Урок химии по теме "Соли аммония". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель: дать понятие о солях аммония, раскрыть общие и специфические свойства солей аммония, показать практическое значение данных соединений, необходимость их рационального использования.

Задачи урока:

  • Образовательные: изучить состав солей аммония, повторить общие химические свойства солей на примере солей аммония, раскрыть специфические свойства этих солей, обусловленные ионом аммония. Изучить  практическое применение солей аммония. Углубить основные химические понятия: вещество, химическая реакция.
  • Развивающие:развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать и применять информацию из других областей знаний, развивать коммуникативные способности, умение предъявлять результаты групповой деятельности.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию экологической грамотности у учащихся, активной жизненной позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частичнопоисковый, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная,  практическая.

Оборудование: индикаторы, маркеры, спиртовка, пробирки, пробиркодержатель, химические стаканы, стеклянные палочки, мерная колба.

ТСО: мультимедиа.

Реактивы в виде растворов: гидроксид аммония, азотная кислота, сульфат аммония, хлорид аммония, карбонат аммония, хлорид бария, нитрат серебра, нитрат калия, соляная кислота, гидроксид натрия.

Кристаллические вещества: сульфат аммония, хлорид аммония, карбонат аммония, дихромат аммония, нитрат аммония.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент Демонстрация пейзажа  
2. Этап проверки и актуализации знаний Добрый  день, дорогие ребята. Я поздравляю вас  с началом весны. Весна– время пробуждения природы от долгой зимней спячки. Очень скоро теплые солнечные лучи прогреют воздух, и первые зеленые росточки потянутся вверх. Сердце нежно всколыхнется при виде лиловых венчиков подснежника, нежных листочков березы.
Вопрос: А что необходимо  растениям, чтобы они радовали нас своим хорошим видом, пышной листвой?

Вопрос: Какие элементы, содержащиеся в  минеральных солях, необходимы растениям в больших количествах? 
Вы начали изучение удивительного и разнообразного мира азота. Этот элемент необходим всему живому. Он входит в состав белков и нуклеиновых кислот, которые составляют основу растительного и животного мира. В растениях содержится  1,5 % азота, в организме человека– около 3% .  Для нормальной жизнедеятельности нужно ежедневно употреблять 80100 грамм белка, что соответствует 1217 граммам азота.

Вопрос: Несмотря на то, что в воздухе 78% по объёму азота и над  1 кв.км. Земли находится 8 млн.тонн этого газа, растения не могут его усвоить. Почему?

Вывод: Следовательно, в почву нужно вносить соединения азота.

Работать будем в рабочих тетрадях. Откроем тетрадь. Вторая  страница – инструктивная, третья называется – повторим изученное.

Вопрос: Какие степени окисления может проявлять азот в своих соединениях? Запишите в тетрадь.

 

Вопрос: Какие соединения наиболее устойчивы?

 

 

Вопрос: Можно ли вносить эти вещества в почву? Что это за вещества?

 

 

Дем. опыт – испытание универсальным индикатором   гидроксида аммония и азотной кислоты.

 

Вопрос: Что наблюдаете? Можно ли их использовать в качестве удобрений?

Вопрос: Как же нам быть? Ваши предложения.

Дем. опыты.   

1) Реакция нейтрализации между  гидроксидом аммония и азотной кислотой
2) Дым без огня (реакция между соляной кислотой и гидроксидом аммония)

Запишите в рабочей тетради уравнения реакций. Какие соединения образуются?

 

 

Ответы учащихся: Вода, почва, воздух, солнце, минеральные соли, удобрения.

Ответы учащихся: Калий, фосфор, азот, микроэлементы.

(Слайд 1)

 

Ответы учащихся: В молекуле азота атомы связаны прочной тройной связью).

(Слайд 2)

Ответы учащихся:  – 3,   0,    +1,    +2,   + 3,  + 4,   + 5.

