Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать темы: “Деление дроби на натуральное число”, “Основное свойство дроби”, “Сравнение дробей с равными числителями или равными знаменателями”.
Цели:
Образовательная: выработка у учащихся
умения анализировать, сопоставлять, делать
выводы; научиться сравнивать дроби с разными
числителями и знаменателями;
Ход урока
I. Актуализация знаний
После фронтальной проверки домашнего задания школьникам предлагается математический диктант.
Задания математического диктанта
Сравните:
1) 5000045 и 567985; 4) и ; 2) и 5) и , 3) и 6) и ,
Проводится взаимопроверка результатов выполнения математического диктанта. Затем ученики по очереди читают полученные неравенства и объявляют своё решение.
Учитель объявляет критерии отметок. Если правильно выполнены 5–6 заданий, то выставляется отметка “5”, если 4 задания, то отметка “4”, если 3 задания, то отметка “3”. Другие отметки не выставляются. (Ответы к математическому диктанту с обратной стороны доски.)
II. Изучение нового материала
Изучение нового материала начинается с фронтальной устной работы. На доске записаны цепочки равенств с пропущенными числами и пары дробей с пропущенными знаками неравенств между ними.
1. Вставьте числа так, чтобы получились равными дроби:
Ответьте на вопросы:
а) В чем особенность данных дробей в задании 2 по
сравнению с изученными случаями? [Дроби с разными
числителями и знаменателями]
б) Как вы предлагаете сравнивать дроби с разными
числителями и знаменателями?
в) Могут ли нам помочь результаты задания 1?
г) Какой общий знаменатель выбрать для первых
двух дробей?
д) На что умножим числитель первой и второй дроби?
е) К какому способу сравнения дробей мы пришли? [К
сравнению дробей с равными знаменателями]
ж) Можем ли мы дроби привести к дробям с равными
числителями? Как это сделать?
з) При сравнении второй пары дробей приведите их
к общему числителю и к общему знаменателю. Какой
способ для сравнения этих дробей рациональнее?
и) Как вы будете сравнивать третью пару дробей?
к) Как будете рассуждать при сравнении четвёртой
пары дробей? Нужно ли их приводить к равным
знаменателям или числителям?
л) Сделайте вывод о том, как же сравнивать дроби с
разными числителями и знаменателями. [Сначала
привести дроби к общему знаменателю или
числителю и применить соответствующее правило
сравнения]
III. Закрепление
Закрепление полученного правила происходит в результате выполнения упражнений № 519;520;521(а);522.
Комментарии к заданиям.
Дроби в № 519 можно приводить и к общему знаменателю, и к общему числителю. Полезно предложить учащимся выполнить оба эти преобразования. При этом исходные дроби можно не записывать, а сразу писать в тетрадь неравенства, которые получатся после приведения дробей.
№ 520 сначала обсуждается с классом фронтально в форме диалога:
а) Найдите общий знаменатель для первой тройки дробей:
[30]
б) Как вы отыскали его? [2*3*5]
в) Найдите общий знаменатель для второй тройки дробей:
[Скорее всего сначала учащиеся назовут 3*7*9=189]
г) А нет ли меньшего числа, которое бы являлось общим знаменателем? [63]
д) Найдите общий знаменатель для третьей и четвёртой троек дробей:
Нужно ли для этого перемножать их знаменатели? [24;72]
е) Сделайте вывод, как лучше подбирать наименьший общий знаменатель?
[Подбор наименьшего общего знаменателя нужно проводить среди чисел, которые делятся на наибольший из знаменателей]
После обсуждения ученики приводят данные дроби к наименьшему общему знаменателю и записывают двойное неравенство с исходными дробями, например:
При проверке ученики должны правильно прочитать полученные неравенства.
IV. Итог урока
После решения упражнений учащимся предлагаются контрольные вопросы и задания на стр.171 учебника.
V. Домашнее задание
п.17(стр.166) № 521(б),534(1)*
Урок математики в 5 классе (учебник Г.К.
Муравин)
по теме “Деление на дробь”
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать темы: “Умножение на дробь”, “Деление на дробь”
Цели:
Образовательная: формирование навыков
вычислений с дробями; выработка у учащихся
умения систематизировать и ориентироваться в
полученных знаниях, свободно владеть ими;
Ход урока
I. Устная работа
1. Какие знаки арифметических действий надо поставить между дробями , чтобы получить записанный результат?
2. Найдите ошибку и охарактеризуйте её:
В ходе устной работы учащиеся повторяют правила умножения и деления дробей и смешанных чисел. Поиск решений в первом задании и ошибок во втором активизирует учащихся, работа организуется по принципу “Кто знает?”, а не “Скажи ты”, то есть отвечает на вопрос один из первых нашедших ответ. Остальные с помощью сигнальных карточек могут показывать своё согласие или несогласие с ответом. У учащихся появляется стремление быстрее других найти ошибку, вспомнить правило, появляется необходимость внимательно слушать и критически оценивать ответы одноклассников.
II. Решение заданий из учебника.
После устной работы письменно выполняются задания № 607(3;4), 606(1;2), 617(1).
Для тех, кто решает быстрее, № 229 из тетради с печатной основой.
III. Итог урока
Итоги урока подводятся в ходе фронтального устного решения задач:
- На книжной полке стоят 32 книги, 3/8 из них – словари. Сколько словарей на полке?
- Сколько минут в 2/3 часа?
- Спортсмен за 10с пробежал 2/5 всей дистанции. За какое время он пробежит всю дистанцию, если будет бежать с той же скоростью?
IV. Домашнее задание
№ 615; 617(2).