Тип урока: урок-обобщение.
Задача: обобщение способов построения графиков изученных функций с помощью параллельного переноса вдоль координатных осей и сжатия к координатным осям.
Цели:
- Образовательная:
- обобщение различных способов преобразования графиков;
- защита мультимедийного проекта;
- повышение вычислительной грамотности учащихся.
- Развивающая:
- развитие внимания, памяти, логического мышления учащихся;
- развитие грамотной математической речи;
- развитие терпеливости и упорства;
- развитие познавательных интересов и повышение интереса к изучаемому материалу, связь с жизнью;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся.
- Воспитательная:
- умение работать индивидуально;
- воспитание культуры оформления заданий и аккуратности;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
- учебник «Алгебра » под редакцией А.Г.Мордковича;
- опорный конспект по теме «Преобразование графиков» (Приложение 1);
- раздаточный материал (Приложение 2);
- чистые листы;
- шаблоны парабол;
- ноутбук и проектор для презентаций.
На доске: запись темы; выражения, указывающие на преобразования графиков.
, , , .
На обороте доски записано задание для творческой работы (Приложение 3).
ХОД УРОКА
1 этап
Учащиеся называют тему урока, ставятся задача и цели урока.
2 этап. Актуализация знаний учащихся
Повторение теоретического материала по теме.
Просмотр и комментирование слайдов презентации.
Повторяются преобразования графиков, используя
сдвиг вдоль осей ОХ и ОУ.
3 этап. Математический диктант с выбором правильного ответа
Менее подготовленные учащиеся работают по листам-заданиям (Приложение 2). В результате работы они должны получить зашифрованное слово «молодец!». Остальные ученики записывают номера графиков, демонстрирующихся на экране с периодичностью 20 секунд, получая цифровой код. Проверка правильности работы производится сразу, путём выведения правильного цифрового кода на экран. Критерий оценивания также демонстрируется. Учащиеся сами оценивают себя и сдают листочки с кодами.
4 этап. Непосредственная работа по теме
В одной и той же системе координат построить графики функций, используя шаблоны:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Для построения графиков № 5, 6, 7 используется
технология проблемного обучения. Как построить
график функции ,
если изучены построения графиков функций, вида и ? Для этого необходимо вспомнить
выделение квадрата двучлена из квадратного
трёхчлена.
Вторая проблемная ситуация урока – где, кроме
математики можно применять (использовать)
построение парабол?
В целях формирования коммуникативной
компетенции, развития творческих способностей,
навыков самостоятельной и элементов
исследовательской деятельности, умения
применить имеющиеся знания при выполнении
нестандартных заданий учащиеся выполняют
творческую работу (Приложение 3).
В результате, должно появиться изображение
лягушки
Защита мультимедийного проекта «Построение графиков функций», по которому работала группа учащихся, изучая возможности построения графиков функций с помощью различных графопостроительных программ.
5 этап. Рефлексия
Учащиеся обобщают теоретический материал. Используя ММП, демонстрируется поточечный перенос графиков. Показываются слайды, демонстрирующие различные применения парабол в архитектуре, искусстве, дизайне, построении мостов.
6 Этап
Выставляются отметки учащимся, и задаётся домашнее задание: выполнить задание из учебника № 21.26 (а, б), №21.21, 21.28 (а).