Цель урока: развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через содержание прочитанного произведения
Задачи:
- Познакомить детей с произведением Л.Н.Толстого; учить анализировать текст, осмысливать собственный жизненный опыт;
- Развивать умения высказывать свои мысли; творческие способности; мышление; обогащать словарный запас;
- Воспитывать чуткость по отношению к окружающему миру, понимание нравственных категорий “добро” и “зло”;
Оборудование:
- Демонстрационный материал: весы, камешки “добра” и “зла”; таблички с названиями хороших и плохих поступков; деревянное корытце, презентация, музыка.
- Раздаточный материал: текст рассказа Л.Н. Толстой “Старый дед и внучок”, коллаж – пазлы из счастливых лиц в форме сердца.
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент:
У: (дети стоят в кругу)
– Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
– Ребята, улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение и добрые слова всегда помогут справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
У: Я всем желаю счастья и добра. А вы что пожелаете всем?
Д:
— Я желаю всем здоровья.
— Я желаю всем радости.
— Я желаю всем солнечного дня.
— Я желаю всем веселых игр, добрых друзей…
2. Целеполагание:
У: Ваши пожелания обязательно исполнятся. Садитесь.
Сейчас мы с вами говорили на языке доброты. Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети. А какого человека можно назвать добрым?
Д: Добрым можно назвать того человека, который совершает хорошие поступки.
У: Верно. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
У: Сегодня мы с вами попробуем побыть в роли исследователей. Мы будем анализировать поступки, которые совершали люди. Поступки могут быть плохими и хорошими. А помогут нам разобраться старинные весы.
За каждый хороший поступок мы будем класть красивую бусинку на чашу весов с “добром”. А за плохой поступок черную бусинку на чашу весов со “злом”.
В конце занятия мы увидим, чего же в мире больше, добра или зла. Вы готовы?
Д: Да
У: А сейчас я предлагаю вам начать исследование. Послушайте внимательно мой рассказ и скажите, какие дела были совершены человеком.
3. Знакомство с биографией Л.Н. Толстого: СЛАЙД 2
У: Давным-давно, целых 200 лет назад родился русский писатель, который очень любил детей и писал для них рассказы (портрет Л.Н. Толстого). Звали его Л.Н. Толстой. В те времена народ был безграмотный, школ в городах было мало, а в деревнях их совсем не было. Лев Николаевич Толстой устроил в своей деревне, Ясная Поляна, школу для крестьянских детей.
СЛАЙД 3
А в других деревнях он открыл еще 20 школ. А так как учебников тоже не было, Толстой написал их сам. Так появилась “Азбука”, “Новая азбука” и “ Книги для чтения”. По ним учились многие дети.
СЛАЙД 4
У: Ребята, что сделал Л.Н. Толстой для детей? Какие дела он совершил?
Д: Писал для детей рассказы, открыл школу, написал учебники, он совершил добрые дела.
У: Найдите таблички с добрыми делами и повесьте на доску. На какую чашу весов надо положить добрые дела? Продолжим дальше наше исследование.
(На доске)
Чаша “добра” :
- Писал рассказы
- Открыл школу
- Создал учебник
4. Словарная работа СЛАЙД 5
У: Ребята, сегодня мы будем исследовать произведение Л.Н. Толстого, которое называется “Старый дед и внучек”. В этом рассказе встретятся слова, значение которых вам не совсем понятно. Прочитайте их и попробуйте объяснить.
СЛАЙД 6
Невестка – похоже на слово невеста. Когда молодой человек женится, то его жена становится для мамы и папы – невестка.
Слаживать – от слова – ладить, делать что-нибудь.
Лоханка – деревянное корытце, раньше в деревнях использовали для кормления поросят. (Показ настоящей лоханки)
Рисунок 1
Бранить – ругать
У: Итак, продолжаем исследование. После чтения рассказа я предлагаю вам ответить на вопрос: Какой герой вызвал у вас сочувствие?
5. Чтение рассказа Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек” учителем.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. СЛАЙД 7
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
СЛАЙД 7А
Отец и спросил: “Что ты это делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
6. Организация художественного анализа текста.
У: Итак, начинаем исследование. Какой герой вызвал у вас сочувствие? Почему?
У: Почему деда не сажали за стол?
Д: Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.
У: Ребята, какие чувства вы испытываете к дедушке?
Д: Его жалко.
У: Давайте найдем это чувство и обязательно его положим в чашу “добра”.
Чаша “добра”:
- Жалость
У: Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
Д: Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке”.
У: Правильно ли поступила невестка? Почему? Можно ли так обращаться с родителями?
Д: Невестка поступила неправильно, нельзя так обращаться со своими родителями, с окружающими.
У: Какая невестка?
Д: Злая
У: Найдите эти качества среди других. На какую часть доски мы его повесим? На какую чашу весов добавим?
Чаша “зла”:
- Злость
У: Продолжаем исследование. Прочитайте, что делал Миша. Зачем Миша делал лохань?
Д: Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми.
У: Как вы считаете, это хороший поступок, кормить родителей из лоханки?
Д: Это плохой поступок. Нельзя так обращаться с родителями.
У: Найдите табличку с этим поступком и повесьте ее на доску. На какую чашу весов добавим этот поступок?
Рисунок 2
Д: На чашу со “злом”.
Чаша “зла”:
- Кормить родителей из лоханки
У: Как вы думаете, почему Миша решил кормить родителей из лоханки? (Как родители обращались с дедом?)
Д: Миша увидел, как родители обращаются с дедом.
У: Почему родители Миши заплакали?
