Урок развития речи коррекционной школы VIII-го вида по теме "Добро и зло. Выбор – за нами". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через содержание прочитанного произведения

Задачи:

  • Познакомить детей с произведением Л.Н.Толстого; учить анализировать текст, осмысливать собственный жизненный опыт;
  • Развивать умения высказывать свои мысли; творческие способности; мышление; обогащать словарный запас;
  • Воспитывать чуткость по отношению к окружающему миру, понимание нравственных категорий “добро” и “зло”;

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: весы, камешки “добра” и “зла”; таблички с названиями хороших и плохих поступков; деревянное корытце, презентация, музыка.
  2. Раздаточный материал: текст рассказа Л.Н. Толстой “Старый дед и внучок”, коллаж – пазлы из счастливых лиц в форме сердца.

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Целеполагание
  3. Знакомство с биографией Л.Н. Толстого
  4. Словарная работа
  5. Чтение рассказа Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек” учителем
  6. Организация художественного анализа
  7. Творческая работа
  8. Сравнительный анализ стихотворений
  9. Итог урока

Ход урока

1. Организационный момент:

У: (дети стоят в кругу)

– Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

– Ребята, улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение и добрые слова всегда помогут справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

У: Я всем желаю счастья и добра. А вы что пожелаете всем?

Д:

— Я желаю всем здоровья.

— Я желаю всем радости.

— Я желаю всем солнечного дня.

— Я желаю всем веселых игр, добрых друзей…

2. Целеполагание:

У: Ваши пожелания обязательно исполнятся. Садитесь.

Сейчас мы с вами говорили на языке доброты. Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети. А какого человека можно назвать добрым?

Д: Добрым можно назвать того человека, который совершает хорошие поступки.

У: Верно. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

У: Сегодня мы с вами попробуем побыть в роли исследователей. Мы будем анализировать поступки, которые совершали люди. Поступки могут быть плохими и хорошими. А помогут нам разобраться старинные весы.

За каждый хороший поступок мы будем класть красивую бусинку на чашу весов с “добром”. А за плохой поступок черную бусинку на чашу весов со “злом”.

В конце занятия мы увидим, чего же в мире больше, добра или зла. Вы готовы?

Д: Да

У: А сейчас я предлагаю вам начать исследование. Послушайте внимательно мой рассказ и скажите, какие дела были совершены человеком.

3. Знакомство с биографией Л.Н. Толстого: СЛАЙД 2

У: Давным-давно, целых 200 лет назад родился русский писатель, который очень любил детей и писал для них рассказы (портрет Л.Н. Толстого). Звали его Л.Н. Толстой. В те времена народ был безграмотный, школ в городах было мало, а в деревнях их совсем не было. Лев Николаевич Толстой устроил в своей деревне, Ясная Поляна, школу для крестьянских детей.

СЛАЙД 3

А в других деревнях он открыл еще 20 школ. А так как учебников тоже не было, Толстой написал их сам. Так появилась “Азбука”, “Новая азбука” и “ Книги для чтения”. По ним учились многие дети.

СЛАЙД 4

У: Ребята, что сделал Л.Н. Толстой для детей? Какие дела он совершил?

Д: Писал для детей рассказы, открыл школу, написал учебники, он совершил добрые дела.

У: Найдите таблички с добрыми делами и повесьте на доску. На какую чашу весов надо положить добрые дела? Продолжим дальше наше исследование.

(На доске)

Чаша “добра” :

  • Писал рассказы
  • Открыл школу
  • Создал учебник

4. Словарная работа СЛАЙД 5

У: Ребята, сегодня мы будем исследовать произведение Л.Н. Толстого, которое называется “Старый дед и внучек”. В этом рассказе встретятся слова, значение которых вам не совсем понятно. Прочитайте их и попробуйте объяснить.

СЛАЙД 6

Невестка – похоже на слово невеста. Когда молодой человек женится, то его жена становится для мамы и папы – невестка.

