Урок окружающего мира. Тема: "Экологическое равновесие"
Скачать презентацию (1.76 МБ)
Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек
Цель урока: сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.
Задачи:
- совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
- развивать познавательную активность и речь учащихся.
- воспитывать у учащихся любовь к природе.
Оборудование: экран, мультимедиа, презентация, тест, карточки, толковые словари, учебник.
Подготовительная работа: подбор картин, стихов, примеров; создание слайдов, теста
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята и взрослые! Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь. (Слайд 1)
2. Проверка знаний
– Но сначала отправимся туда, где солнце, воздух, в море тёплая
вода.
– О какой природной зоне говорится в этих строчках? (О
Черноморском побережье Кавказа.) (Слайд 2)
– Мы знаем, что основная часть субтропической зоны находится южнее
нашей страны. Как же субтропики оказались в России? (Благодаря
географическому положению зоны, благодаря морю и горам сложились
такие природные условия)
– Подробнее проверить ваши знания нам помогут тесты (индивидуально
карточки)
Тест «Черноморское побережье Кавказа»
1. Черноморское побережье Кавказа расположено ...
а) в арктической зоне страны;
б) в лесной зоне страны;
в) в субтропической зоне страны
2. Субтропики России – это ...
а) небольшая зона на побережье Черного моря
б) обширная зона на востоке страны;
в) обширная зона в центре страны
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья (подчеркни):
сосна, бук, ель, магнолии, липа, каштан; ольха, кипарис.
4. На Черноморском побережье обитают:
а) пчелы, комары, мошки;
б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;
в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.
5. В Черном море у побережья обитают:
а) киты, морские черепахи, тюлени;
б) крокодилы, анаконды, котики;
в) медузы, крабы, морские коньки..
6. Подчеркни. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: кипарисы, липы, клёны, пальмы, ели, полынь, магнолии;
7. Черное море относится к морям __________________________ океана.
8. Самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей – это _______________________.
9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?
а) бук; б) каштан; в) тис
10. Соедини стрелочками. Занесены в Красную книгу:
Растения Животные
Дельфин, тис ягодный, жужелица кавказская, иглица, самшит
Карточка № 1
В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
Ива – белая куропатка – кречет ________________________________
Дуб – сойка – сова ___________________________________________
Растения – тушканчик – змея __________________________________
Сайка – тюлень – белый медведь _______________________________
Растения – косуля – барс ______________________________________
Растения – суслик – орёл-беркут __________________________
Карточка № 2
Исправь ошибки в тексте:
Черноморское побережье Кавказа – это тундра России. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, граб, самшит, каштан. Большое количество фруктовых деревьев: ели, яблони, персики. В лесах на побережье обитают белые медведи. Растянувшись на камнях, поджидает свою добычу медуза. Самое умное морское животное – богомол – плещется в прибрежных водах.
3. Работа над новой темой
Серьёзные проблемы будем мы решать:
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам нужен ответ:
Экологическое равновесие – это важно или нет? (Слайд 3)
– Давайте сначала вспомним, что же такое экология? (Это
наука о связях между живыми существами и окружающей их средой,
между человеком и природой.)
Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом,
водой, землёй, с другими растениями и животными, с человеком, как
человек зависит от природы и как влияет на неё своими
действиями.
– Что обозначает слово « равновесие»? («Равное по
весу».)
– Найдите толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова.
(Равновесие – устойчивое соотношение между
чем-нибудь.)
– Рассмотрим это на примерах. (Слайд 4) По берегам одной реки рос
лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.
Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья
тоже давали реке воду.)
– Как деревья давали реке воду ?
(Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут
ручейки.)
– То есть происходил обмен: река питала
растения, а растения – реку. И всё было бы хорошо, но пришли люди …
Послушайте, о какой экологической проблеме идёт речь в отрывке из
поэмы Н. Некрасова «Саша».
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
(Речь идёт о вырубке леса)
– Что произойдёт с рекой? (Не получая питания, она
обмелеет.)
– Т.е. нарушается связь или экологическое равновесие.
4. Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
– Такую же взаимосвязь можно проследить и в пищевых связях
между растениями и животными, между животными и животными. (Слайд
5) Назовите «цепи питания».
– Давайте рассмотрим экологическую пирамиду. (Слайд 6)
– Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке –
множество желудей. Сова – это кто? (Хищник.)
– Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.
А растениеядных животных – меньше, чем растений, которыми они
питаются.
– Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой
цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить
сову, разведется много мышей.)
– А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят
всех мышей, а желуди все прорастут, превратится в деревья, и им
будет мало места для роста.)
5. Работа с учебником
– Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения
экологического равновесия. Прочитайте в учебнике на стр.
98 о нарушении природного равновесия в Австралии.
– Что произошло в Австралии? (Когда туда завезли кроликов, они
быстро размножились и стали опустошать поля и пастбища. Это
произошло потому, что там нет хищников, и никто на них не охотится.
Когда их стало очень много, им стало не хватать пищи, и они стали
есть все, что было на полях и пастбищах.)
– Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В
Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и
травоядными животными.)
6. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
7. Закрепление
В современную эпоху влияние человека на окружающую среду все
более усиливается. Наряду с прежними формами воздействия –
вырубка лесов, осушение болот и т.д., появились новые – загрязнение
атмосферы, воды, почвы. Большой вред окружающей среде наносят
лесные пожары и экологические катастрофы, в результате которых
страдают растения и животные – нарушается природное равновесие.
Недалеко от нас расположено озеро Байкал. Что вы знаете об
этом озере?
Давайте посмотрим фотографии, и вспомним как замечательно вам
отдыхалось.
Озеро Байкал (Слайды 7-13)
Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1637 м!
В нём содержится 1/5 часть сей пресной воды планеты. Если бы вдруг
случилось так, что все люди мира остались без питьевой воды, то в
озере Байкал воды хватило бы ля всего человечества на 7 тысяч лет!
В озере обитают разнообразные растения и животные.
Почти 2/3 из них встречаются только здесь и нигде больше! (Слайд
14)
К сожалению, на берегу великого озера был построен
целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро
сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило, чтобы
испортить немалую часть чистейшей байкальской воды. Как это
отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке? (От
загрязнения гибнут живущие в озере рачки, которые способны
профильтровывать, очищать воду. Рыбы в Байкале стали медленнее
расти, уменьшилась их плодовитость. Погибают не встречающиеся
больше нигде в мире живые организмы...)
– Какие меры необходимо принять для сохранения озера Байкал?
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок
– Так какой ответ вы дадите на наш вопрос об экологическом
равновесии – это очень важно или нет? (Слайд 15)
(Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это
очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить
сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.)
– Экологическое равновесие – это очень важно или нет?
– Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера «Про
всех на свете» (слайд 16):
Все – все на свете – на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны , чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
9. Домашнее задание
– О других примерах экологического равновесия вы прочитаете нас.96-98. (Слайд) 17
Используемая литература:
1. Энциклопедия «Живой мир» – М.: «Росмэн», 2001.
2. Бояркин В.М. «География Иркутской области», Иркутск
«Восточно-Сибирское издательство», 2000.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю «Толковый словарь русского
языка», М.:ООО ИТИ Технологии», 2003.
4. Петров В.В. «Лес и его жизнь»,
М.:»Просвещение»,1986.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир, Учебник для 4
класса, М.: «Просвещение», 2008.
6. Фотоальбом «Байкал», М.: «Мысль», 1971.
7. Диск «Восьмое чудо света».