Развитие коммуникативных качеств на уроках химии в малых группах. Обобщении темы "Строение углеводородов. Виды изометрии"

Разделы: Химия


Цель:

  • обобщить и закрепить тему «Строение углеводородов, изомерия»
  • научить школьников эффективно работать в группе

Задачи:

  • в процессе групповой работы обобщить полученные знания об углеводородах, составить обобщающую таблицу, заполнить её
  • развить коммуникативные навыки: способность отстаивать собственную точку зрения, принимать альтернативные суждения;
  • способствовать применению полученных знаний на практике, решая тестовые задания.

Для проведения данного урока можно воспользоваться методом обучение в малых группах сотрудничества.

В ходе урока учащимся предлагается обобщить сведения об углеводородах, занести данные о строении и изомерии углеводородов в таблицу, которой ученики смогут воспользоваться в дальнейшем курсе химии.

Так как материал обобщения является объёмным, то целесообразно разбить класс на несколько малых групп, каждая из которых подготовит свой блок для данной таблицы. Таблицу для заполнения необходимо начертить на доске. После обсуждения своего блока в группе один-два представителя каждой группы заполнят свой раздел таблицы на доске.

Когда вся таблица на доске будет заполнена, необходимо проверить правильность внесенных в неё данных и дать время учащимся заполнить свою таблицу.

Для экономии времени на уроке целесообразно основу таблицы для каждого ученика заготовить заранее.

Ход урока

Первая стадия.

  • Приветствие.
  • Объявление темы урока, целей, задач.
  • Вопросы для повторения, и одновременное построение обобщающей таблицы:
  1. Какие классы углеводородов вы знаете? Занесем их в таблицу.
  2. Назовите основных представителей алканов.
  3. Какие позиции, характеризующие строение углеводородов, вы знаете? Занесем эти положения в таблицу.
  4. Какие виды изомерии встречаются у углеводородов? Запишем их в таблицу.

У нас получилась большая таблица, успеть заполнить которую на уроке сложно. Поэтому сегодня мы будем работать в малых группах, каждая группа будет отвечать за свой раздел таблицы. На обсуждение группе даётся 10–12 минут. Затем, 1–2– представителя от группы записывают информацию на доске, совместно мы её проверяем, исправляем, корректируем и каждый вносит эти данные в специально подготовленные листы, т.о. к концу урока у каждого будет своя таблица со сведениями о строении углеводородов. (Раздать учащимся заранее заготовленные таблицы) (Приложение 1)

В конце урока закрепим материал тестовыми заданиями.

1. Учитель делит класс на шесть групп (по числу классов углеводородов, изучаемых в школе). Одним из приёмов деления на группы может являться следующий способ. Учитель предлагает детям шесть картинок (фотографии, иллюстрации, открытки). Количество частей, на которые разрезана каждая картинка, соответствует числу детей в классе. Каждый получает фрагмент картинки. Учащиеся собирают по фрагментам целое изображение и таким образом образуются шесть групп. Можно также разделиться на шесть групп в алфавитном порядке по фамилиям или по именам.

2. В результате жеребьёвки каждой группе предлагается рассмотреть свой класс углеводородов и заполнить таблицу.

Вторая стадия

В течение 10–12 минут учащиеся обсуждают и записывают в черновике необходимые сведения для таблицы. Выносят на доску результаты обсуждения. После заполнения всей таблицы проверяют совместно с учителем.

Для закрепления материала предлагается небольшое тестовое задание на карточках. (Приложение 2)

Третья стадия

В качестве итоговой рефлексии для самооценки и взаимооценки работы на уроке учащимся предлагается оценить урок согласно критериям, помещённым в конце игровых заданий.

Примерный вариант анкеты для оценки урока:

1) Оценка урока:

  • урок полезный (узнал много нового);
  • интересный (много думал, обсуждал, слушал);
  • живой (все участвовали в обсуждении);
  • скучный (почему?);
  • трудный (что вызвало наибольшие трудности?).

2) Оценка работы группы:

  • наша группа справилась с работой отлично;
  • хорошо;
  • посредственно.

3) Для того чтобы работать лучше, нам необходимо:

  • улучшить (что?);
  • продолжить работу вместе (как и почему?);
  • прекратить работу вместе (почему?).

4) Оценка своей работы в группе:

  • я принимал участие в обсуждении, задавал вопросы и отвечал на них;
  • я просто слушал обсуждение;
  • мне кажется, что к моему мнению прислушивались;
  • мою работу я оцениваю, как……….

5) В следующий раз:

  • выберу другую роль;
  • повторю эту же роль;
  • буду работать лучше;
  • другое.

6) Работая в группе, я научился:

  • отстаивать собственное мнение;
  • учитывать мнение других;
  • работать сообща, для достижения общего результата;
  • отвечать за результат собственных действий.

Литература

  1. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования. Монография. – М.: МИОО, 2010. – с.
  2. http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-2.html
  3. Материал из Википедии – свободной энциклопедии.