Наиболее устойчивы соединения с высшей +5 и низшей – 3 степенью окисления. 

Ответы учащихся:  Гидроксид аммония: щелочная среда,  неприятный запах, летуч.
Азотная кислота: кислая среда,  вызывает разрушение белков, вызывают ожоги.

Вывод: эти соединения использовать нельзя  

Ответы учащихся: Провести реакцию нейтрализации. 

 

 

Заполнение учащимися тетради.

Ответы учащихся: В результате реакции обмена образуются соль и вода.

3. Этап изучения нового материала Образовавшиеся соединения называются солями аммония. Запишите определение.
Чтобы познать чтолибо следует ответить на четыре вопроса: Есть ли это? Что это? Каково это? Почему это?

Мы рассмотрим общие и особенные свойства этих соединений, их роль и значение в природе и для человека.
Работать будем группами. Поэтому внимательно прослушайте инструктаж.

  • У каждой группы свой объект исследования.
  • Прочитайте задания, распределите роли, определите выступающего.
  • Будьте оперативны, время ограничено.
  • Внимательно слушайте одноклассников, можете дополнять, обобщать, задавать вопросы.
  • Представьте выводы в  обобщенном виде.

№1:   Исследователи

Цель: Исследoвать общие химические свойства солей на примере солей аммония

№2:  Аналитики

Цель: Проанализировать специфические химические свойства солей аммония

№3:  Агрономы

Цель: Определить удобрение с наибольшей массовой долей азота

№4: Экологи

Цель: Рассмотреть применение солей аммония. Проанализировать проблему загрязнения почвы соединениями азота

После выступления каждой группы учитель делает микровывод.

№1: Исследователи: Соли аммония проявляют общие свойства солей: взаимодействие с более сильными кислотами, взаимодействие с другими солями, если образуется осадок. Это обусловлено наличием сходных анионов в солях.

№2: Аналитики: Соли аммония проявляют специфические свойства: взаимодействие с растворами щелочей с выделением аммиака, разложение при нагревании. Специфические свойства обусловлены ионом аммония.

№3: Агрономы: Растения усваивают азот в виде ионов. Соли аммонияазотные удобрения.
Самым питательным является нитрат аммония, который можно назвать солью плодородия.

№4: Экологи: Основное применение солей аммония – удобрения. Необходимо рационально вносить удобрения,  соблюдать основные технологические принципы при производстве азотных удобрений.

(Слайд 3)

(Слайд 4)

(Слайд 5)

 

 

(Слайд 6)

Группы:
1. Исследователи
2. Аналитики
3. Агрономы
4. Экологи

Распределение ролей в группе.
Работа групп по плану в рабочей тетради.
( во время работы групп звучит тихая спокойная музыка). Оформление работ.

 

 

Защита  групповых работ. Форма защиты выбирается учащимися.

4. Этап закрепления нового материала Вы познакомили нас с солями аммония. Сделайте общий вывод по результатам работы.

Мы еще раз убеждаемся, мало иметь знания, нужно еще уметь применять эти знания. Удобрять землю нужно с умом, химически грамотно, внося удобрения не более, чем требуется для нормального роста и развития растений, не навредив ни самой Земле, ни человеку, пользующемуся ее плодами. Урок хочется  завершить словами поэта Михаила Дудина: Берегите Землю! Берегите.

Дем. опыт: Вулкан на столе ( разложение дихромата аммония, сопровождающееся бурным выделением  искр и «пепла»оксида хрома (III)). Во время опыта звучит музыка.

(Слайды 7, 8)
Заполнение учащимися тетради.

 

5. Этап информации о домашнем задании. Подведение итогов урока Домашнее задание: П. 25
1 уровень: упр. 13, с. 118;
2 уровень: упр. 4, с. 118, задача в рабочей тетради;
3 уровень: написать эссе, миниатюру «Химия вокруг нас» (значение солей аммония в жизни человека).
 

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2 (рабочая тетрадь)