Урок литературного чтения "И.С. Тургенев. "Воробей""

Разделы: Литература, Начальная школа


“Учите ребёнка главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит”.

Д.Локк

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. С развитием информационных технологий школа перестала быть единственным источником знаний и информации для школьников. В чём заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря овладению учащимися системы универсальных учебных действий. Одна из главных задач учителя начальных классов - формирование интереса к чтению, потребности в нём. Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни. Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных – с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Мною был проведен открытый урок литературного чтения в 3 классе по теме И.С.Тургенева “Воробей”. Учитывая, что в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление отобрала следующие методы: деятельностный, словесные, наглядные и практические. Одно из направлений, которое я учитывала при формировании смыслового чтения – это развитие навыка чтения, где я старалась определить работу над выразительностью чтения. Уделяла большое внимание работе по формированию литературоведческих понятий: жанр, тема, главные и второстепенные герои. Работала над средствами художественной литературы: подбор синонимов, выбор точного слова, а также над значением слов и выражений. Работа со “Словарём слов” учит понимать слово в его контекстном значении. Это очень важно для подготовки детей к успешному обучению в старших классах. Для отработки навыка чтения, развития внимания к отдельным частям и эпизодам произведения на этапе вторичного чтения применяла задания аналитического характера. Чтобы помочь осознать последовательность и смысл событий, выявить главную мысль текста использовала работу с сюжетно-композиционным треугольником. (Дети определяли все этапы: вступление, завязка, развитие событий, кульминация, продолжение, развязка и заключение.) Старалась продумать каждый этап урока, завершая его выводом.   Использование деятельностного метода позволило мне добиться самостоятельной активности детей, дети с удовольствием участвовали в обсуждении произведения. Организуя подведение итогов работы каждым учеником на всех этапах урока, по итогам урока в целом формировала умение оценивать себя, требовательно к себе относиться, таким образом, закладывала основы формирования собственного “Я”, что необходимо на следующей ступени обучения. На уроке использовала смену видов деятельности (работа с книгой, словарём, составление картинного плана), это помогало снизить напряжение и поддержать интерес к изучаемому материалу. Главную мысль произведения дети определили, формирование универсальных учебных действий осуществлялось на всех этапах урока, при этом ученики во время занятия были активны, заинтересованы, поэтому можно сделать вывод, что учебный материал успешно усвоен, цели урока были достигнуты.

Тип урока: “Урок открытия нового знания”.

Цели урока:

  • познакомить детей с произведением И.С.Тургенева “Воробей”;
  • учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий,  определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков;
  • развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
  • развивать внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение;
  • воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе;
  • продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;
  • формировать умения работать в паре, воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность;
  • формировать универсальные учебные действия:

личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);

регулятивные (саморегуляция, оценка, целеполагание, волевая саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, контроль, познавательная саморегуляция, осуществление самоконтроля и контроля, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности);

познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия, поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра).

Оборудование:

Текст произведения, лестница “Самооценки”, модели обложки.

Презентация к уроку. Приложение 1.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

– Добрый день. Ребята, у нас гости, давайте их поприветствуем. А вас приветствует мой помощник – компьютер. (Слайд 2)

– Сегодня на уроке вы будете учиться оценивать свою работу самостоятельно.

– По каким критериям это можно сделать?

(Активность, правильные и точные ответы, выразительное чтение, построение модели обложки произведения, работа в парах.)

– Желаю вам успехов. А чтобы у нас всё получилось, урок предлагаю начать такими словами, повторяйте, пожалуйста, за мной:

– Я способен!

– Мне нравится учиться!

–У меня всё получится!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

– Заголовок произведения, с которым мы будем знакомиться, к сожалению, рассыпался, помогите восстановить. (Дети работают в парах.)

Слайд 3.

– Действительно, это произведение называется “Воробей”.

Слайд 3.

– Можете по заголовку определить жанр этого произведения?

– А предположить? (Высказывания детей.)

– Что ещё нам поможет в определении жанра? (Фамилия автора.)

– Автор этого произведения И.С.Тургенев.