Слаживать – от слова – ладить, делать что-нибудь.

Лоханка – деревянное корытце, раньше в деревнях использовали для кормления поросят. (Показ настоящей лоханки)

Рисунок 1

Бранить – ругать

У: Итак, продолжаем исследование. После чтения рассказа я предлагаю вам ответить на вопрос: Какой герой вызвал у вас сочувствие?

5. Чтение рассказа Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек” учителем.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. СЛАЙД 7

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

СЛАЙД 7А

Отец и спросил: “Что ты это делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

6. Организация художественного анализа текста.

У: Итак, начинаем исследование. Какой герой вызвал у вас сочувствие? Почему?

У: Почему деда не сажали за стол?

Д: Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

У: Ребята, какие чувства вы испытываете к дедушке?

Д: Его жалко.

У: Давайте найдем это чувство и обязательно его положим в чашу “добра”.

Чаша “добра”:

  • Жалость

У: Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Д: Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке”.

У: Правильно ли поступила невестка? Почему? Можно ли так обращаться с родителями?

Д: Невестка поступила неправильно, нельзя так обращаться со своими родителями, с окружающими.

У: Какая невестка?

Д: Злая

У: Найдите эти качества среди других. На какую часть доски мы его повесим? На какую чашу весов добавим?

Чаша “зла”:

  • Злость

У: Продолжаем исследование. Прочитайте, что делал Миша. Зачем Миша делал лохань?

Д: Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми.

У: Как вы считаете, это хороший поступок, кормить родителей из лоханки?

Д: Это плохой поступок. Нельзя так обращаться с родителями.

У: Найдите табличку с этим поступком и повесьте ее на доску. На какую чашу весов добавим этот поступок?

Рисунок 2

Д: На чашу со “злом”.

Чаша “зла”:

  • Кормить родителей из лоханки

У: Как вы думаете, почему Миша решил кормить родителей из лоханки? (Как родители обращались с дедом?)

Д: Миша увидел, как родители обращаются с дедом.

У: Почему родители Миши заплакали?

Д: Им стало стыдно за то, что они так обижали старика.

У: Родители стали испытывать чувство стыда. Это хорошее чувство или плохое?

У: Найдите табличку с этим чувством. На какую чашу весов добавим это чувство?

Д: на чашу с “добром”

Чаша “добра”:

  • Стыд

Рисунок 3

У: Как после этой истории родители стали относиться к дедушке?

Д: Стали сажать его за стол и ухаживать за ним, стали заботиться о нем.

У: Найдите табличку, которая характеризует данный поступок.

У: На какую чашу положим “заботу”?

Д: На чашу с “добром”.

Чаша “добра”:

  • Ухаживать за родителями

У: Чему нас учит рассказ? Как надо относиться к старшим?

Д: Рассказ учит нас с уважением относиться к родителям.

У: Найдите таблички с этими словами. И снова наша чаша наполняется “добром”

Чаша “добра”:

  • Уважительное отношение к родителям СЛАЙД 8

У: Поднимите руки есть ли в вашей семье дедушки и бабушки?

7. Творческая работа.

Я вам предлагаю продолжить исследования в области чувств. Давайте напишем мини-сочинения “Как я отношусь к своим родителям”. У вас есть 3 минуты, пока звучит музыка. (Весенний вальс Шопена) Музыка на слайде 8

Чтение 2-3 сочинений.

У: На какую чашу весов вы бы положили ваши чувства? Добавьте.

(Дети называют свои чувства и кладут бусинки).

8. Чтение и сравнительный анализ стихотворений.

У: Вы все прекрасно знаете, что люди могут совершать и добрые, и злые поступки. А от этих поступков зависит жизнь других существ. Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Слушайте внимательно и постарайтесь определить, как можно назвать чувство, которое проявили люди?

