Программное содержание:
- дать детям представление о приспособлении растений к выживанию в условиях пустыни;
- учить детей приемам моделирования;
- закрепить знания детей об условиях роста и развития растений, о его строении и функциях каждой части растения;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
- закреплять навыки работы по алгоритму решения проблемной ситуации.
- воспитывать осознанное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание книг, картинок о пустынях, просмотр кинофильма «Планета Земля» часть 3 «Пустыни», совместная деятельность с детьми по изготовлению из бросового материала макета «Пустыня», рассматривание пустынь на глобусе, чтение их названий.
Материал: символы условий роста и развития растений; символы природных условий пустыни; символы функций частей растения; прозрачная емкость с песком; емкость с водой; 2 емкости разного диаметра с водой; рисунок «контуры листьев разных деревьев»; схема «Испарение воды с листьев разной формы, с хвои, с колючек кактуса»; алгоритм решения проблемной ситуации, кактусы – комнатные растения, макеты; «Детская энциклопедия»; глобус; бумага; карандаш.
Словарная работа:
- активизация: зной, жажда, кактусы.
- обогащение: приспособились, барханы.
Ход занятия
1. Вводная часть
В группу вносится макет природной зоны «Пустыня».
– Макет какой природной зоны мы с вами сделали своими руками? (Пустыни.) Что мы с вами постарались показать в этом макете? (Кругом лежит песок, даже горы из песка – барханы.)
– Есть ли пустыни на нашей планете Земля? (Да.) Интересно, какого цвета пустыня на глобусе? (Желтого.) Почему? (Дети показывают на глобусе пустыни, читают их названия.)
– Я думаю, что пустыню так называют, потому что там пусто. Вы согласны с моим мнением? (Нет.) Кто населяет пустыню? (Растения, насекомые, животные, птицы.)
– Вот и попробуем мы с вами сегодня заселить пустыню, начнем с растений. Интересно, а какие растения могут расти в пустыне? (Дети высказывают различные мнения.)
2. Основная часть
– Попробуем вместе разобраться. Подумайте и назовите, какие условия необходимы растениям для роста и развития (выставляются символы: земля, вода, воздух, солнце.)
– А какие условия в пустыне? (Выставляются символы: воды очень мало, воздух горячий, солнце обжигающее, вместо земли – песок.) Словарная работа: зной, барханы, жажда.
– Сравните необходимые условия для роста растений и те, которые существуют в пустыне. Как вы думаете, могут ли в таких условиях выжить растения? (Нет.) Но мы с вами знаем, что в пустыне растут некоторые растения. Какие, например? Как же это возможно?
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Постановка проблемы | Воспитатель фиксирует внимание детей на
обнаружении противоречий. В пустыне нет условий для роста и развития растений, но растения там растут. Почему так? Что помогает этим растениям выжить в условиях пустыни? Вы знаете ответ на этот интересный вопрос? (Нет.) Воспитатель обращается к алгоритму решения проблемной ситуации: вопрос – вспомним – подумаем – проверим– сделаем вывод – знаем ответ на трудный вопрос. – Ответ на какой трудный вопрос мы хотим найти? Проблемный вопрос. – Что помогает растениям выжить в условиях пустыни? Какие должны быть растения, чтобы выжить в пустыне? |
Дети осознают создавшееся противоречие: в
пустыне нет условий для роста растений, но растения там растут. Дети испытывают интеллектуальное затруднение. Дети работают с алгоритмом решения проблемной ситуации, называя этапы. Дети «осознают» цель поиска. Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке. |
II. Актуализация знаний | Вспомним, какие части есть у всех растений?
– Какую функцию или работу выполняет каждая часть? |
Ответы детей: – Корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды. Дети работают в парах: каждая пара выбирает часть растения (корень, стебель, лист, цветок) и находит к ней символы тех функций, которые она выполняет. |
III. Выдвижение гипотез, предположений | – Попробуем порассуждать: если растения в пустыне
растут, значит их части выполняют необходимые функции. Если части
растений выполняют свои функции в необычных условиях, значит они к
этим условиям …
Приспособились, это значит, стали не такими как у других растений и даже возможно изменились. Из этого следует, что мы можем предположить, что части растения, которое растет в пустыне, как-то изменились. Интересно как? Значит, нам нужно найти те изменения, которые произошли с каждой частью растения. |
Дети прослеживают мыслительный процесс. Дети участвуют в размышлении: части растений привыкли, приспособились в условиях пустыни выполнять свои функции. Дети принимают программу поиска, участвуют в обсуждении, размышляют, рассуждают: Корень, стебель, листья и цветы растений пустыни изменились. Дети «принимают» программу поиска. |
IV. Проверка решения | Для проверки наших предположений предлагаю
смоделировать то растение, которое выживет в пустыне. Начнем с
корня. Как вы думаете, каким должен быть корень у растений пустыни
длинным или коротким? Пока не знаем. – Как вы думаете, изменился ли стебель у растений пустыни? Что вас натолкнуло на эту мысль? Воспитатель демонстрирует две емкости с водой равные по высоте, но разные по диаметру. В какой емкости больше воды? Докажите. Какие функции выполняют листья? Перед вами на схеме различные по форме листья. Попробуйте догадаться, какая форма листьев поможет растению выжить в пустыне? Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть полученную модель. |
Дети по алгоритму проводят поисковую
деятельность «Дождь в пустыне», высказывают мысли, обосновывают их:
вода очень быстро проходит сквозь песок. Мы знаем, что солнце
высушит поверхность песка и влага останется только в глубине.
Значит, чтобы ее добыть корень должен быть длинным. Дети зарисовывают корень растения на модели. Дети высказывают различные точки зрения: по стеблю вода поднимается к листьям и цветам и эту функцию может выполнить стебель и в пустыне; воды в пустыне очень мало, поэтому стебель должен не только доставлять воду к листьям и цветам, но и хранить ее, поэтому он должен измениться. Дети высказывают предположения и с помощью измерения объема воды делают вывод о том, что чем шире емкость, тем больше воды в нее вмещается. Значит, у растений пустыни должен быть очень толстый стебель. Дети зарисовывают стебель на модели. Дети высказывают предположения: растению пустыни нужны самые узкие листья, листья-иголки, чтобы с них как можно меньше испарялось воды. Дети зарисовывают листья на модель. Дети определяют, что полученное по модели растение– кактус. |
V. Введение в систему знаний | Воспитатель предлагает детям сделать вывод.
Знаем ли мы теперь ответ на вопрос: Что помогает растениям выжить в пустыне? |
Дети формулируют вывод: наши предположения о том, что для выживания растениям пустыни необходимо приспособиться, изменить свои части, оказалось верным. Дети присваивают новые знания: такие растения как кактус могут выжить в пустыни, потому что у кактуса длинный корень, чтобы доставать сохранившуюся воду. Толстый стебель кактуса помогает ему накапливать большое количество воды. Листья растения тонкие, как иголки, чтобы испарять мало влаги. Дети участвуют в размещении в уголке Открытий результатов поиска. |
3. Заключительная часть
Пришло время поместить на наш макет растения. Дети размещают кактусы, сделанные из бросового материала на макет.