Слайд 3.

– Что теперь скажете? ( Высказывания детей.)

– Как проверить? (Познакомиться с текстом.)

III. Изучение нового материала.

1. Слушание. (Читает учитель.)

– Я буду читать, а вы слушайте. Правила слушания помните? Давайте их соблюдать. (Обратить внимание на посадку, показать образец.)

(Чтение до слов “как вдруг…”.)

– Предположите, что было дальше? ( Дети высказывают свои версии.)

– Хотите узнать, что было дальше?

– Что ж, слушайте.

2.Первичное восприятие.

– Ожидали ли такую развязку?

– Что чувствовали, когда слушали?

(Испуг, страх, жалость, гордость, восхищение, удивление, отчаяние, переживание)

Работа со “Словарём чувств”. (На каждом столе лежит “Словарь чувств”, которым дети пользуются при анализе текста, если есть необходимость.)

– В какой момент? В какой части текста? (Дети поясняют так: “Я чувствовал страх, когда птенец оказался перед мордой огромного пса. Это происходило почти в начале текста.)

– Какой момент в произведении был самый напряжённый?

– Почему? (Высказывания детей.)

3. Анализ произведения.

– Чтобы выстроить последовательность событий, в соответствии с сюжетно-композиционным треугольником, вернёмся к тексту и перечитаем его.

Слайд 4.

– Когда будете готовы, сядьте, пожалуйста, правильно. (Дети самостоятельно перечитывают текст, делят его на части, сверяются с соседом.)

– В какой момент было спокойно, ничего не предвещало беды. Подтвердите словами из текста. (Обратить внимание на слово “Аллея – дорога с рядами деревьев по обеим сторонам”.)

– Как будете читать? (Чтение отрывка.)

– Постарайтесь это спокойствие передать при чтении.

– Чтобы изобразили на иллюстрации?

– А вот что мы видим на компьютере.

Слайд 5.

– Где наступает первое волнение? (Обратить внимание на слово “красться”.)

– Какие слова теста подтверждают начало завязки событий?

– Как будете читать? (Настороженно.)

– Как вы думаете, вот эта иллюстрация подойдёт к моменту завязки?

Слайд 6.

– А вы что представляете?

– Какое чувство испытали дальше? (Переживание, страх.)

– Какие слова помогают представить молодого воробья?

(Желтизна около клюва и пух на голове, он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.)

– Как ещё называют таких птенцов? (“Желторотики”.)

– Какие слова показывают развитие действия? (Упал, сидел неподвижно.)

– Какие чувства нужно передать при чтении?

– Попробуйте. (Чтение отрывка.)

– Чтобы вы нарисовали к этой части текста?

– Такой рисунок мы видим на компьютере.

Слайд 7.

– И вот наступает момент, который заставляет нас всех сжаться от страха.

– Какими словами начинается и заканчивается этот момент? (Перечитывание слов начала и конца этого эпизода.)

– На нашем треугольнике это момент кульминации.

– Как по-другому можно сказать об этом моменте? (Самый напряжённый момент.)

– Какие чувства испытывал старый воробей? (Отчаяние, страх, ужас).

– Представьте себя на месте старого воробья.

– А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья.

– Чтобы вы почувствовали? (Страх, незащищённость, ужас.)

– Какие слова передают действия старого воробья? (Камнем упал, заслонил, замирал, жертвовал.)

– Какая часть речи помогает нам представить действия старого воробья? (Глаголы.)

– Как вы понимаете выражение “камнем упал”? (Быстро упал.)

– Замените слова автора.

– Какой вариант звучит лучше?

– Подберите синонимы к слову “трепетало”. (Дрожало, тряслось.)

– Какое слово наиболее точно передаёт состояние воробья?

– Как в этой части текста автор называет маленького воробья? (Детище.)

– С какой целью? Показать его размеры?

(Подчеркнуть ещё раз, как дорог птенец старому воробью.)

– Как нужно читать, чтобы передать всю напряжённость этого момента?

(Со страхом, отчаянием и в тоже время с восхищением.)

– Постарайтесь передать эти интонации при чтении.