Щенок СЛАЙД 9

Стояла ранняя зима,
И шел уже снежок.
Щенка подкинули во двор;
Быть – может, кто возьмет?
Щенок отчаянно скулил,
Бежал ко всем подряд.
Но люди мимо проходили
И отводили взгляд.
Он плакал, лежа на земле,
До самого утра.
А утром дворник подобрал СЛАЙД 9А
Замерзшего щенка.
Он умер, не познав добра.
А люди говорили;
– Что ж, такова его судьба,
Не мы его убили.

У: Как вы считаете, кто виноват в смерти щенка? Почему?

Д: Люди, потому что не взяли его

У: А знаете ли вы, что собака шесть тысяч лет живёт рядом с человеком? Это первое прирученное животное, которое верит человеку и всегда преданно ему. А сейчас мы все чаще видим, как на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – это чей-то брошенный друг. Друг, которого предали и довели до отчаяния. Друг, с которым поступили, как с ненужной вещью? Что сделали люди? А что надо было сделать? У этих людей нет…сердца. Они прошли мимо и равнодушно отворачивались. Какие качества проявили люди к щенку в данном стихотворении?

Д: Бессердечие, равнодушие

У: И, к сожалению, мы кладем эти качества на чашу весов.

Чаша “зла”:

  • Бессердечие
  • Равнодушие

У: Ребята, скажите, все ли люди проявляют бессердечие, равнодушие по отношению к другим?

Д: Нет. Есть люди с добрым сердцем, которые никогда никого не оставят в беде.

У: Продолжим исследовательскую деятельность. Сейчас я прочитаю другое стихотворение, которое называется “Котенок”. А вы постарайтесь определить, какое качество проявила девочка по отношению к животному.

Котенок СЛАЙД 10

Кто-то выбросил котенка.
Сидя на земле,
Он мяукал тонко, тонко:
– Мама, где ты, где?
Мир вокруг большой и
Страшный, ветер до костей,
И от ужаса котенок
Плакал все сильней.
Вдруг котенка подхватила СЛАЙД 10А
Детская рука,
– Папа, глянь, какое чудо
Я для нас нашла.

У: Зачем девочка забрала котенка?

Д: Чтобы он не замерз, чтобы за ним ухаживать.

У: Какое чувство проявила девочка по отношению к котенку?

Д: Жалость

Чаша “добра”:

  • Жалость

У: Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного щенка или котенка?

Д: Взяли бы домой и стали ухаживать

У: А стали бы защищать и оберегать?

Д: Да.

У: На какую чашу весов положим этот поступок?

Д: На чашу “добра”

Чаша “добра”:

  • Защищать и оберегать

У: Значит у вас ребята большое и доброе сердце.

У: Ребята, такое качество, как готовность бескорыстно помочь кому-либо из сострадания, называется милосердие, значит вы милосердные.

У: Найдите табличку и повесьте ее на доску и добавьте на чашу весов.

Чаша “добра”:

  • Милосердие

10. Итог урока

У: Давайте посмотрим, чего же больше в мире: добра или зла? Прочитайте добрые слова. (хором)

Д: Чаша весов с “добром” перевесила чашу со “злом”.

У: Вот видите, ребята, добро победило зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки — в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. А сейчас давайте соберем все добрые качества и поступки, о которых мы сегодня говорили и посмотрим, что получится?

(Звучит музыка Барбарики “Что такое доброта”; дети собирают пазлы – получается коллаж из счастливых лиц в форме сердца).

У: Что у вас получилось?

Д: Сердце

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Д: Делать добро очень приятно и радостно.

Рисунок 4

У: Наш урок подходит к концу. Вы еще дети и впереди вас ждет много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. Пускай в ваших сердцах чаша “добра” всегда перевешивает чашу “зла”. Пусть ваши сердца светятся, как солнце, для других людей. СЛАЙД 11

Приложение 1 (Презентация)

Приложение 2

Приложение 3