Д: Им стало стыдно за то, что они так обижали старика.
У: Родители стали испытывать чувство стыда. Это хорошее чувство или плохое?
У: Найдите табличку с этим чувством. На какую чашу весов добавим это чувство?
Д: на чашу с “добром”
Чаша “добра”:
- Стыд
Рисунок 3
У: Как после этой истории родители стали относиться к дедушке?
Д: Стали сажать его за стол и ухаживать за ним, стали заботиться о нем.
У: Найдите табличку, которая характеризует данный поступок.
У: На какую чашу положим “заботу”?
Д: На чашу с “добром”.
Чаша “добра”:
- Ухаживать за родителями
У: Чему нас учит рассказ? Как надо относиться к старшим?
Д: Рассказ учит нас с уважением относиться к родителям.
У: Найдите таблички с этими словами. И снова наша чаша наполняется “добром”
Чаша “добра”:
- Уважительное отношение к родителям СЛАЙД 8
У: Поднимите руки есть ли в вашей семье дедушки и бабушки?
7. Творческая работа.
Я вам предлагаю продолжить исследования в области чувств. Давайте напишем мини-сочинения “Как я отношусь к своим родителям”. У вас есть 3 минуты, пока звучит музыка. (Весенний вальс Шопена) Музыка на слайде 8
Чтение 2-3 сочинений.
У: На какую чашу весов вы бы положили ваши чувства? Добавьте.
(Дети называют свои чувства и кладут бусинки).
8. Чтение и сравнительный анализ стихотворений.
У: Вы все прекрасно знаете, что люди могут совершать и добрые, и злые поступки. А от этих поступков зависит жизнь других существ. Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Слушайте внимательно и постарайтесь определить, как можно назвать чувство, которое проявили люди?
Щенок СЛАЙД 9
Стояла ранняя зима,
И шел уже снежок.
Щенка подкинули во двор;
Быть – может, кто возьмет?
Щенок отчаянно скулил,
Бежал ко всем подряд.
Но люди мимо проходили
И отводили взгляд.
Он плакал, лежа на земле,
До самого утра.
А утром дворник подобрал СЛАЙД 9А
Замерзшего щенка.
Он умер, не познав добра.
А люди говорили;
– Что ж, такова его судьба,
Не мы его убили.
У: Как вы считаете, кто виноват в смерти щенка? Почему?
Д: Люди, потому что не взяли его
У: А знаете ли вы, что собака шесть тысяч лет живёт рядом с человеком? Это первое прирученное животное, которое верит человеку и всегда преданно ему. А сейчас мы все чаще видим, как на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – это чей-то брошенный друг. Друг, которого предали и довели до отчаяния. Друг, с которым поступили, как с ненужной вещью? Что сделали люди? А что надо было сделать? У этих людей нет…сердца. Они прошли мимо и равнодушно отворачивались. Какие качества проявили люди к щенку в данном стихотворении?
Д: Бессердечие, равнодушие
У: И, к сожалению, мы кладем эти качества на чашу весов.
Чаша “зла”:
- Бессердечие
- Равнодушие
У: Ребята, скажите, все ли люди проявляют бессердечие, равнодушие по отношению к другим?
Д: Нет. Есть люди с добрым сердцем, которые никогда никого не оставят в беде.
У: Продолжим исследовательскую деятельность. Сейчас я прочитаю другое стихотворение, которое называется “Котенок”. А вы постарайтесь определить, какое качество проявила девочка по отношению к животному.
Котенок СЛАЙД 10
Кто-то выбросил котенка.
Сидя на земле,
Он мяукал тонко, тонко:
– Мама, где ты, где?
Мир вокруг большой и
Страшный, ветер до костей,
И от ужаса котенок
Плакал все сильней.
Вдруг котенка подхватила СЛАЙД 10А
Детская рука,
– Папа, глянь, какое чудо
Я для нас нашла.
У: Зачем девочка забрала котенка?
Д: Чтобы он не замерз, чтобы за ним ухаживать.
У: Какое чувство проявила девочка по отношению к котенку?
Д: Жалость
Чаша “добра”:
- Жалость
У: Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного щенка или котенка?
Д: Взяли бы домой и стали ухаживать
У: А стали бы защищать и оберегать?
Д: Да.
У: На какую чашу весов положим этот поступок?
Д: На чашу “добра”
Чаша “добра”:
- Защищать и оберегать
У: Значит у вас ребята большое и доброе сердце.
У: Ребята, такое качество, как готовность бескорыстно помочь кому-либо из сострадания, называется милосердие, значит вы милосердные.
У: Найдите табличку и повесьте ее на доску и добавьте на чашу весов.
Чаша “добра”:
- Милосердие
10. Итог урока
У: Давайте посмотрим, чего же больше в мире: добра или зла? Прочитайте добрые слова. (хором)
Д: Чаша весов с “добром” перевесила чашу со “злом”.
У: Вот видите, ребята, добро победило зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки — в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. А сейчас давайте соберем все добрые качества и поступки, о которых мы сегодня говорили и посмотрим, что получится?
(Звучит музыка Барбарики “Что такое доброта”; дети собирают пазлы – получается коллаж из счастливых лиц в форме сердца).
У: Что у вас получилось?
Д: Сердце
Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Д: Делать добро очень приятно и радостно.
Рисунок 4
У: Наш урок подходит к концу. Вы еще дети и впереди вас ждет много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. Пускай в ваших сердцах чаша “добра” всегда перевешивает чашу “зла”. Пусть ваши сердца светятся, как солнце, для других людей. СЛАЙД 11