Урок русского языка "Слова-предметы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: закрепить умение ставить вопросы к словам-предметам.

Оборудование:

  • проектор, экран, таблички со словами;
  • осенние листья из цветной бумаги;
  • шаблоны для чистописания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая, руки всем нужны, друзья.

- Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

- О какой поре говорится в отрывке стихотворения А.С. Пушкина? (О золотой осени.)

- И к нам на урок тоже пришла золотая осень. Она принесла нам осенние листья.

Если все задания вы выполните правильно, то к концу урока мы создадим замечательную осеннюю картину.

2. Чистописание.

Дети обводят шаблон листочков и выполняют штриховку (наклонные линии, элементы букв).

3. Словарная работа.

- Что изображено на слайде? (Картина.)

- Словарным словом, над которым мы будем работать сегодня и будет слово картина.

- Что такое «картина»? (Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги; то, что можно видеть, представлять в конкретных образах.)

- Как появилось слово картина?

Об этом можно узнать из этимологического словаря.

Итальянское слово карта, означающее «бумага», стало источником слова картина. Первоначально картиной называлась «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».

- Давайте подберем однокоренные слова к слову картина. (Картинка, картиночка, картинный.)

- Какой корень во всех словах? (-картин-.)

- Составьте предложение со словом картина. (Ответы детей.)

- Спишите предложение правильно и красиво. Подчеркните «опасные места» в предложении.

  • В музее люди любуются картинами известных художников.

4. Закрепление пройденного материала.

- На прошлом уроке вы учились задавать вопросы к словам-предметам.

- На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?)

- Сегодня на уроке мы будем закреплять умение ставить вопросы КТО? ЧТО? к словам-предметам.

Упражнение в постановке вопросов КТО? ЧТО? к словам.

- Из слов, написанных на доске, надо выписать слова, отвечающие на опрос ЧТО? в один столбик, а отвечающие на вопрос КТО? в другой столбик.

  • Волк, лук, сильный, капуста, яркий, морковь, топает, сорока, ёжик.
Что? Кто?
лук ёжик
капуста сорока
морковь волк

- А теперь выпишите из них только те слова, которые состоят:
1 вариант – из 2 слогов;
2 вариант – из 3 слогов.

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

5. Физкультурная минутка для глаз «Крошка Енот».

- А сейчас представите себя волшебниками и попробуете одни слова превратить в другие.

- Прочитайте слова.

  • Кол, капля, дверь, мак, дом.

- Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? (Кот, цапля, зверь, рак, сом.)

- Проверим, как вы справились с заданием.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде у пруда,
Словно бабочек легкая стая
С замиреньем летит на звезду.

- Ребята, у нас в классе листопад. Разлетелись листочки со словами из текста. Ваша задача: собрать все листочки и восстановить текст. (Текст написан на доске, слова – на осенних листочках. Дети по очереди у доски восстанавливают текст.)

  • Красоту лесу придает ... . У нее ажурная ... . Осенью созревают красные ... . Любят рябину ... .

Слова для справок: рябина, листва, плоды, снегири.

- Давайте проверим, правильно ли вы восстановили текст.

- Вы правильно выполнили задание, и красногрудый снегирь принес вам букет из рябиновых веточек.

6. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- С каким словарем познакомились?

- Для чего нужен этимологический словарь?

- Какие слова отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?