Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы города Новосибирска в 2010-2011 учебном году. Выборку испытуемых составила параллель 4-х классов в количестве 40 человек, имеющая разнонациональный состав. Возраст учеников 10-11 лет. А также учителя, имеющие классное руководство.
Цель исследования: изучить и проанализировать уровень развития этнической толерантности у младших школьников 10-11 лет, а также выявить взгляд учителей на сформированность этнической толерантности учащихся.
Объект исследования: этническая толерантность.
Предмет исследования: исследование этнической толерантности учащихся четвертых классов (детей 10-11лет).
Метод исследования:
- Анкетирование учащихся с целью выявления представления школьников об этнической толерантности (Приложение 1), (Приложение 2).
- Анкетирование учителей с целью выявления их представления об уровне этнической толерантности учеников (Приложение 3).
- Анализ полученных результатов.
Результаты анкетирования учеников
Таблица 1 – Анкета №1
Вопросы и утверждения | 4-е классы | ||
Да | Нет | ||
1) Наша страна не должна помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы | 50% | 50% | |
2) Было бы правильнее содержать приезжих из остальных стран в специально отведённых районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми | 78% | 22% | |
3) Внешний вид представителей небелой расы является не приемлемым | 63% | 37% | |
4) Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре | 70% | 30% | |
5) Есть нации, народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились | 65% | 35% | |
6) Люди другой расы или национальности могут и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочёл их не брать | 63% | 37% | |
7) Есть ли в вашем классе дети других национальностей? | 53% | 47% | |
8)Если ты увидишь нападение
на сверстника другой национальности, поможешь ли
ты? Почему ты это сделаешь?
|
93% | 7% | |
Вывод: не все ученики знают есть ли в их классе дети другой национальности; и в целом, по полученным ответам можно сделать вывод о недостаточном уровне развития межнациональной толерантности (например, 78% считают, что было бы правильно содержать приезжих из других стран в специально отведенных районах, обучать в специальных школах; 65% детей считают, что есть нации, народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились). Тем не менее, большинство ребят заступилось бы при нападении на сверстника другой национальности.
Таблица 2 – Анкета № 2
Вопросы | 4-ые классы | |
Да | Нет | |
1) Есть ли у вас друг/подруга другой национальности? | 37% | 63% |
2) Хотелось бы иметь друга другой национальности? | 32% | 68% |
3)Возникали ли в вашем классе конфликтные ситуации на национальной почве? Если Да, то как часто такое бывает? Редко-17 % Часто– 9% Какого характера, если возникают? Оскорбления и драки– 26% | 26% | 74% |
4)Проводятся ли у вас в классе мероприятия по знакомству с другими культурами? | 71% | 29% |
5)Хотелось ли вам больше узнавать о других национальностях (их культуре, традициях)? | 74% | 26% |
Вывод: 26% детей отмечают наличие конфликтов на национальной почве в классе, которые происходят в различных проявлениях (драки, оскорбления), у 37% детей есть друг или подруга другой национальности, а 68% детей не хотелось бы дружить с человеком другой национальности, 29% детей считают, что мероприятия по знакомству с другими культурами не проводятся, большинству детей – 74% – хотелось бы узнавать о других культурах и их традициях и только 26% детей не хотелось бы.
Результаты анкетирования учителей
Таблица 3 – Анкета №3
Вопросы | Учителя | |
Да | Нет | |
1)Есть ли в вашем классе дети разных национальностей? | 80% | 20% |
2)Возникали ли конфликты в вашем классе на национальной почве? | 20% | 80% |
3)Какого рода были конфликты на национальной почве? Оскорбления– 10% Драки– 10% | ||
4)Как часто возникают конфликты на национальной почве? Редко– 15% Ежедневно– 5% | ||
5)Проводятся ли мероприятия по воспитанию этнической толерантности? | 65% | 35% |
6)Хотели бы вы, чтобы с детьми проводились мероприятия по воспитанию этнической толерантности? | 75% | 25% |
7) Кто по вашему мнению, должен проводить их? Классный руководитель– 55% Психолог– 30% Учителя-предметники– 20% Социальный педагог– 10% Представители национальных центров– 10% Дети– 10% Завуч по воспитательной работе-5% | ||
8)Хотели бы Вы проводить их? Да– 40% Нет– 50% Иногда– 5% Не знаю– 5% |
Вывод: у 80 % учителей есть в классе дети другой национальности, большинство учителей – 80% – отмечают отсутствие конфликтов на национальной почве, а 20% отметили наличие подобных конфликтов (10% из них отметили выражение подобных конфликтов в виде оскорблений, а другая половина – 10% – в виде драк ), которые возникают редко у 15%, и ежедневно у 5% ; 65% учителей проводят мероприятия по воспитанию этической толерантности (отмечали классные часы, поездки в центры национальных культур), а 35% не проводят и не хотят, чтобы они проводились 25%, так как не видят в этом необходимости; 75% учителей хотели бы, чтобы с детьми проводились мероприятия по воспитанию этнической толерантности и делать это должны Классный руководитель – 55%, Психолог – 30%, Учителя-предметники – 20%, Социальный педагог– 10%, Представители национальных центров – 10%, Дети – 10%, Завуч по воспитательной работе – 5%, сами же проводить их согласны 45% .