– Что хочется нарисовать?

– Смотрите, какую иллюстрацию предлагает наш помощник.

Слайд 8.

– Вы с чем-то не согласны? (Не обратил внимание на текст, собака получилась очень добрая.)

– Помните, вы говорили, что испытали чувство удивления?

– В какой момент это происходит? ( В момент продолжения действия.)

– Я считаю, что здесь можно прочитать вот так. (Провоцирую детей. Дети объясняют свой выбор.)

– Прочитайте.

– Закройте глаза и пофантазируйте, какую картину представляете?

– А вот так предлагает компьютер.

Слайд 9.

– При чтении каких слов из текста, мы испытываем радость?

– Что значит “благоговея”, обратимся к словарю. (Благоговеть – относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить.)

– Какое значение подходит для нашего текста? (Благоговеть – относиться с глубочайшим почтением.)

– С каким чувством нужно читать? (С радостью и гордостью.)

– Посмотрите, что изображено на иллюстрации. Вы так представляли?

– Так происходит развязка этого события.

Слайд 10.

– Какие слова выражают отношение автора к воробью?

– Попробуйте при чтении это передать.

– Этими словами завершается действие.

Слайд 10.

IV. Работа над образом героя

– Мы проанализировали это произведение.

– Как вы думаете, мог ли автор назвать его по-другому?

– Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.

– Какой он наш герой?

Слайд 11.

– Что мы узнали из текста о воробье? (Черногрудый, старый.)

– Что ещё узнали? (Что он совершил героический поступок – защитил своего птенца.)

– Рассмотрим взаимоотношения нашего героя с остальными героями произведения.

Слайд12.

– Назовите других героев произведения. (Молодой воробей, собака Трезор, автор.)

– Какие отношения складываются у старого воробья с молодым?

(Защита и любовь.)

– Что испытывает он перед собакой? ( Страх и ужас.)

– А собака в свою очередь? (Смущение, признание силы любви.)

– Как автор относится к старому воробью? Что чувствует? (Благоговение.)

– Какое слово повторяется в этих взаимоотношениях? (Любовь.)

– С какой целью автор рассказал нам эту историю?

– Прочитайте, пожалуйста. (Чтение последних двух абзацев.)

– Что заключается в этих словах? (Главная мысль этого произведения, это и есть идея произведения.)

– Вернёмся к началу урока.

– Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение?

– Докажите.

Слайд 13.

– Какую модель обложки выберете, посовещайтесь с соседом. (Работа в парах.)

– Готовы?

– Докажите.

– Модель обложки готова полностью?

– Самостоятельно доработайте модель обложки.

– Сверьтесь с соседом. Что у вас получилось?

– А так свою обложку доделал наш помощник. Согласны?

Слайд13.

V. Рефлексия учебной деятельности.

– Что можете сказать по модели обложки?

– Мы познакомились с удивительным произведением удивительного писателя.

– Каким вы его представляете?

– А так он выглядит на портрете художника.

Слайд14.

– А ещё он родился в селе Спасское-Лутовиново Мценского района Орловской области. Он почти наш земляк.

– В своих произведениях он писал о красоте русской природы, о людях окружавших его, но делал это, как “артист, художник и музыкант в одном лице”.

Подведём итоги вашей работы:

– Вспомните, пожалуйста, критерии оценки и оцените свою работу на уроке, для этого возьмите листок с “Лестницей самооценки” и займите соответствующую ступеньку. (У каждого ребёнка “Лестница самооценки”. В ней 10 ступенек.)

– Кто из вас занял с 1 по 5 ступеньки? Почему?

– А кто стоит на ступеньках с 6 по 8?

– А вы почему заняли эти ступеньки? (Речь о 9, 10 ступеньках.)

(Дети всё время поясняют свой выбор.)

– Я благодарю вас за работу на уроке, и мой помощник говорит вам: “Спасибо!”

Слайд 15.

И предлагает выполнить домашнее задание по выбору:

Слайд 16.

1) выразительно читать текст;
2) выучить наизусть три последних предложения;
3) подробный пересказ от лица взрослого воробья.