Урок русского языка по теме "Синтаксис" "В здоровом теле – здоровый дух!". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Задачи урока:

  1. Обобщить знания детей по разделу “Синтаксис”. Выявить, насколько прочно усвоены понятия “предложение”, “словосочетание”.
  2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Проверить умение применять упражнения для укрепления здоровья.
  3. Развивать речь, логическое мышление, память и внимание детей.

Оборудование: таблицы по теме “Синтаксис и пунктуация”, картинки с изображением цветов для проведения оздоровительной деятельности, тексты для индивидуальной работы учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Доброе утро, ребята! Показали умные глазки, выпрямили спинки, улыбнулись друг другу! Показали свою готовность к уроку!
  2. Сколько правил!
    Правил сколько!
    С непривычки бросит в дрожь!
    Будь старательным и только!
    Будь внимательным и только!
    Все запомнишь, все поймешь!

  3. А теперь, изобразите с помощью жестов и мимики:

– сгорбленного старичка;
– силача – весельчака;
– легкокрылую бабочку;
– уверенного в себе ученика.

II. Актуализация опорных знаний.

1). Ребята, давайте поищем слова, которые подскажут нам тему сегодняшнего урока. (Дети ищут таблички со словами, которые размещены на подоконнике, под стульями, на книжной полке и т.д.)

Таблички:
Синтаксис
Пунктуация
Словосочетание
Предложение
Запись темы урока.

III. Обобщение изученного материала.

1) Словарный диктант.

Здоровье, рецепт, распорядок, диета, питание, отдых, самочувствие, температура, … . А теперь, продолжите ряд слов на тему “Здоровье”.

(Дети самостоятельно продолжают ряд слов на указанную тему).

2) Ребята, как вы думаете, о чем еще пойдет речь на сегодняшнем уроке, кроме обобщения материала по русскому языку?

– Правильно, о здоровом образе жизни и бережном отношении к своему здоровью.

Ученик ведет здоровый образ жизни. Как вы понимаете эти слова?

3) А сейчас мы поработаем со словосочетаниями. Из каких слов состоят словосочетания?

Запись словосочетаний с комментированием. Задание: найти и обозначить слово-командир, указать вид связи.

Урок здоровья, занимаюсь спортом, быстрый бег, хорошо играю, о вреде курения, готовились к спартакиаде, здоровый дух, вернулись с победой, здоровые зубы, болеем редко, закаляю организм, спешу на тренировку, занимаюсь спортом, люблю баскетбол.

Взаимопроверка работ.

4) Оздоровительная минутка (показ картинок: желтые лютики, одуванчики).

Я ставил утром на буфет
Из полецветиков букет.
Остались в нем желтютики.
А где же одушютики?

Какие словосочетания из названий цветов спрятались в тексте? (Полевые цветы, желтые лютики)

а) дыхательная гимнастика. Детям предлагается выполнить следующие действия: понюхать цветок, дунуть на одуванчик, сдуть пылинку, надуть шарик, остудить чай.
б) физкультминутка;
в) гимнастика для пальцев:

Наши пальчики проснулись,
Добрый день, добрый день!
Потянулись, потянулись,
Стали дружно умываться,
Полотенцем растирались,
Каждый пальчик растираем,
Ни один не забываем!

5) Обобщение знаний детей о словосочетании.

6) Самостоятельная работа. С одним из словосочетаний составить и записать предложение, подчеркнуть главные члены предложения.

Назовите главные члены предложения. А какие второстепенные члены предложения вы знаете? Какие виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения вы знаете? Чем бывают осложнены предложения? (ответы детей)

7) Работа у доски. Запись и синтаксический разбор предложений.

Хорош зимний день! Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и опять исчезнет. Дует жгучий, порывистый ветер. Но детям мороз не страшен. Они всегда веселы и бодры!

8) Самостоятельная работа с текстом (по вариантам).

I вариант

Задание: озаглавить текст, исправить ошибки, указать галочкой предложения с однородными членами, расставить недостающие знаки препинания.

Баскетбол – очень увлекательную командную игра. Её основу составляют такие естественные упражнения, как бег передача и бросок мяча. Баскетболистам все время приходится меняют направление и скорость, часто делают повороты на место и в движение бегать и прыгать. Всё это вырабатывает быстроту ловкость и выносливость. Кроме того, баскетбол развивает смелость настойчивость сообразительность и умение действовать коллективно.

II вариант

Задание: Озаглавить текст, исправить ошибки, указать галочкой предложения с однородными членами и с прямой речью, расставить недостающие знаки препинания.

Ежедневную десятиминутную зарядка даст вам здоровья на многие год! Не ленитесь и не жалейте десяти минут для зарядки чтобы потом можно было сказать: “Здоровье в порядке – спасибо зарядке!” Мальчикам она поможет стать сильнее а девочкам – стройнее.

Утренняя гимнастика научились делать ещё в древние времена когда нужно было сначала раздобыть а потом уже приготовить и съесть. Вокруг было так много врагов и опасностей что приходилось постоянно бегает прыгает лазает по деревьям.

(Работа выполняется на индивидуальных карточках, на которых напечатан текст с ошибками, которые дети должны найти и исправить)

9) Обобщение знаний о предложении.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.