Урок окружающего мира. Тема: "Экологическое равновесие"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек

Цель урока: сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.

Задачи:

  • совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и     делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
  • развивать познавательную активность и речь учащихся.
  • воспитывать у учащихся любовь к природе.

Оборудование:  экран, мультимедиа, презентация, тест, карточки, толковые словари,  учебник.

Подготовительная работа: подбор картин, стихов, примеров;  создание слайдов, теста

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята и взрослые! Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь. (Слайд 1)

2. Проверка знаний

– Но сначала отправимся туда, где солнце, воздух, в море тёплая вода.
– О какой природной зоне говорится в этих строчках? (О Черноморском побережье Кавказа.) (Слайд 2)
– Мы знаем, что основная часть субтропической зоны находится южнее нашей страны. Как же субтропики оказались в России? (Благодаря географическому положению зоны, благодаря морю и горам сложились такие природные условия)
– Подробнее проверить ваши знания нам помогут тесты (индивидуально карточки)

Тест «Черноморское побережье Кавказа»

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ...

а)     в арктической зоне страны;
б)     в лесной зоне страны;
в)     в субтропической зоне страны

2. Субтропики России – это ...

а)     небольшая зона на побережье Черного моря
б)     обширная зона на востоке страны;
в)     обширная зона в центре страны

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья (подчеркни):

сосна,  бук,    ель,   магнолии,    липа,      каштан;     ольха,       кипарис.

4. На Черноморском побережье обитают:

а)     пчелы, комары, мошки;
б)     цикады, богомолы, олеандровые бражники;
в)     шмели, кобылки, жуки-чернотелки.

5. В Черном море у побережья обитают:

а)      киты, морские черепахи, тюлени;
б)     крокодилы, анаконды, котики;
в)     медузы, крабы, морские коньки..

6. Подчеркни. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: кипарисы, липы,  клёны, пальмы, ели, полынь,  магнолии;

7. Черное море относится к морям  __________________________ океана.

8. Самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей – это _______________________.

9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?

а) бук;                   б) каштан;                           в) тис

10. Соедини стрелочками.   Занесены  в Красную книгу:

Растения                                      Животные

Дельфин, тис ягодный, жужелица кавказская, иглица, самшит

Карточка № 1

В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

Ива – белая куропатка – кречет     ________________________________
Дуб – сойка – сова      ___________________________________________
Растения – тушканчик – змея      __________________________________
Сайка – тюлень – белый медведь      _______________________________
Растения – косуля – барс      ______________________________________
Растения – суслик – орёл-беркут        __________________________

Карточка № 2

Исправь ошибки в тексте:

Черноморское побережье Кавказа – это тундра России. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, граб, самшит, каштан. Большое количество фруктовых деревьев: ели, яблони, персики. В лесах на побережье обитают белые медведи. Растянувшись на камнях, поджидает свою добычу медуза. Самое умное морское животное – богомол – плещется в прибрежных водах.

3. Работа над новой темой

Серьёзные проблемы будем мы решать:
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам нужен ответ:
Экологическое равновесие – это важно или нет? (Слайд 3)

– Давайте сначала вспомним, что же такое экология? (Это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.)
Экология изучает, как  растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями.
– Что обозначает слово « равновесие»? («Равное по весу».)
– Найдите толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова. (Равновесие – устойчивое соотношение между чем-нибудь.)
– Рассмотрим это на примерах. (Слайд 4) По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.)
– Как деревья давали реке воду ? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.)
– То есть происходил обмен: река питала растения, а растения – реку. И всё было бы хорошо, но пришли люди … Послушайте, о какой экологической проблеме идёт речь в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Саша».

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.

(Речь идёт о вырубке леса)

– Что произойдёт с рекой? (Не получая питания, она обмелеет.)
– Т.е. нарушается связь или экологическое равновесие.

4. Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

– Такую же взаимосвязь можно проследить  и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. (Слайд 5) Назовите «цепи питания».
– Давайте рассмотрим экологическую пирамиду. (Слайд 6)
– Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке – множество желудей. Сова – это кто? (Хищник.)
– Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных. А растениеядных животных – меньше, чем растений, которыми они питаются.
– Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей.)
– А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратится в деревья, и им будет мало места для роста.)

5. Работа с учебником

– Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Прочитайте  в учебнике на стр. 98  о нарушении природного равновесия в Австралии.
– Что произошло в Австралии? (Когда туда завезли кроликов, они быстро размножились и стали опустошать поля и пастбища. Это произошло потому, что там нет хищников, и никто на них не охотится. Когда их стало очень много, им стало не хватать пищи, и они стали есть все, что было на полях и пастбищах.)
– Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)

6. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

7. Закрепление

В современную эпоху влияние человека на окружающую среду все более усиливается. Наряду с прежними формами воздействия  – вырубка лесов, осушение болот и т.д., появились новые – загрязнение атмосферы, воды, почвы.  Большой вред окружающей среде наносят лесные пожары и экологические катастрофы, в результате которых страдают растения и животные – нарушается природное равновесие.
Недалеко от нас  расположено озеро Байкал. Что вы знаете об этом озере?
Давайте посмотрим фотографии, и вспомним как замечательно вам отдыхалось.

Озеро Байкал (Слайды 7-13)

Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1637 м! В нём содержится 1/5 часть сей пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось так, что все люди мира остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы ля всего человечества на 7 тысяч лет! В озере обитают разнообразные растения и животные.
Почти 2/3 из них встречаются только здесь и нигде больше! (Слайд 14)
К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило, чтобы испортить немалую часть чистейшей байкальской воды. Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке? (От загрязнения гибнут живущие в озере рачки, которые способны профильтровывать, очищать воду. Рыбы в Байкале стали медленнее расти, уменьшилась их плодовитость. Погибают не встречающиеся больше нигде в мире живые организмы...)
– Какие меры необходимо принять для сохранения озера Байкал?

8. Подведение итогов урока. Выставление оценок

– Так какой ответ вы дадите на наш вопрос об экологическом равновесии – это очень важно или нет? (Слайд 15)  (Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.)
– Экологическое равновесие – это очень важно или нет?
– Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера «Про всех на свете» (слайд 16):

Все – все на свете – на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны , чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

9. Домашнее задание

– О других примерах экологического равновесия вы прочитаете нас.96-98.  (Слайд) 17

Используемая литература:

1. Энциклопедия «Живой мир» – М.: «Росмэн», 2001.
2. Бояркин В.М. «География Иркутской области», Иркутск «Восточно-Сибирское издательство», 2000.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю «Толковый словарь русского языка», М.:ООО ИТИ Технологии», 2003.
4. Петров В.В. «Лес и его жизнь»,  М.:»Просвещение»,1986.
5. Плешаков А.А.  Окружающий мир, Учебник  для 4 класса, М.: «Просвещение», 2008.
6. Фотоальбом «Байкал», М.: «Мысль», 1971.
7. Диск «Восьмое чудо света».