Анализ полученных данных
Полученные результаты данного исследования показали следующее:
- Не все ученики 4 классов знают есть ли в их классе дети другой национальности; и в целом, по полученным ответам можно сделать вывод о недостаточном уровне развития межнациональной толерантности (например, 78% считают, что было бы правильно содержать приезжих из других стран в специально отведенных районах, обучать в специальных школах; 65% считают, что есть нации, народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились), но, тем не менее, большинство ребят заступилось бы при нападении на сверстника другой национальности.
- 26% детей отмечают наличие конфликтов на национальной почве в классе, которые происходят в различных проявлениях (драки, оскорбления), у 37% детей есть друг или подруга другой национальности, а 68% детей не хотелось бы дружить с человеком другой национальности, 29% детей считают, что мероприятия по знакомству с другими культурами не проводятся, большинству детей– 74% – хотелось бы узнавать о других культурах и их традициях и только 26% детей не хотелось бы.
- У 80 % учителей в школе в их классе есть дети другой национальности, большинство учителей – 80% – отмечают отсутствие конфликтов на национальной почве, а 20% отметили наличие подобных конфликтов (10% из них отметили выражение подобных конфликтов в виде оскорблений, а другая половина – 10% – в виде драк ), которые возникают редко у 15%, и ежедневно у 5% ; 65% учителей проводят мероприятия по воспитанию этической толерантности (отмечали классные часы, поездки в центры национальных культур), а 35% не проводят и не хотят, чтобы они проводились 25%, так как не видят в этом необходимости; 75% учителей хотели бы, чтобы с детьми проводились мероприятия по воспитанию этнической толерантности и делать это должны Классный руководитель– 55% , Психолог– 30% , Учителя-предметники– 20%, Социальный педагог– 10%, Представители национальных центров– 10%, Дети– 10%, Завуч по воспитательной работе-5%, сами же проводить их согласны 45% .
Также был проведен дополнительный анализ данных полученных при исследовании параллели четвероклассников и их классных руководителей. Ответы классных руководителей 4 классов, принимавших участие в исследовании, расходились с полученными данными их учеников:
- На вопрос “Есть ли в вашем классе дети разных национальностей?” классные руководители ответили “Да”, а среди детей 10% ответили “Нет”.
- На вопрос “Возникали ли конфликты в вашем классе на национальной почве?” классные руководители ответили “Нет”, а 26% детей ответили “Да” (и отметили, что это оскорбления, драки).
- На вопрос “Проводятся ли мероприятия по воспитанию этнической толерантности?” классные руководители ответили “Да”, а 29% детей ответили “Нет”.
Таким образом, учитывая данные расхождения в полученных результатах, можно утверждать, что учителя видят не полную картину межнациональных взаимоотношений их учеников. Что и подтверждает наше утверждение о необходимости воспитания этнической толерантности у младших школьников.
Выводы
Полученные результаты говорят о недостаточном уровне развития этнической толерантности у учеников четвертых классов. Учитывая расхождения в полученных результатах у учеников 4 классов и их классных руководителей, можно утверждать, что учителя видят не полную картину межнациональных взаимоотношений их учеников. Что указывает на необходимость воспитания этнической толерантности у младших школьников, так как переходя в старшее звено те проблемы, которые возникают на национальной почве усугубятся. А также недостаточный уровень развития этнической толерантности показывает необходимость ее воспитания с первого класса.
В системе школьного образования педагогика
толерантности должна учить умению анализировать
местные ситуации, обстановку в собственной школе
и классе, в семье, а также способствовать
критическому анализу. Также в рамках воспитания
толерантности должно быть знакомство с
традициями и культурами других народов, к тому же
74% опрошенных детей хотелось бы больше узнавать о
других национальностях.
Необходимы методы систематического и
рационального обучения, которые бы
способствовали улучшению взаимопонимания,
укреплению терпимости в отношениях.
Очевидно, что эти проблемы невозможно решить
разовыми акциями и мероприятиями. Необходимо
использование методов и техник, которые позволят
каждому ребенку соответственно его возрастным
особенностям и возможностям, не только узнать и
понять, но и почувствовать и пережить.
Для решения проблемы необходимо обеспечить его
методами и техниками, которые позволят
формировать чувства и навыки поведения,
основанные на соединении знаний и чувственного
опыта проживания конкретных ситуаций,
разработать программу целенаправленного
развития этнической толерантности.
Современный школьник должен правильно воспринимать и принимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, независимо от его этнической принадлежности, а также найти свое место в жизни общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.