Цель урока: закрепить умение ставить вопросы к словам-предметам.
Оборудование:
- проектор, экран, таблички со словами;
- осенние листья из цветной бумаги;
- шаблоны для чистописания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая, руки всем нужны, друзья.
- Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
- О какой поре говорится в отрывке стихотворения А.С. Пушкина? (О золотой осени.)
- И к нам на урок тоже пришла золотая осень. Она принесла нам осенние листья.
Если все задания вы выполните правильно, то к концу урока мы создадим замечательную осеннюю картину.
2. Чистописание.
Дети обводят шаблон листочков и выполняют штриховку (наклонные линии, элементы букв).
3. Словарная работа.
- Что изображено на слайде? (Картина.)
- Словарным словом, над которым мы будем работать сегодня и будет слово картина.
- Что такое «картина»? (Произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги; то, что можно видеть, представлять в конкретных образах.)
- Как появилось слово картина?
Об этом можно узнать из этимологического словаря.
Итальянское слово карта, означающее «бумага», стало источником слова картина. Первоначально картиной называлась «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».
- Давайте подберем однокоренные слова к слову картина. (Картинка, картиночка, картинный.)
- Какой корень во всех словах? (-картин-.)
- Составьте предложение со словом картина. (Ответы детей.)
- Спишите предложение правильно и красиво. Подчеркните «опасные места» в предложении.
- В музее люди любуются картинами известных художников.
4. Закрепление пройденного материала.
- На прошлом уроке вы учились задавать вопросы к словам-предметам.
- На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?)
- Сегодня на уроке мы будем закреплять умение ставить вопросы КТО? ЧТО? к словам-предметам.
Упражнение в постановке вопросов КТО? ЧТО? к словам.
- Из слов, написанных на доске, надо выписать слова, отвечающие на опрос ЧТО? в один столбик, а отвечающие на вопрос КТО? в другой столбик.
- Волк, лук, сильный, капуста, яркий, морковь, топает, сорока, ёжик.
Что? | Кто? |
лук | ёжик |
капуста | сорока |
морковь | волк |
- А теперь выпишите из них только те слова, которые
состоят:
1 вариант – из 2 слогов;
2 вариант – из 3 слогов.
- Давайте проверим, как вы выполнили это задание.
5. Физкультурная минутка для глаз «Крошка Енот».
- А сейчас представите себя волшебниками и попробуете одни слова превратить в другие.
- Прочитайте слова.
- Кол, капля, дверь, мак, дом.
- Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? (Кот, цапля, зверь, рак, сом.)
- Проверим, как вы справились с заданием.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде у пруда,
Словно бабочек легкая стая
С замиреньем летит на звезду.
- Ребята, у нас в классе листопад. Разлетелись листочки со словами из текста. Ваша задача: собрать все листочки и восстановить текст. (Текст написан на доске, слова – на осенних листочках. Дети по очереди у доски восстанавливают текст.)
- Красоту лесу придает ... . У нее ажурная ... . Осенью созревают красные ... . Любят рябину ... .
Слова для справок: рябина, листва, плоды, снегири.
- Давайте проверим, правильно ли вы восстановили текст.
- Вы правильно выполнили задание, и красногрудый снегирь принес вам букет из рябиновых веточек.
6. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- С каким словарем познакомились?
- Для чего нужен этимологический словарь?
- Какие слова отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?