Цель: дать понятие о солях аммония, раскрыть общие и специфические свойства солей аммония, показать практическое значение данных соединений, необходимость их рационального использования.
Задачи урока:
- Образовательные: изучить состав солей аммония, повторить общие химические свойства солей на примере солей аммония, раскрыть специфические свойства этих солей, обусловленные ионом аммония. Изучить практическое применение солей аммония. Углубить основные химические понятия: вещество, химическая реакция.
- Развивающие:развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать и применять информацию из других областей знаний, развивать коммуникативные способности, умение предъявлять результаты групповой деятельности.
- Воспитательные: способствовать воспитанию экологической грамотности у учащихся, активной жизненной позиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частичнопоисковый, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, практическая.
Оборудование: индикаторы, маркеры, спиртовка, пробирки, пробиркодержатель, химические стаканы, стеклянные палочки, мерная колба.
ТСО: мультимедиа.
Реактивы в виде растворов: гидроксид аммония, азотная кислота, сульфат аммония, хлорид аммония, карбонат аммония, хлорид бария, нитрат серебра, нитрат калия, соляная кислота, гидроксид натрия.
Кристаллические вещества: сульфат аммония, хлорид аммония, карбонат аммония, дихромат аммония, нитрат аммония.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Демонстрация пейзажа | |
2. Этап проверки и актуализации знаний | Добрый день, дорогие ребята. Я
поздравляю вас с началом весны. Весна– время
пробуждения природы от долгой зимней спячки.
Очень скоро теплые солнечные лучи прогреют
воздух, и первые зеленые росточки потянутся
вверх. Сердце нежно всколыхнется при виде
лиловых венчиков подснежника, нежных листочков
березы. Вопрос: А что необходимо растениям, чтобы они радовали нас своим хорошим видом, пышной листвой? Вопрос: Какие элементы,
содержащиеся в минеральных солях, необходимы
растениям в больших количествах? Вопрос: Несмотря на то, что в воздухе 78% по объёму азота и над 1 кв.км. Земли находится 8 млн.тонн этого газа, растения не могут его усвоить. Почему? Вывод: Следовательно, в почву нужно вносить соединения азота. Работать будем в рабочих тетрадях. Откроем тетрадь. Вторая страница – инструктивная, третья называется – повторим изученное. Вопрос: Какие степени окисления может проявлять азот в своих соединениях? Запишите в тетрадь.
Вопрос: Какие соединения наиболее устойчивы?
Вопрос: Можно ли вносить эти вещества в почву? Что это за вещества?
Дем. опыт – испытание универсальным индикатором гидроксида аммония и азотной кислоты.
Вопрос: Что наблюдаете? Можно ли их использовать в качестве удобрений? Вопрос: Как же нам быть? Ваши предложения. Дем. опыты. 1) Реакция нейтрализации между гидроксидом
аммония и азотной кислотой Запишите в рабочей тетради уравнения реакций. Какие соединения образуются? |
Ответы учащихся: Вода, почва, воздух, солнце, минеральные соли, удобрения. Ответы учащихся: Калий, фосфор, азот, микроэлементы. (Слайд 1)
Ответы учащихся: В молекуле азота атомы связаны прочной тройной связью). (Слайд 2) Ответы учащихся: – 3, 0, +1, +2, + 3, + 4, + 5. Наиболее устойчивы соединения с высшей +5 и низшей – 3 степенью окисления. Ответы учащихся: Гидроксид аммония:
щелочная среда, неприятный запах, летуч. Вывод: эти соединения использовать нельзя Ответы учащихся: Провести реакцию нейтрализации.
Заполнение учащимися тетради. Ответы учащихся: В результате реакции обмена образуются соль и вода. |
3. Этап изучения нового материала | Образовавшиеся соединения называются солями
аммония. Запишите определение. Чтобы познать чтолибо следует ответить на четыре вопроса: Есть ли это? Что это? Каково это? Почему это? Мы рассмотрим общие и особенные свойства
этих соединений, их роль и значение в природе и
для человека.
№1: Исследователи Цель: Исследoвать общие химические свойства солей на примере солей аммония №2: Аналитики Цель: Проанализировать специфические химические свойства солей аммония №3: Агрономы Цель: Определить удобрение с наибольшей массовой долей азота №4: Экологи Цель: Рассмотреть применение солей аммония. Проанализировать проблему загрязнения почвы соединениями азота После выступления каждой группы учитель делает микровывод. №1: Исследователи: Соли аммония проявляют общие свойства солей: взаимодействие с более сильными кислотами, взаимодействие с другими солями, если образуется осадок. Это обусловлено наличием сходных анионов в солях. №2: Аналитики: Соли аммония проявляют специфические свойства: взаимодействие с растворами щелочей с выделением аммиака, разложение при нагревании. Специфические свойства обусловлены ионом аммония. №3: Агрономы: Растения усваивают азот в виде
ионов. Соли аммонияазотные удобрения. №4: Экологи: Основное применение солей аммония – удобрения. Необходимо рационально вносить удобрения, соблюдать основные технологические принципы при производстве азотных удобрений. |
(Слайд 3) (Слайд 4) (Слайд 5)
(Слайд 6) Группы: Распределение ролей в группе.
Защита групповых работ. Форма защиты выбирается учащимися. |
4. Этап закрепления нового материала | Вы познакомили нас с солями аммония.
Сделайте общий вывод по результатам работы. Мы еще раз убеждаемся, мало иметь знания, нужно еще уметь применять эти знания. Удобрять землю нужно с умом, химически грамотно, внося удобрения не более, чем требуется для нормального роста и развития растений, не навредив ни самой Земле, ни человеку, пользующемуся ее плодами. Урок хочется завершить словами поэта Михаила Дудина: Берегите Землю! Берегите. Дем. опыт: Вулкан на столе ( разложение дихромата аммония, сопровождающееся бурным выделением искр и «пепла»оксида хрома (III)). Во время опыта звучит музыка. |
(Слайды 7, 8) Заполнение учащимися тетради.
|
5. Этап информации о домашнем задании. Подведение итогов урока | Домашнее задание: П. 25 1 уровень: упр. 13, с. 118; 2 уровень: упр. 4, с. 118, задача в рабочей тетради; 3 уровень: написать эссе, миниатюру «Химия вокруг нас» (значение солей аммония в жизни человека). |
Приложение 1 (презентация)
Приложение 2 (рабочая тетрадь)