Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек
Цель урока: сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.
Задачи:
- совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
- развивать познавательную активность и речь учащихся.
- воспитывать у учащихся любовь к природе.
Оборудование: экран, мультимедиа, презентация, тест, карточки, толковые словари, учебник.
Подготовительная работа: подбор картин, стихов, примеров; создание слайдов, теста
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята и взрослые! Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь. (Слайд 1)
2. Проверка знаний
– Но сначала отправимся туда, где солнце,
воздух, в море тёплая вода.
– О какой природной зоне говорится в этих
строчках? (О Черноморском побережье Кавказа.)
(Слайд 2)
– Мы знаем, что основная часть субтропической
зоны находится южнее нашей страны. Как же
субтропики оказались в России? (Благодаря
географическому положению зоны, благодаря морю и
горам сложились такие природные условия)
– Подробнее проверить ваши знания нам помогут
тесты (индивидуально карточки)
Тест «Черноморское побережье Кавказа»
1. Черноморское побережье Кавказа расположено ...
а) в арктической зоне страны;
б) в лесной зоне страны;
в) в субтропической зоне страны
2. Субтропики России – это ...
а) небольшая зона на побережье Черного моря
б) обширная зона на востоке страны;
в) обширная зона в центре страны
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья (подчеркни):
сосна, бук, ель, магнолии, липа, каштан; ольха, кипарис.
4. На Черноморском побережье обитают:
а) пчелы, комары, мошки;
б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;
в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.
5. В Черном море у побережья обитают:
а) киты, морские черепахи, тюлени;
б) крокодилы, анаконды, котики;
в) медузы, крабы, морские коньки..
6. Подчеркни. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: кипарисы, липы, клёны, пальмы, ели, полынь, магнолии;
7. Черное море относится к морям __________________________ океана.
8. Самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей – это _______________________.
9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?
а) бук; б) каштан; в) тис
10. Соедини стрелочками. Занесены в Красную книгу:
Растения Животные
Дельфин, тис ягодный, жужелица кавказская, иглица, самшит
Карточка № 1
В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
Ива – белая куропатка – кречет ________________________________
Дуб – сойка – сова ___________________________________________
Растения – тушканчик – змея __________________________________
Сайка – тюлень – белый медведь _______________________________
Растения – косуля – барс ______________________________________
Растения – суслик – орёл-беркут __________________________
Карточка № 2
Исправь ошибки в тексте:
Черноморское побережье Кавказа – это тундра России. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, граб, самшит, каштан. Большое количество фруктовых деревьев: ели, яблони, персики. В лесах на побережье обитают белые медведи. Растянувшись на камнях, поджидает свою добычу медуза. Самое умное морское животное – богомол – плещется в прибрежных водах.
3. Работа над новой темой
Серьёзные проблемы будем мы решать:
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам нужен ответ:
Экологическое равновесие – это важно или нет? (Слайд 3)
– Давайте сначала вспомним, что же такое
экология? (Это наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой, между
человеком и природой.)
Экология изучает, как растения и животные
связаны с воздухом, водой, землёй, с другими
растениями и животными, с человеком, как человек
зависит от природы и как влияет на неё своими
действиями.
– Что обозначает слово « равновесие»? («Равное
по весу».)
– Найдите толкование этого слова в словаре С. И.
Ожегова. (Равновесие – устойчивое соотношение
между чем-нибудь.)
– Рассмотрим это на примерах. (Слайд 4) По берегам
одной реки рос лес. Река была полноводной,
деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это
было так? (Река отдавала влагу деревьям, а
деревья тоже давали реке воду.)
– Как деревья давали реке воду ? (Лес
притягивает к себе дождевые облака. В тени
деревьев растут ручейки.)
– То есть происходил обмен: река питала
растения, а растения – реку. И всё было бы хорошо,
но пришли люди … Послушайте, о какой
экологической проблеме идёт речь в отрывке из
поэмы Н. Некрасова «Саша».
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
(Речь идёт о вырубке леса)
– Что произойдёт с рекой? (Не получая питания,
она обмелеет.)
– Т.е. нарушается связь или экологическое
равновесие.
4. Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
– Такую же взаимосвязь можно проследить и в
пищевых связях между растениями и животными,
между животными и животными. (Слайд 5) Назовите
«цепи питания».
– Давайте рассмотрим экологическую пирамиду.
(Слайд 6)
– Чтобы прокормить себя, сове нужно множество
мышей. Одной мышке – множество желудей. Сова –
это кто? (Хищник.)
– Значит, хищников должно быть меньше, чем
растениеядных животных. А растениеядных
животных – меньше, чем растений, которыми они
питаются.
– Что может произойти, если нарушить хотя бы одно
звено этой цепочки? (Нарушится экологическое
равновесие. Если уничтожить сову, разведется
много мышей.)
– А что произойдет, если сов будет очень много? (Они
съедят всех мышей, а желуди все прорастут,
превратится в деревья, и им будет мало места для
роста.)
5. Работа с учебником
– Сейчас людям известно много примеров
опасного нарушения экологического равновесия.
Прочитайте в учебнике на стр. 98 о нарушении
природного равновесия в Австралии.
– Что произошло в Австралии? (Когда туда
завезли кроликов, они быстро размножились и
стали опустошать поля и пастбища. Это произошло
потому, что там нет хищников, и никто на них не
охотится. Когда их стало очень много, им стало не
хватать пищи, и они стали есть все, что было на
полях и пастбищах.)
– Что сказали бы о произошедшем в Австралии
ученые-экологи? (В Австралии было нарушено
экологическое равновесие между хищниками и
травоядными животными.)
6. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
7. Закрепление
В современную эпоху влияние человека на
окружающую среду все более усиливается. Наряду с
прежними формами воздействия – вырубка
лесов, осушение болот и т.д., появились новые –
загрязнение атмосферы, воды, почвы. Большой
вред окружающей среде наносят лесные пожары и
экологические катастрофы, в результате которых
страдают растения и животные – нарушается
природное равновесие.
Недалеко от нас расположено озеро Байкал. Что
вы знаете об этом озере?
Давайте посмотрим фотографии, и вспомним как
замечательно вам отдыхалось.
Озеро Байкал (Слайды 7-13)
Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая
глубина его 1637 м! В нём содержится 1/5 часть сей
пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось
так, что все люди мира остались без питьевой воды,
то в озере Байкал воды хватило бы ля всего
человечества на 7 тысяч лет! В озере обитают
разнообразные растения и животные.
Почти 2/3 из них встречаются только здесь и нигде
больше! (Слайд 14)
К сожалению, на берегу великого озера был
построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время
его существования в озеро сброшено громадное
количество сточных вод. Их хватило, чтобы
испортить немалую часть чистейшей байкальской
воды. Как это отразится на рыбном богатстве
водоёма? А на человеке? (От загрязнения гибнут
живущие в озере рачки, которые способны
профильтровывать, очищать воду. Рыбы в Байкале
стали медленнее расти, уменьшилась их
плодовитость. Погибают не встречающиеся больше
нигде в мире живые организмы...)
– Какие меры необходимо принять для сохранения
озера Байкал?
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок
– Так какой ответ вы дадите на наш вопрос об
экологическом равновесии – это очень важно или
нет? (Слайд 15) (Экологическое равновесие в
окружающем нас мире – это очень важно, потому что
в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами
по себе ни растения, ни животные, ни человек.)
– Экологическое равновесие – это очень важно
или нет?
– Закончить наш урок мне хочется стихотворением
Б. Заходера «Про всех на свете» (слайд 16):
Все – все на свете – на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны , чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
9. Домашнее задание
– О других примерах экологического равновесия вы прочитаете нас.96-98. (Слайд) 17
Используемая литература:
1. Энциклопедия «Живой мир» – М.: «Росмэн», 2001.
2. Бояркин В.М. «География Иркутской
области», Иркутск «Восточно-Сибирское
издательство», 2000.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю «Толковый словарь
русского языка», М.:ООО ИТИ Технологии», 2003.
4. Петров В.В. «Лес и его жизнь»,
М.:»Просвещение»,1986.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир,
Учебник для 4 класса, М.: «Просвещение», 2008.
6. Фотоальбом «Байкал», М.: «Мысль», 1971.
7. Диск «Восьмое чудо света».