Занятие с детьми подготовительной группы "Пустыня – там, где пусто?" (образовательная область "Познание")

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • дать детям представление о приспособлении растений к выживанию в условиях пустыни;
  • учить детей приемам моделирования;
  • закрепить знания детей об условиях роста и развития растений, о его строении и функциях каждой части растения;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
  • закреплять навыки работы по алгоритму решения проблемной ситуации.
  • воспитывать осознанное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание книг, картинок о пустынях, просмотр кинофильма «Планета Земля» часть 3 «Пустыни», совместная деятельность с детьми по изготовлению из бросового материала макета «Пустыня», рассматривание пустынь на глобусе, чтение их названий.

Материал: символы условий роста и развития растений; символы природных условий пустыни; символы функций частей растения; прозрачная емкость с песком; емкость с водой; 2 емкости разного диаметра с водой; рисунок «контуры листьев разных деревьев»; схема «Испарение воды с листьев разной формы, с хвои, с колючек кактуса»; алгоритм решения проблемной ситуации, кактусы – комнатные растения, макеты; «Детская энциклопедия»; глобус; бумага; карандаш.

Словарная работа:

  • активизация: зной, жажда, кактусы.
  • обогащение: приспособились, барханы.

Ход занятия

1. Вводная часть

В группу вносится макет природной зоны «Пустыня».

– Макет какой природной зоны мы с вами сделали своими руками? (Пустыни.) Что мы с вами постарались показать в этом макете? (Кругом лежит песок, даже горы из песка – барханы.)

– Есть ли пустыни на нашей планете Земля? (Да.) Интересно, какого цвета пустыня на глобусе? (Желтого.) Почему? (Дети показывают на глобусе пустыни, читают их названия.)

– Я думаю, что пустыню так называют, потому что там пусто. Вы согласны с моим мнением? (Нет.) Кто населяет пустыню? (Растения, насекомые, животные, птицы.)

– Вот и попробуем мы с вами сегодня заселить пустыню, начнем с растений. Интересно, а какие растения могут расти в пустыне? (Дети высказывают различные мнения.)

2. Основная часть

– Попробуем вместе разобраться. Подумайте и назовите, какие условия необходимы растениям для роста и развития (выставляются символы: земля, вода, воздух, солнце.)

– А какие условия в пустыне? (Выставляются символы: воды очень мало, воздух горячий, солнце обжигающее, вместо земли – песок.) Словарная работа: зной, барханы, жажда.

– Сравните необходимые условия для роста растений и те, которые существуют в пустыне. Как вы думаете, могут ли в таких условиях выжить растения? (Нет.) Но мы с вами знаем, что в пустыне растут некоторые растения. Какие, например? Как же это возможно?

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Постановка проблемы Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий.

В пустыне нет условий для роста и развития растений, но растения там растут. Почему так? Что помогает этим растениям выжить в условиях пустыни? Вы знаете ответ на этот интересный вопрос? (Нет.)

Воспитатель обращается к алгоритму решения проблемной ситуации: вопрос – вспомним – подумаем – проверим– сделаем вывод – знаем ответ на трудный вопрос.

– Ответ на какой трудный вопрос мы хотим найти?

Проблемный вопрос.

– Что помогает растениям выжить в условиях пустыни? Какие должны быть растения, чтобы выжить в пустыне?

Дети осознают создавшееся противоречие: в пустыне нет условий для роста растений, но растения там растут.

Дети испытывают интеллектуальное затруднение.

Дети работают с алгоритмом решения проблемной ситуации, называя этапы.

Дети «осознают» цель поиска.

Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке.

II. Актуализация знаний Вспомним, какие части есть у всех растений?

– Какую функцию или работу выполняет каждая часть?

Ответы детей:

– Корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды.

Дети работают в парах: каждая пара выбирает часть растения (корень, стебель, лист, цветок) и находит к ней символы тех функций, которые она выполняет.

III. Выдвижение гипотез, предположений – Попробуем порассуждать: если растения в пустыне растут, значит их части выполняют необходимые функции. Если части растений выполняют свои функции в необычных условиях, значит они к этим условиям …

Приспособились, это значит, стали не такими как у других растений и даже возможно изменились.

Из этого следует, что мы можем предположить, что части растения, которое растет в пустыне, как-то изменились. Интересно как?

Значит, нам нужно найти те изменения, которые произошли с каждой частью растения.

Дети прослеживают мыслительный процесс.

Дети участвуют в размышлении: части растений привыкли, приспособились в условиях пустыни выполнять свои функции.

Дети принимают программу поиска, участвуют в обсуждении, размышляют, рассуждают:

Корень, стебель, листья и цветы растений пустыни изменились.

Дети «принимают» программу поиска.

IV. Проверка решения Для проверки наших предположений предлагаю смоделировать то растение, которое выживет в пустыне. Начнем с корня. Как вы думаете, каким должен быть корень у растений пустыни длинным или коротким? Пока не знаем.

– Как вы думаете, изменился ли стебель у растений пустыни? Что вас натолкнуло на эту мысль?

Воспитатель демонстрирует две емкости с водой равные по высоте, но разные по диаметру. В какой емкости больше воды? Докажите.

Какие функции выполняют листья? Перед вами на схеме различные по форме листья. Попробуйте догадаться, какая форма листьев поможет растению выжить в пустыне?

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть полученную модель.

Дети по алгоритму проводят поисковую деятельность «Дождь в пустыне», высказывают мысли, обосновывают их: вода очень быстро проходит сквозь песок. Мы знаем, что солнце высушит поверхность песка и влага останется только в глубине. Значит, чтобы ее добыть корень должен быть длинным.

Дети зарисовывают корень растения на модели.

Дети высказывают различные точки зрения:

по стеблю вода поднимается к листьям и цветам и эту функцию может выполнить стебель и в пустыне; воды в пустыне очень мало, поэтому стебель должен не только доставлять воду к листьям и цветам, но и хранить ее, поэтому он должен измениться.

Дети высказывают предположения и с помощью измерения объема воды делают вывод о том, что чем шире емкость, тем больше воды в нее вмещается. Значит, у растений пустыни должен быть очень толстый стебель.

Дети зарисовывают стебель на модели.

Дети высказывают предположения: растению пустыни нужны самые узкие листья, листья-иголки, чтобы с них как можно меньше испарялось воды.

Дети зарисовывают листья на модель.

Дети определяют, что полученное по модели растение– кактус.

V. Введение в систему знаний Воспитатель предлагает детям сделать вывод.

Знаем ли мы теперь ответ на вопрос: Что помогает растениям выжить в пустыне?

Дети формулируют вывод:

наши предположения о том, что для выживания растениям пустыни необходимо приспособиться, изменить свои части, оказалось верным.

Дети присваивают новые знания: такие растения как кактус могут выжить в пустыни, потому что у кактуса длинный корень, чтобы доставать сохранившуюся воду. Толстый стебель кактуса помогает ему накапливать большое количество воды. Листья растения тонкие, как иголки, чтобы испарять мало влаги.

Дети участвуют в размещении в уголке Открытий результатов поиска.

3. Заключительная часть

Пришло время поместить на наш макет растения. Дети размещают кактусы, сделанные из бросового материала на макет.