Задачи:
- познакомить с твёрдым согласным звуком [ц], буквами Цц, строчной и заглавной буквами ц,Ц, дать представление об особенности произнесения [ц], учить соединять согласную ц с гласными; формировать навыки чтения и письма;
- развивать фонематический слух, речь, память, мышление, внимание;
- воспитывать уважение к труду.
Обучение УУД: умение определять с какими теоретическими знаниями связано данное задание, самостоятельно устранять ошибки в письменной работе; отвечать на вопросы, связанные с выполнением задания; организовывать свою деятельность
Ход урока
1. Организационный момент
Приложение 1, слайд 2. Проговаривание стиха вслух хором.
1-я остановка – «Звуковая».
1. Загадка.
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
Кто это? Да, это цапля. Слайд 3. Какой первый звук в слове цапля? Это звук гласный или согласный? Этот согласный звук твёрдый или мягкий?
Слайд 4. Назвать предметы, определить место [ц]. Как мы произносим звук [ц]?
Придумайте слова со [ц]. Определите место этого звука.
Хлопните в ладоши, если услышите [ц] в словах: цирк, щавель, яйцо, лягушка, блюдце, щёголь, цветы, огурец, ландыш.
2-я остановка – речка «Букваринка».
1. Знакомство с буквой ц. Слайд 5. На что похожа буква ц?
Буква ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
2. Найти место буквы Ц на ленте букв. Слайд 6.
3. Слайд 7. Найдите предметы, названия которых начинаются со [ц]. Найдите на рисунке все спрятавшиеся буквы Ц.
4. Работа с корректурной пробой 7. Найти буквы Ц, обвести их карандашом, сосчитать.
В а ы ц н к о р Ц д т ь ч я з ц х ы ф н е К о л м Ц
Ц ы я с н й ё л о Ц л д ж х з щ е ш к ц ю б р в у й
Р а в ы г р о л д ж э Ц В Р о Т ы Я б ю т и М ц к г
5. Пропись с. 22. Слайд 8.
Обведение узора.
6. Слайд 9.
Вышла лесная курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки — малые ребятки.
– Цып-цып-цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла.Прибежал весёлый А, прочитали дети… ца,
Прибежал задорный О, прочитали дети… цо,
Прибежал игривый И, прочитали дети… ци,
Прибежал упрямый У, прочитали дети… ЦУ,
Прибежал наш смелый Ы, прочитали дети… ЦЫ,
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети … це.
Получились слоги-слияния. Прочитаем их, дополним до слов.
7. Слайд 8. На что похожа строчная буква ц?
Вот какая буква ц:
С коготками на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Показ написания строчной буквы ц. Письмо строчной буквы ц.
8. Физкультминутки. Слайды 10-11.
3-я остановка – станция Читайкиных.
9. Слайд 12. Чтение слогов. Письмо слов в «Прописи» с.22.
10. Слайд 13. Подберите слова к схемам.
Слова: ЦИРК, ЦАПЛЯ, КОНЕЦ, ЦВЕТЫ. Запись этих слов.
11. Физкультминутки. Слайд 14-15.
12. Знакомство с заглавной буквой Ц. Слайд 16. Показ написания заглавной буквы Ц. Письмо слов и предложений в «Прописи» с.23. Слайд 17.
13. Слайд 18. Чтение слов.
14. Слайд 19. Письмо слов и предложений в «Прописи» с.24.
15. Слайд 20. Чтение рассказа.
16. Физкультминутка. Слайд 21.
17. Слайд 22. Сопоставим слова с вопросами:
Цапля
Заяц
Лисица
Куница
Гусеница
Цыплёнок
Птицаважная
белый
рыжая
мохнатая
зелёная
жёлтый
красивая
18. Работа с «Азбукой» с.50
Рассматривание рисунка.
Ответы на вопросы: Кого вы видите на арене цирка? Чем занят медведь? Кто выполняет трюки с огненным кольцом? Что делают собачки? Чем заняты клоуны?
Опишите внешний вид дрессировщика. Что вы можете сказать о цвете одежды артистов цирка?
Прочитаем предложение под иллюстрацией. Озаглавим текст.
19. Формирование навыков чтения.
Прочитайте пословицу на с. 50 вверху.
Как вы понимаете её смысл?
Рассмотрите рисунок на с.51. Кого вы видите? Как называют людей, которые работают с молотом и наковальней, обрабатывая при этом металл? Почему конь поднял одну ногу? Зачем мальчик привёл коня к кузнецу?
Прочитайте слова над иллюстрацией. Составьте с ними рассказ.
Слайд 23. Чтение слов, в которых после Ц всегда пишут Ы (1и3 столбики).
щипцы
птицы
ранцы
певцы
пловцы
огурцы
мельницы
ножницыцирк
циркач
цифры
циркуль
циклоп
цикорий
цилиндр
цистернацыган
цыпочки
цып-цып
цыплёнок
Чтение остальных слов.
20. Развитие речевого аппарата. Слайд 24.
Цо-цо-цо — снесла курица яйцо.
Ца-ца-ца — прибежала к нам овца.
Цу-цу-цу — я веду домой овцу.
Цы-цы-цы — бегут куры от овцы.
Прочитайте слова чётко и с ускорением.
21. Слайд 25-26. Физминутки.
22. Слайд 27.
ЛЁТ-ЧИК
МА-ШИ-НИСТ
МА-ЛЯР
КУЗ-НЕЦТРАК-ТО-РИСТ
СТО-ЛЯР
МОН-ТЁР
ШАХ-ТЁР
Прочитаем слова. Что мы прочитали?
О какой профессии вы узнали?
Чем занимаются кузнецы?
Назовите сельские профессии.
Зем-лю кра-сит солн-це,
А че-ло-ве-ка – труд.
Прочитаем пословицу. Почему мы так говорим?
23. Слайд 28. Прочитаем стихотворение.
Я бо-юсь не уметь –
Ре-мес-ла не и-меть:
Не кро-ить и не шить,
И сто-га не вер-шить.
Не ра-бо-тать рез-цом,
И не стать куз-не-цом.
Ни-че-го не у-меть –
Как ду-ши не и-меть.
О чём это стихотворение?
4-я остановка — улица «Смекалистых».
1) Слайд 29.
Что кому?
Повару
Портнихе
Продавцуножницы, нитки, иголки
цветы, вазы
огурцы, яйца, луковицы
2) Слайд 30.
Трактор водит…
Стены выкрасил…
Доску выстрогал…
В доме свет провёл…
В жаркой кузнице…маляр.
тракторист.
кузнец.
столяр.
монтёр.
Продолжим предложения. Прочитаем получившееся стихотворение.
Кто всё знает — молодец!
3) Запишите предложение: Конец — делу венец.
5-я остановка — Парк «Вообразилия».
На что похожа буква Ц?
1) Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
А строчная буква ц на что похожа?
Физкультминутка. Слайд 31.
Итог.
Понравился ли вам урок? Что вам запомнилось?
Слайд 32. Какое у вас настроение? Слайд 33. Спасибо за урок! Молодцы!
Примечание. Данные уроки проведены за 2 учебных дня.