Предмет: окружающий мир, ДПИ
Тип урока: интегрированный
Цель урока: расширить представления учащихся о природной зоне – тундре и легендах коренного народа.
Задачи:
- закрепить знания учащихся о географическом положении этой природной зоны, о климатических условиях, растительном и животном мире.
- познакомить с легендой возникновения плато Путорана и озера Хантайского.
- воспитывать бережное отношение к природе вообще и к водоемам в частности.
Оборудование: мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» Окружающий мир 4 класс, мультфильм «Норильск», презентация «Плато», фото эвенка, буквы ЭВЕНК, гербарий, таблицы с текстами, парты расставлены на 5 групп
План урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- Постановка проблемы.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Физминутка
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление во внешней речи
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему ценностей
- Рефлексия деятельности
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
– Мои юные исследователи! Я приглашаю вас продолжить путешествие по нашей Родине. Сегодня с нами представители Организации Объединённых наций и международной экологической организации Гринпис – учителя нашей гимназии. Поприветствуем их (кивнули).
– Итак, наша научная экспедиция отправляется. Будьте внимательны и запоминайте всё, что увидите. Пристегнулись (сложили руки)
МУЛЬТФИЛЬМ
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений
Вопросы после просмотра:
– Над чем пролетал медведь?
– В какой природной зоне России мы оказались?
– Угадайте название коренного народа тундры.
Узнавать будете так: познакомьтесь с вопросами,
выберите один. (Завожу таймер на 1 мин.)
Ответив правильно на него с помощью учебника (с.
87-95), вы имеете право открыть 1 букву.
Э | В |
Е |
Н |
К |
1) Найдите на карте природных зон Тундру. Что вы можете о ней сказать, глядя на карту?
Ответ: Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее зоны арктических пустынь. Расположена на материке Евразия, за линией северного полярного круга, в холодном поясе. Часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озёр, а почва влажная. Для всего живого условия в тундре очень суровые.
2) Какие растения произрастают здесь? Как они приспособились к жизни в тундре?
Ответ: Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает и защищает их от морозов и ветров. В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза и др.
3) Какие животные и птицы обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?
Ответ: У зверей – густой мех, у птиц густое оперение и защитная белая окраска. Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Летом в тундре много комаров, мошек
4) Чем в основном занимается население тундры?
Ответ: Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Основное занятие северных народов – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещаются по тундре – кочуют.
5) Как образовалось плато Путорана и озеро Хантайское?
Любовь не победить. Эвенкийская легенда
В давние времена жила в наших местах в стойбище девушка – красавица, мастерица. И стар и млад любили её за весёлый нрав и доброту. Полюбила она молодого удалого охотника. Мог он на лету стрелой попасть в летящую птицу, бегущего зверя. Стали они встречаться. Узнал об этом злой старый шаман, который задумал жениться на этой девушке. Решил погубить он юношу. Три дня и три ночи бил в бубен шаман. Превратил юношу в камень. Девушка горько плакала, и там, где накапали её слёзы, образовалось огромное чистое озеро. Ещё пуще рассердился шаман и тогда он не оставил их в покое. Превратился он в горы, которые окружили это озеро. Так образовались Хантайское озеро и горы Путорана. Думал шаман: разлучил их. Но весной, когда озеро разливается, обнимает оно камень. Приходят юноши и девушки к этому камню и отдают дань уважения этой огромной любви.
Путорана – с эвенкийского «горы без вершин»
3. Постановка проблемы
– Давайте разберёмся. Какое задание вы
выполняли?
– Каким способом?
– Где возникло затруднение?
– Почему возникло затруднение?
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Какую цель поставим?
– Что сделаем сначала?
– Что потом?
– Устали, мои юные исследователи? Пора отдохнуть.
5. Физминутка
6. Реализация построенного проекта
Знакомство с легендой. Работают все группы одновременно, читают вполголоса, с карандашом.
7. Первичное закрепление во внешней речи
– Теперь вы можете ответить на 5 вопрос? (Открываем
последнюю букву).
– Прочитайте название коренного народа тундры.
Что вы знаете об эвенках? Как они хранили и
передавали информацию?
– Эвенки – дети Матери-природы. Они жили и живут
в согласии с ней, не причиняя ей вреда. И хотя
из-за суровых природных условий население
немногочисленно, у них есть и своя культура, и
традиции, и обычаи.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Дети изготавливают модель озера и украшают его орнаментами.
9. Включение в систему ценностей
10. Рефлексия деятельности
– Что изобразили?
– Где оно находится?
– В какой природной зоне России? С легендой
какого народа познакомились? Откуда эвенки берут
узоры для украшения?
– Пригодится ли в дальнейшем это знание? Где
можно его использовать?
– Всем спасибо за урок.