Урок по теме "Графическое решение систем уравнений"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные:
  • продолжить формировать общие учебные навыки и умения на основе ранее полученных знаний (решений систем линейных уравнений);
  • формировать умения решать системы уравнения второй степени графически;
  • по графическому изображению функций находить заданные системы и уравнения в зависимости от количества решений;
  • учить исследовать систему уравнений на количество решений при данном параметре;
  • учить практическим (сравнение и различие, выделение главного, систематизация, анализ синтез абстрагирование).
  • Развивающие:
  • развивать эвристическое восприятие мира, природы, учить пользоваться математическими методами.
  • Воспитательные:
  • способствовать эстетическому и умственному воспитанию учащихся;
  • учить высказывать свою точку зрения  и отстаивать её;
  • учить толерантности.

Оборудование:

  • кодоскоп;
  • шаблоны графиков функций на прозрачной пленке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие детей. Сегодня на уроке мы попытаемся сопоставлять алгебру и геометрическое представление мира.

2. Актуализация знаний учащихся

Уважаемые ребята, скажите, пожалуйста, как можно назвать   данные выражения ?
Алгебраические  формулы функций. У каждого человека есть свой портрет , у каждой функции также есть «портрет», мы называем его графиком функции.

3. Уважаемые ребята давайте вспомним известные вам графики функций. Для этого предлагаю вам поиграть. У каждого из вас на столе есть карточка, на которой даны шесть изображений графиков функций. (Приложение 1) В конверте лежат  карточки, на которых указаны математические формулы данных функций.  Поставьте в соответствие графику функций математическую формулу. Кто справился с заданием. Давайте проверим правильность выполнения задания. Переверните карточки, у вас получились какие-то слова. Какие?  Я желаю, чтобы сегодня на уроке вам во всем сопутствовала удача и успех.

4. Объяснение нового материала

– Что записано на доске?

                      

(Системы уравнений.)

 – Что значит решить систему уравнений? (Найти все её корни. Или доказать, что их нет.)

– Что такое корень уравнения? (Такое значение переменной, при котором каждое уравнение обращается в верное равенство.)

– Попытайтесь осмыслить все, о чем мы с вами говорили, что уже выполняли на уроке. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

– Итак, тема сегодняшнего урока: Графическое решение систем уравнений.

– Давайте  вместе решим первую систему уравнений, которая записана на доске. Что мы должны с вами сделать? (Построить график каждого уравнения.)
– Что является графиком данного уравнения? (Графиком является парабола.)
– Куда направлены ветви этой параболы? (Ветви направлены в вверх)
–  Найдите координаты вершины параболы?

;  

Заполним таблицу

х

–5

–4

–3

–2

–1

0

1

у

8

3

0

–1

0

3

8

– Отметим точки на координатной плоскости и соединим их.

– Что является графиком функции  у = х + 3? (Прямая)

– Сколько надо достаточно знать точек чтобы провести единственную  прямую? (Две точки)

Заполним таблицу

х

0

–3

у

3

0

– Отмечаем точки и соединяем их. Видим, что на рисунке два графика имеют две точки пересечения. Значит, данная система имеет два решения  ответ (–3; 0), (0;3).

– Давайте решим вторую систему уравнений. Для этого воспользуемся шаблонами. Возьмите пленку, на которую нанесена координатная плоскость.

 – Что является графиком первой функции? (Парабола, ветви которой направлены вверх, а вершина совпадает с началом координат.)
– Совместите  шаблон параболы у = х2 с шаблоном координатной плоскости. (Графиком второй функции является окружность с центром (0; 0) и радиусом)

– Совместите шаблон окружности с координатной плоскостью, на которой уже лежит парабола. Что мы видим? Есть точки  пересечения. (Да, две)

– Можете точно узнать их координаты?  В этом случае ответ записываем так

Ответ:

5. Закрепление пройденного материала

№1 Решите системы уравнений: (устно по готовым чертежам)

Ответ: 2 корня (0;0), (1;1)

Ответ: 4 корня (–1;2); (1;2), (–2;–1); (2; –1);

Ответ: 1 корень (–2;2);

Ответ не имеет решения

№2. Задание по партам (карточки на парту)

Укажите систему уравнений, которая имеет

  • два решения
  • не имеет решения
  • одно  решение

Запись в тетради. Система уравнений, имеет

два решения    

не имеет решений    

одно  решение      

Проверка с помощью кодоскопа

№3 Из данных уравнений y = – x; y = x2; y = – x2; y = x выберите, то, при котором  система а) имеет два решения; б) не имеет решений.

Записать ответ в тетрадь

Система              имеет два решения.

Система             не  имеет решений.

Задание для  самостоятельного решение с помощью шаблонов.

№4. Выясните, какая из систем имеет два решения.

                               

  • Первое уравнение задает  график функции модуль
  • Второе уравнение задает  график  квадратичной функции?
  • Её график – парабола
  • Определите её вершины и направление осей.
  • Записать ответ  на доске, проверить.

Ответ: Первая  система не  имеет решений. Вторая система имеет два решения.

Самостоятельное решение задачи

№5. Сколько решений может иметь система

Ответ: при а < 0 решений нет; при а = 0 два решения; при 0 < а < 2 – 4 решения; при а = 2 – 3 решения; при а > 2 два решения.

6. Применение в жизни

Мы решали много систем уравнений графически  сегодня на уроке, а можно ли использовать системы уравнений их графическое решение в других науках.

  • Когда в Госдуме проводили анализ  использования и восстановления ресурсов и нанесли эти графики одновременно на одной координатной плоскости, то тем самым выяснили, в  каких годах в России и мире наступит стабилизация вплоть  до 2100г.
  • Есть такая наука, которая называется сейсмология. Ученые наносят с помощью приборов колебания различных слоев земной коры и с большой вероятностью могут вычислить  по точкам пересечения графиков, когда и где могут произойти землетрясения, наводнения, извержения вулканов, возникновение других стихийных бедствий.
  • Социологи,  выстраивая графики рождаемости и смертности, выясняют, когда наступает равновесие,  и какие причины влияют на это. Биологи работают над селекцией видов, рассматривая совместное решение графиков развития различных типичных признаков.

7. Рефлексия

Смоделируем наше восприятие сегодняшнего урока.  Начертите в тетради координатную плоскость. Изобразите цветным карандашом график любой функции, с помощью которого вы можете изобразить ваше эмоциональное ощущение сегодняшнего урока, а другим цветом ваше эмоциональное ощущение относительно моего  присутствия на этом уроке. Скажите, у кого из вас есть  у этой системы решения? Дайте оценку своего изображения.

8. Домашнее задание: Придумайте четыре такие системы уравнений, которые имели бы одно, два, три решения и не имели бы их. Покажите эти  решения