречается в основном по берегам ручьев, рек, озер, по краям еланей (лесных полян), а также на вырубках.
4-й вопрос (учитель биологии):
Съедобные растения и грибы: крапива (сначала заварить в кипятке), березовый луб от молодого дерева, березовый сок, малина, черника, голубика, морошка, клюква, плоды шиповника, брусника, смородина, черемуха, рябина, сыроежка.
Грибы, которые перед употреблением нужно сварить: подосиновик, подберезовик, белый гриб, маслята, лисички.
Съедобные грибы, которые нужно готовить особым способом, поэтому в условиях автономного существования их лучше не трогать: груздь, волнушка, опенок, рыжик.
Косвенные признаки съедобных растений:
- Кора растения обглодана животными.
- Птичий помет на ветках.
- Плоды растения поклеваны птицами.
- Множество косточек у основания куста.
- Плоды растения обнаружены в гнездах.
Никогда не трогать руками незнакомые растения или тем более плоды, так как они могут оказаться ядовитыми!
По ходу урока – обсуждение рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”.
Вопросы для обсуждения:
- Зачем Васютка ушел в лес?
- Как Васютка заблудился?
- Какие советы и приметы помогают Васютке?
- Как удается герою преодолеть страх?
- Каким способом Васютка приготовил себе пищу и как он заночевал?
- Какие знания о природе рек и озер помогли Васютке выйти к Енисею?
- Что помогло Васютке спастись в лесу?
III. Заключительная часть – 5 минут.
Краткий опрос на закрепление пройденного материала по вопросам урока. Подведение итогов урока. Домашнее задание.