Цели занятия:
- активизировать словарный запас;
- формировать слоговую структуру слов;
- упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;
- формировать навыки словообразования в разных видах деятельности;
- развивать речеслуховое внимание, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;
- развивать ручную и общую моторику, координацию движений, подражательность.
- развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность, воображение, логическое мышление, умение решать кроссворды.
Оборудование: cтолы, карандаши: красный, синий, зелёный, плоскостной домик гнома, нарисованный дом для гномов, магнитная доска, дидактические и речевые игры: “Разложи по домикам”, “Раздели слова на слоги”, “Скажи наоборот”, “Чей? Чья? Чьё?”, карточки для чтения, картинки.
Ход занятия
Организационный момент:
1. Пальчиковая гимнастика “Домик”.
На поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
(Возле магнитной доски стоит плоскостной домик, на доске картинки с изображением игрушек: гармошка, носорог, ослик, машина).
2. Игра “Отгадай слово”.
Логопед:
Что за домик расписной,
И чудесный он какой,
Кто же в доме том живёт?
В сказку нас к себе зовёт.
Посмотрите на картинки, на них изображены его любимые игрушки: назовите первые звуки и составьте из них слово (картинки: гусь, ножницы, ослик, матрёшка). Дети выполняют задание: читают слово – гном.
Логопед: правильно, гном. (Дети рассаживаются за столы)
Логопед: гном рассказал, что у него есть друзья, они все разные по характеру (по очереди развешиваются картинки с изображением гномов)
На картинки посмотрите
И характер назовите,
Всё наоборот скажите.
3. Упражнение “Скажи наоборот” – подбор антонимов.
Логопед: | Дети: |
Умный | Глупый |
Смелый | Трусливый |
Добрый | Злой |
Весёлый | Грустный |
4. Упражнение “Угадай имя гнома” – игра с мячом.
Логопед: ребята, угадайте имена гномов, в соответствии с их характером.
Логопед: | Дети: |
Умный | Умник |
Глупый | Глупышка |
Смелый | Смельчак |
Трусливый | Трусишка |
Добрый | Добряк |
Злой | Злюка |
Весёлый | Весельчак |
Грустный | Грустняшка |
Логопед: что за шум и хлопанье крыльев? (показывает игрушку – совы)
Прилетела к нам Сова – вот такая голова.
Принесла нам новости –
Гномы просят помощи.
Злая ведьма заколдовала их домик, они не могут в него попасть.
(Логопед вывешивает картинку с изображением ведьмы),
– Давайте гномиков спасём, чудесный домик им вернём.
А для этого надо выполнить задания
5. Задание от гнома-Добряка “Раздели слова на слоги”.
(На столах лежат картинки с изображением разных предметов)
– На картинку посмотрите, слова с одним (2-3-4) слогами вы найдите и назовите.
– Молодцы, с заданием справились (гнома-Добряка приклеиваем в окошко домика).
6. Упр. “Собери слова в предложение”.
– Это кто разбросал слова? да это же наш гном-Злюка. Давайте поможем ему собрать слова в предложения и назвать предлог в предложении.
Стоит, дом, дорога, за. | Стоит дом за дорогой | (за). |
Нора, лиса, в, живёт. | Лиса живёт в норе | (в). |
Дятел, ветка, на, сидел. | Заяц дрожит под кустом | (под) |
Ель, у, растёт, дом. | Ель растёт у дома. | (у) |
– Молодцы, с заданием справились (Гнома-Злюку приклеиваем в окошко домика).
7. А гном-Весельчак предлагает нам сделать зарядку.
Динамическая игра. “Зарядка”
Вместе делаем зарядку,
Все движенья по порядку.
Раз-два! Наклонись
На носочки поднимись,
Приседай и вставай
Головою покачай.
Руку правую свою
Вверх скорее подними
Ну, а левую рукою
На себя ты помаши.
На пояс руки ставь скорей
И топай, топай веселей.
Приседали и вставали,
И немножечко устали
Воздух свежий мы вдохнём
По тропинке в лес пойдём!
– Прекрасно справились с заданием (Гнома-Весельчака приклеиваем в окошко домика).
8. Упр. “Угадай, кто спрятался”.
Логопед вывешивает на магнитную доску картинку с изображение животных (части тела).
Нашего топота звери испугались,
По кустам все разбежались.
Гном-Трусишка: Ох! Ах!
Кто же спрятался в кустах?
Дети на картинку посмотрите,
Части тела назовите.
Животное | морда | хвост | лапы |
Лиса | лисья | лисий | лисьи |
Волк | волчья | волчий | волчьи |
Заяц | заячья | заячий | заячьи |
Белка | беличья | беличий | беличьи |
Медведь | медвежья | медвежий | медвежьи |
– Молодцы, вот и гному-Трусишке помогли (гнома-Трусишку приклеиваем в окошко домика).
9. Упр. “Слово прочитай и звуки отмечай”.
(У детей на столах лежат карточки, на них напечатаны разные слова, карандаши: красный, синий, зелёный).
Говорит гном-Умник:
Я читаю очень быстро,
И в лесу гордятся мной,
Ни один ребёнок в группе
Ни угонится за мной.
– Давайте, ребята докажем, что это не так. Прочтите пожалуйста слова и отметьте звуки в словах. Слова: лиса, волк, заяц и т.д.на количество детей.
Гном-Умник удивлён, не только он умён (гнома-Умника приклеиваем в окошко домика).
10. Игра “Расколдуй слово”.
Логопед: давайте подарим гному-Грустняшке слово, которое ему понравится, но сначала его надо расколдовать и поставить все буквы по порядку.
(На магнитной доске зашифровано слово). Дети расставляют буквы по порядку и читают слово.
Л У Б К Ы А | УЛЫБКА |
2 1 4 5 3 6 |
– Спасибо говорит вам гном-Грустняшка. (Гнома-Грустняшку приклеиваем в окошко домика).
11. Упражнение: “Разложи по домикам”.
Цель: образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -ик-, -онк-, -енк– (картинки с изображением посуды)
Логопед: А, наш гном-Глупышка прихватил с собой корзинку с продуктами, но он так спешил, что всё перепутал, помогите ему всё разложить по своим домикам.
Дай название посуде, в которой хранятся продукты.
Сахар в сахарницу.
Хлеб в хлебницу.
Конфеты в конфетницу.
Соль в солонке.
Масло в маслёнке и т.д.
Логопед: гном-Глупышка очень рад и благодарен, что вы ребята спасли его друзей и вернули им домик. А завершим занятие весёлой игрой про наших гномов.
12. Игра “Где мы бывали, каких гномиков встречали” –
эмоции.Логопед: ребята, мы сегодня познакомились с гномиками, они разные по характеру, давайте посмотрим на портреты гномиков и изобразим настроение каждого из них: радость, грусть, страх, обиду и т.д. (Дети рассматривают картинки – изображают эмоции).
13. Итог занятия.
Логопед: вы очень умны и находчивы и гномы приготовили для вас маленький подарок-угощенье (сундучок с угощением).
Вот и пришла пора прощаться,
Промчались быстро полчаса
Со сказкой грустно расставаться,
Но в детский сад идти пора.